Главная Культура 20:17 16 Октября 2016 5504
Алексей Пиманов: Кино должно быть честным - это самое главное

В беседе корреспондента «Труда» с известным продюсером, режиссером и телеведущим Алексеем Пимановым нашлось место и лирическому, и эпическому

Оксана Гаврюшенко

Семейный продюсерский тандем Ольги Погодиной и Алексея Пиманова, не так давно подаривший телезрителям многосерийный фильм «Маргарита Назарова», подготовил новую картину — «Любовь прет-а-порте». В новом фильме Ольга выступила в качестве продюсера и исполнительницы главной роли. Картина о любви итальянца и русской была задумана как легкая, ироничная комедия. Сопродюсером с итальянской стороны выступил Пьетро Инноченци, на профессиональном счету которого фильмы с участием легендарного Адриано Челентано. О том, насколько ожидаем этот фильм, стало понятно на кинофестивале «Окно в Европу», где состоялся показ картины в конкурсной программе. В нашем разговоре с известным продюсером, режиссером и телеведущим Алексеем Пимановым нашлось место и лирическому, и эпическому.

— Алексей, как случилось, что вы, автор серьезных исторических телевизионных фильмов, стали снимать комедии? С чем связана такая метаморфоза?

— Да, наши военно-исторические проекты — многосерийные художественные фильмы «Александровский сад», «Охота на Берию», «Галина», «Жуков», «Власик» — это мощные картины о советской эпохе. Мне всегда было интересно это время, к тому же в руках у меня было огромное количество уникального архивного материала. Тем не менее из уже сделанных фильмов я выделю три полнометражных проекта иного толка. «Три дня в Одессе» — это историческая приключенческая драма. «Мужчина в моей голове» — новогодняя комедия. «Овечка Долли была злая и рано умерла» — фэнтези о путешествии во времени. Кстати, на фестивале комедий «Улыбнись, Россия!» «Овечка» была удостоена специального приза. А на фестивале российского кино во французском городе Онфлер она же стала фильмом закрытия.

Кроме того, специальные показы «Овечки Долли» состоялись на кинофестивалях в Польше, Азербайджане, Испании. Картина стала также обладательницей награды на крымском кинофестивале «Алые паруса» в номинации «Самый увлекательный фильм». Говорят, она очень нравится детям...

Все эти фильмы так или иначе связаны с жанром, который принято называть легким. Мне этот жанр интересен, я отдыхаю душой, когда снимаю подобные вещи. Готовясь к съемкам картины «Мужчина в моей голове», я сказал одной моей знакомой, что собираюсь снимать кино «для женщин, про женщин и о женской психологии». И она мне как-то свысока ответила: «Запомни, Леша, никто из мужчин не сможет снять кино о женской психологии». «А я все же попробую», — ответил я и приступил к съемкам.

— Как вы полагаете, легко ли современной молодежи воспринимать фильмы о Великой Отечественной войне? И вообще, возникает такое ощущение: чем дороже картина на военную тему, тем меньше ей веришь.

— Объясню. У нас основная аудитория в кинотеатрах — это молодые люди с клиповым мышлением. Они по жизни спринтеры, а не стайеры. Именно для них делаются большие прокатные истории со спецэффектами. А потом это кино ты отдаешь на ТВ, где совсем другая аудитория и другие механизмы восприятия. Основная ошибка людей, которые берутся делать военные фильмы, в том, что они думают: «Вот я сделаю фильм на современном клиповом языке, понятном молодежи!» Но при таком подходе почти неизбежно теряется настоящая драматургия — то, что держит любую историю. О таланте создателей отдельный разговор. И часто на выходе остается выхолощенная лента, чистая картинка. Как говорится, ни уму ни сердцу. Всегда нужно искать золотую середину.

Вот сейчас группа Ольги Погодиной снимает фильм «Танкисты», большой полнометражный проект. С самого начала мы договорились: сценарий будем писать про людей, а не про Рембо. И мы в первую очередь обращали внимание на живость характеров. Важно понять, что наши танкисты — прежде всего такие же люди, как и мы. И сначала они у нас совсем не герои. Им в 1942-м всего-то по 25-30 лет... И есть подвиг, к которому эти люди не были готовы с детства, но просто так сложилась их жизнь, что они сумели совершить невозможное. Так же, как в великом фильме «А зори здесь тихие:» Станислава Ростоцкого. Те зенитчицы были обычными девчонками, которые в ситуации крайней необходимости совершили то, что им было предначертано военной судьбой. Здесь не стоит следовать голливудским стандартам. По нам война ударила куда больнее, чем по ним. И потому для них это больше игра, приключения, экшен, а для нас — драма, беда, проявление духа.

Вот когда итальянцы приезжали к нам по работе над «Любовью прет-а-порте», мы сидели с ними в итальянском ресторанчике в Москве. Актер Паоло Контичини (он у нас в байопике о Маргарите Назаровой потом сыграл роль Отто), прекрасный артист, образованный человек, вдруг спрашивает: «А почему сегодня перекрыли вход в Александровский сад и я не смог в него попасть?» Отвечаю: «Так день поминовения же, годовщина начала Великой Отечественной войны...» Он мне: «Но это же не День Победы, что тут отмечать?» Я отвечаю, что у нас 27 миллионов погибло, а проживало на момент начала войны 147 миллионов. Он смотрит на меня, не понимая, переспрашивает: «Два и семь?» Я ему: «Нет, двадцать семь!» Вижу, не поверил, стал смотреть в интернете. И потом, когда отыскал военную статистику, долго сидел молча. Он ничего про это не знал, пытался осознать цифры и факты, с которыми мы с рождения живем...

