Главная Культура 20:17 16 Октября 2016 5436
Алексей Пиманов: Кино должно быть честным - это самое главное

В беседе корреспондента «Труда» с известным продюсером, режиссером и телеведущим Алексеем Пимановым нашлось место и лирическому, и эпическому

Оксана Гаврюшенко

Семейный продюсерский тандем Ольги Погодиной и Алексея Пиманова, не так давно подаривший телезрителям многосерийный фильм «Маргарита Назарова», подготовил новую картину — «Любовь прет-а-порте». В новом фильме Ольга выступила в качестве продюсера и исполнительницы главной роли. Картина о любви итальянца и русской была задумана как легкая, ироничная комедия. Сопродюсером с итальянской стороны выступил Пьетро Инноченци, на профессиональном счету которого фильмы с участием легендарного Адриано Челентано. О том, насколько ожидаем этот фильм, стало понятно на кинофестивале «Окно в Европу», где состоялся показ картины в конкурсной программе. В нашем разговоре с известным продюсером, режиссером и телеведущим Алексеем Пимановым нашлось место и лирическому, и эпическому.

— Алексей, как случилось, что вы, автор серьезных исторических телевизионных фильмов, стали снимать комедии? С чем связана такая метаморфоза?

— Да, наши военно-исторические проекты — многосерийные художественные фильмы «Александровский сад», «Охота на Берию», «Галина», «Жуков», «Власик» — это мощные картины о советской эпохе. Мне всегда было интересно это время, к тому же в руках у меня было огромное количество уникального архивного материала. Тем не менее из уже сделанных фильмов я выделю три полнометражных проекта иного толка. «Три дня в Одессе» — это историческая приключенческая драма. «Мужчина в моей голове» — новогодняя комедия. «Овечка Долли была злая и рано умерла» — фэнтези о путешествии во времени. Кстати, на фестивале комедий «Улыбнись, Россия!» «Овечка» была удостоена специального приза. А на фестивале российского кино во французском городе Онфлер она же стала фильмом закрытия.

Кроме того, специальные показы «Овечки Долли» состоялись на кинофестивалях в Польше, Азербайджане, Испании. Картина стала также обладательницей награды на крымском кинофестивале «Алые паруса» в номинации «Самый увлекательный фильм». Говорят, она очень нравится детям...

Все эти фильмы так или иначе связаны с жанром, который принято называть легким. Мне этот жанр интересен, я отдыхаю душой, когда снимаю подобные вещи. Готовясь к съемкам картины «Мужчина в моей голове», я сказал одной моей знакомой, что собираюсь снимать кино «для женщин, про женщин и о женской психологии». И она мне как-то свысока ответила: «Запомни, Леша, никто из мужчин не сможет снять кино о женской психологии». «А я все же попробую», — ответил я и приступил к съемкам.

— Как вы полагаете, легко ли современной молодежи воспринимать фильмы о Великой Отечественной войне? И вообще, возникает такое ощущение: чем дороже картина на военную тему, тем меньше ей веришь.

— Объясню. У нас основная аудитория в кинотеатрах — это молодые люди с клиповым мышлением. Они по жизни спринтеры, а не стайеры. Именно для них делаются большие прокатные истории со спецэффектами. А потом это кино ты отдаешь на ТВ, где совсем другая аудитория и другие механизмы восприятия. Основная ошибка людей, которые берутся делать военные фильмы, в том, что они думают: «Вот я сделаю фильм на современном клиповом языке, понятном молодежи!» Но при таком подходе почти неизбежно теряется настоящая драматургия — то, что держит любую историю. О таланте создателей отдельный разговор. И часто на выходе остается выхолощенная лента, чистая картинка. Как говорится, ни уму ни сердцу. Всегда нужно искать золотую середину.

Вот сейчас группа Ольги Погодиной снимает фильм «Танкисты», большой полнометражный проект. С самого начала мы договорились: сценарий будем писать про людей, а не про Рембо. И мы в первую очередь обращали внимание на живость характеров. Важно понять, что наши танкисты — прежде всего такие же люди, как и мы. И сначала они у нас совсем не герои. Им в 1942-м всего-то по 25-30 лет... И есть подвиг, к которому эти люди не были готовы с детства, но просто так сложилась их жизнь, что они сумели совершить невозможное. Так же, как в великом фильме «А зори здесь тихие:» Станислава Ростоцкого. Те зенитчицы были обычными девчонками, которые в ситуации крайней необходимости совершили то, что им было предначертано военной судьбой. Здесь не стоит следовать голливудским стандартам. По нам война ударила куда больнее, чем по ним. И потому для них это больше игра, приключения, экшен, а для нас — драма, беда, проявление духа.

Вот когда итальянцы приезжали к нам по работе над «Любовью прет-а-порте», мы сидели с ними в итальянском ресторанчике в Москве. Актер Паоло Контичини (он у нас в байопике о Маргарите Назаровой потом сыграл роль Отто), прекрасный артист, образованный человек, вдруг спрашивает: «А почему сегодня перекрыли вход в Александровский сад и я не смог в него попасть?» Отвечаю: «Так день поминовения же, годовщина начала Великой Отечественной войны...» Он мне: «Но это же не День Победы, что тут отмечать?» Я отвечаю, что у нас 27 миллионов погибло, а проживало на момент начала войны 147 миллионов. Он смотрит на меня, не понимая, переспрашивает: «Два и семь?» Я ему: «Нет, двадцать семь!» Вижу, не поверил, стал смотреть в интернете. И потом, когда отыскал военную статистику, долго сидел молча. Он ничего про это не знал, пытался осознать цифры и факты, с которыми мы с рождения живем...

