Главная Культура 22:22 16 Октября 2016 8980
Сергей Жилин: «Все деньги тратил на пластинки...»

Музыкант рассказал «Труду» об искусстве импровизации и о том, как «недомузыка» сделала его знаменитым

Ольга Киреева

В октябре в Государственном Кремлевском дворце состоится юбилейный концерт известного пианиста, дирижера, создателя оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» Сергея Жилина. Виртуозная аранжировка музыкальных произведений стала его визитной карточкой и запомнилась всем участникам и зрителям проекта «Голос». Музыкант рассказал «Труду» об искусстве импровизации и о том, как «недомузыка» сделала его знаменитым.

— Сергей Сергеевич, мы встречаемся незадолго до юбилейного концерта. Наверно, уже вовсю идут репетиции?

— У нас очень жесткий график в связи с записью программы «Голос», полным ходом идет подготовка к детскому проекту. Остается совсем немного времени. Работаем с утра до вечера без выходных.

— Чем будете удивлять?

— Сюрпризы заготовлены. Могу сказать, что Николай Фоменко на концерте предстанет в необычной ипостаси, таким его никто не видел. Он будет играть на скрипке концерт Чайковского. Иосиф Кобзон споет с внуком. Анжелика Варум кое с кем споет дуэтом.

— Даже догадываюсь с кем, если вспомнить ваше участие в качестве вокалиста в программе «Две звезды». Телевизионные проекты как-то изменили ваше творчество?

— Это полезный опыт. В силу специфики проектов мы изучили огромное количество разножанрового материала. Хотя, конечно, с другой стороны, этот опыт довольно жесткий, ведь на реализацию большого объема поставленных задач отпущено очень ограниченное время.

— Надо сказать, что «Фонограф» — это не только оркестр, но еще и группа компаний, куда входят звукозаписывающая студия, детская творческая студия, агентство по проведению праздничных мероприятий. От такой многозадачности голова кругом не идет?

— Наша производственная деятельность все равно связана с музыкой. Все хозяйственные вопросы стараюсь решать попутно. Бабушка в детстве говорила, что смена деятельности — это тот же отдых.

— Так вот, значит, как вы отдыхаете!

— Ну, да. Занимаюсь на рояле, чувствую, что уже не контролирую исполнение, займусь административными вопросами. Вернулся — контроль восстановился. Одна и та же деятельность притупляет внимательность. Репетировать нужно с большой степенью контроля, вслушиваться, что ты делаешь, иначе это бесполезно.

— Проблема кадров для вас актуальна или хватает талантливых ребят?

— Очень актуальна, поэтому стараемся сами готовить кадры. Для детей есть творческая студия эстрадно-джазового искусства. В будущем, надеюсь, они смогут перейти в состав оркестра. Часто приходят достаточно хорошие специалисты, но малоопытные. И навыки, необходимые для работы, приобретаются уже здесь.

— Импровизации можно научить?

— Не только можно, но и нужно. Невозможно импровизировать, не понимая, на чем это все зиждется. Наша беседа тоже импровизация, мы же не по заготовленному сценарию общаемся. Мы в свое время выучили буквы, слова, умеем составлять предложения, слушать собеседника, есть словарный запас, таким образом мы общаемся. Точно так же и в музыке.

— Есть шутливое выражение, что импровизация — это отчаянная попытка вспомнить мелодию. Как отличить одно от другого?

— В академической музыке невозможно ничего скрыть. Весь нотный материал монументален, меняется только прочтение произведения за счет внутреннего эмоционального состояния, вкладываемого исполнителем. Можно менять динамику, сыграть медленнее или быстрее, ярче или тише. Эта история каждый раз может быть иной, но, если вдруг кто-то начнет играть другой текст, значит, просто забыл ноты. В джазовой музыке импровизация — это развитие той темы, которую исполнитель показывает вначале, а дальше ведет ее так, как считает нужным. Может быть очень много разных вариантов продолжения, в том числе самые невероятные, которые не приняты в канонах этого стиля, но музыкант хочет сделать именно так.

— Сегодня многое можно найти в интернете, даже самые редкие концерты. Но можно ли их слушать, учитывая, что качество явно хуже живого концерта?

— В интернете есть все, в том числе и достаточно качественные записи. Мне недавно нужно было послушать Каприс № 24 Паганини, и я нашел очень хорошие варианты. Обязательно нужно ориентироваться на кого-то, знакомиться с манерой исполнения, техникой. И очень важно найти своего учителя. Если нашелся тот единственный и неповторимый педагог, которому ты доверяешь, тогда ты обязательно чему-то научишься.

— У вас был такой педагог?

— У меня он появился только лет 15 назад. Юрий Иванович Маркин, советский и российский джазмен, композитор и педагог, помог мне именно с джазовым исполнением, работой над импровизацией, гармонией. «Чайковский in jazz» — это его первоначальная обработка и моя дальнейшая аранжировка. Что касается первоначальной музыкальной подготовки, нужный учитель нашелся не сразу. В Центральной музыкальной школе мне все легко давалось, но когда меня перевели к педагогу Александру Евгеньевичу Волкову, оказалось, что нет знаний по детальной проработке произведения. Он попросил сыграть одной рукой, потом другой — у меня ничего не получилось. Александр Евгеньевич научил меня сначала работать над каждой рукой в отдельности и только потом соединять. Сейчас, когда чувствую — что-то не получается, начинаю одной рукой прорабатывать и разбираться, что мешает достичь результата.

— Когда вы решили заняться джазом, родные не пытались отговорить?

— Для них это был шок. Они считали, как и многие тогда, что джаз — это несерьезная, поверхностная музыка. Бабушка была скрипачка и считала джазовое направление «недомузыкой». Но я все равно рвался.

— А первый рубль, заработанный при помощи этой «недомузыки», помните?

— Я пытался пройти через все, и на свадьбах играл, и в ресторанах. Кроме этого работал лаборантом во Дворце пионеров, мне было лет 16-17. Помню, первую зарплату в 40 рублей всю отдал маме. Когда начал регулярно получать, ездил в магазин «Мелодия» и практически все деньги тратил на пластинки.

— Какая самая памятная?

— Пожалуй, наша, «Чайковский in jazz». В честь своего 50-летия фирма «Мелодия» переиздала лучшие джазовые диски на виниле, и мы удостоились войти в их число.

— Есть какой-то подарок, которым можно по-настоящему вас порадовать?

— Сотрудники и друзья постоянно придумывают что-то оригинальное, чтобы удивить меня. Например, однажды подарили матрешек с моим изображением. Зрители портреты дарят. А в школе-интернате города Рыбное (Рязанская область) директор оказался авиамоделистом, и, узнав, что я увлекался в детстве авиамоделированием, они с воспитанниками собрали лично для меня модель самолета. Очень трогательно!

— Для вас 50 лет — это веха или просто круглая дата?

— В 20-30 лет я думал: вот будет 50 — интересно, что это такое. А сейчас 50, думаешь: «Ну и ладно, дальше 51». Все дни расписаны, поэтому юбилей воспринимаю совершенно буднично.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4746
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4130
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?