Вот про что важно помнить, когда приступаешь к работе над большим фильмом военно-исторической тематики. Лично для меня в фильме «Ярость» Дэвида Эйра с Брэдом Питтом главное то, что это фильм про людей. Оставим за скобками их американское видение европейской войны...

— Вы также завершили и первую часть съемок масштабного проекта «Крым». Его уже называют историей современных Ромео и Джульетты на фоне крымских событий...

— Это история про движение навстречу друг другу. Невзирая на обиды, недопонимание и взаимные претензии. Героиня у нас из Киева, ее играет Женя Лапова — талантливый, очень тонкий человек. Запомните ее имя. Ну и Рома Курцын, любимец девушек, сыгравший в нескольких сезонах сериала «Меч». Его герой — из Севастополя. Удивительная пара! Героиня Жени на протяжении всего фильма совершает поступки, которые с нашей, российской, точки зрения алогичны. Весь фильм она пытается понять, что происходит. Она настолько уверена в своей правоте с самого начала, что и в конце фильма не сдает свои позиции, но приходит к осознанию того, что мир гораздо сложнее.

— Тяжело было подступаться к этой сложной, противоречивой теме?

— Безусловно. Я это на себе почувствовал. Вот случился март 2014-го. Мы уже в апреле поняли, что будем снимать такую историю. Думали, что напишем сценарий месяца за три. Изначально знали, что наша Джульетта — из Киева, а Ромео — из Крыма. А как дальше быть? Чем все закончится? Мы только через год придумали финал и уже его не трогали, хотя многое другое еще полгода меняли: герои ведь начинают жить, и вдруг понимаешь, что этот человек так вести себя не может, как это виделось дома за компьютером... Даже во время съемок мы продолжали что-то менять в сценарии. Прекрасный оператор Владимир Климов уже привык к моим словам: «Так, Владимир Михайлович, сегодня все делаем по-другому».

Вначале я был уверен, что выстроится очередь из желающих высказать свое мнение по этой теме. Но многие мои коллеги «технично» ушли в сторону: давайте-де поговорим чуть позже, по прошествии времени, когда все векторы уже будут до конца понятны... Их право, не осуждаю. Но мелко это все и лукаво, на мой взгляд. Кино должно быть честным — это самое главное.

— Неужели так сразу, в апреле 2014-го, возник замысел?

— Было уже понятно, что это тектоническое событие. И не только с точки зрения геополитики — какая часть земли кому отошла, а с точки зрения глобального человеческого разрыва, разлома. И нужно попробовать его осознать. И, может, остановить, попытаться поговорить друг с другом. Самое страшное, что у нас сейчас происходит: мы не говорим друг с другом, плюемся ядом и разбегаемся, оставаясь каждый при своем мнении. Плюс массовый психоз, СМИ поддерживаемый и подогреваемый... Выбраться из всего этого и признать, что в чем-то были не правы, — это поступок.

— У вас раньше были такие сложные съемки?

— Никогда. У нас там все летает, плывет, движется. В кадре присутствуют БТРы, «Уралы», КамАЗы, бронеавтомобили «Тигр», самолеты, вертолеты, большие десантные корабли и далее по списку. Использована лучшая съемочная техника из всего, что только можно представить. У меня впервые были такие возможности — в этом смысле мы бюджет не зажимали.

В одном эпизоде герой после гибели друга говорит: «Война пришла сюда, в Крым, и никто ее теперь не остановит!» В этот момент на горизонте появляются вертолеты, пролетая почти над головами героев. Можно было бы нарисовать это компьютерной графикой со всеми современными примочками. Но я добился того, чтобы вся техника была настоящая. Ведь когда вся эта мощь грохочет в 50 метрах над тобой, такое стоит прочувствовать!

И еще. Фильм «Крым» — про великих русских и украинских мужиков, которые не стали друг в друга стрелять. Потому что братья, потому что нельзя. У нас есть эпизод, когда украинский «Су» зашел в хвост садящемуся в Бельбеке «Илу» с нашими десантниками. Так и в жизни было. Мы восстановили реальный случай. Снимали параллельно с вертолета, с земли, из кабины «Су» и «Ила»...

— Вы выступаете на этой картине в качестве режиссера?

— На самом деле я режиссировать «Крым» изначально не собирался. Хотел «Танкистов» снимать. А «Крым» продюсировать. Но в процессе подготовки проекта, пока говорил со сценаристами, режиссерами, и особенно после поездки в Севастополь, решение пришло само. И я сказал: «Кажется, я чувствую, как надо снимать, и потому попробую сам».

— Вы сказали про волну негатива от некоторых телевизионных сюжетов. Как от нее закрываетесь?

— Дом, семья, спорт, друзья. Я приучил всех своих — и телеканал «Звезда», и «Человек и закон», и холдинг, и кинокомпанию к тому, что в субботу-воскресенье мне звонят только в крайнем случае. Раньше на съемочной площадке все в очередь стояли — то одно подписать, то другое. А сейчас за месяцы крымской экспедиции меня уже не дергали — и прекрасно справились. Значит, я неплохой руководитель...

 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23113
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5496
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5369
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3869
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?