Вот про что важно помнить, когда приступаешь к работе над большим фильмом военно-исторической тематики. Лично для меня в фильме «Ярость» Дэвида Эйра с Брэдом Питтом главное то, что это фильм про людей. Оставим за скобками их американское видение европейской войны...

— Вы также завершили и первую часть съемок масштабного проекта «Крым». Его уже называют историей современных Ромео и Джульетты на фоне крымских событий...

— Это история про движение навстречу друг другу. Невзирая на обиды, недопонимание и взаимные претензии. Героиня у нас из Киева, ее играет Женя Лапова — талантливый, очень тонкий человек. Запомните ее имя. Ну и Рома Курцын, любимец девушек, сыгравший в нескольких сезонах сериала «Меч». Его герой — из Севастополя. Удивительная пара! Героиня Жени на протяжении всего фильма совершает поступки, которые с нашей, российской, точки зрения алогичны. Весь фильм она пытается понять, что происходит. Она настолько уверена в своей правоте с самого начала, что и в конце фильма не сдает свои позиции, но приходит к осознанию того, что мир гораздо сложнее.

— Тяжело было подступаться к этой сложной, противоречивой теме?

— Безусловно. Я это на себе почувствовал. Вот случился март 2014-го. Мы уже в апреле поняли, что будем снимать такую историю. Думали, что напишем сценарий месяца за три. Изначально знали, что наша Джульетта — из Киева, а Ромео — из Крыма. А как дальше быть? Чем все закончится? Мы только через год придумали финал и уже его не трогали, хотя многое другое еще полгода меняли: герои ведь начинают жить, и вдруг понимаешь, что этот человек так вести себя не может, как это виделось дома за компьютером... Даже во время съемок мы продолжали что-то менять в сценарии. Прекрасный оператор Владимир Климов уже привык к моим словам: «Так, Владимир Михайлович, сегодня все делаем по-другому».

Вначале я был уверен, что выстроится очередь из желающих высказать свое мнение по этой теме. Но многие мои коллеги «технично» ушли в сторону: давайте-де поговорим чуть позже, по прошествии времени, когда все векторы уже будут до конца понятны... Их право, не осуждаю. Но мелко это все и лукаво, на мой взгляд. Кино должно быть честным — это самое главное.

— Неужели так сразу, в апреле 2014-го, возник замысел?

— Было уже понятно, что это тектоническое событие. И не только с точки зрения геополитики — какая часть земли кому отошла, а с точки зрения глобального человеческого разрыва, разлома. И нужно попробовать его осознать. И, может, остановить, попытаться поговорить друг с другом. Самое страшное, что у нас сейчас происходит: мы не говорим друг с другом, плюемся ядом и разбегаемся, оставаясь каждый при своем мнении. Плюс массовый психоз, СМИ поддерживаемый и подогреваемый... Выбраться из всего этого и признать, что в чем-то были не правы, — это поступок.

— У вас раньше были такие сложные съемки?

— Никогда. У нас там все летает, плывет, движется. В кадре присутствуют БТРы, «Уралы», КамАЗы, бронеавтомобили «Тигр», самолеты, вертолеты, большие десантные корабли и далее по списку. Использована лучшая съемочная техника из всего, что только можно представить. У меня впервые были такие возможности — в этом смысле мы бюджет не зажимали.

В одном эпизоде герой после гибели друга говорит: «Война пришла сюда, в Крым, и никто ее теперь не остановит!» В этот момент на горизонте появляются вертолеты, пролетая почти над головами героев. Можно было бы нарисовать это компьютерной графикой со всеми современными примочками. Но я добился того, чтобы вся техника была настоящая. Ведь когда вся эта мощь грохочет в 50 метрах над тобой, такое стоит прочувствовать!

И еще. Фильм «Крым» — про великих русских и украинских мужиков, которые не стали друг в друга стрелять. Потому что братья, потому что нельзя. У нас есть эпизод, когда украинский «Су» зашел в хвост садящемуся в Бельбеке «Илу» с нашими десантниками. Так и в жизни было. Мы восстановили реальный случай. Снимали параллельно с вертолета, с земли, из кабины «Су» и «Ила»...

— Вы выступаете на этой картине в качестве режиссера?

— На самом деле я режиссировать «Крым» изначально не собирался. Хотел «Танкистов» снимать. А «Крым» продюсировать. Но в процессе подготовки проекта, пока говорил со сценаристами, режиссерами, и особенно после поездки в Севастополь, решение пришло само. И я сказал: «Кажется, я чувствую, как надо снимать, и потому попробую сам».

— Вы сказали про волну негатива от некоторых телевизионных сюжетов. Как от нее закрываетесь?

— Дом, семья, спорт, друзья. Я приучил всех своих — и телеканал «Звезда», и «Человек и закон», и холдинг, и кинокомпанию к тому, что в субботу-воскресенье мне звонят только в крайнем случае. Раньше на съемочной площадке все в очередь стояли — то одно подписать, то другое. А сейчас за месяцы крымской экспедиции меня уже не дергали — и прекрасно справились. Значит, я неплохой руководитель...

 

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5498
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4521
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?