Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:05 17 Июня 2022 9540
«Асса» - в массы, деньги - в кассу

Как создавался самый популярный фильм Сергея Соловьева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Татьяна Друбич признавалась, что очень боялась, как бы ее не выгнали из поликлиники за прогулы, а Станислав Говорухин поначалу наотрез отказался играть Крымова

В повторный прокат выходит фильм «Асса», снятый в 1987 году. Его покажут в 250 кинотеатрах в разных городах страны — от Владивостока до Калининграда. Картина, рассказывающая о конце брежневской эпохи, в то бурное время, когда она создавалась, произвела подлинный фурор. А прозвучавшая в финале «Ассы» песня Виктора Цоя «Перемен! Мы ждем перемен!» стала знаменем перестроечных процессов. А теперь культовый фильм Сергея Соловьева явился к нам совсем в иную эпоху.

К моменту работы над «Ассой» Соловьев, несмотря на свой молодой для режиссера возраст (слегка за 40), был уже автором 10 картин, мэтром, увенчанным призами международных кинофестивалей. Но ни один из его фильмов — ни «Станционный смотритель», ни «Избранные», ни «Сто дней после детства» вкупе со «Спасателем» и «Наследницей по прямой» — не принес режиссеру большого зрительского признания. Доходило до того, что на его фильм «Чужая Белая и Рябой», получивший в Венеции Большой специальный приз жюри, завозили на сеансы солдат, чтобы в зале было поменьше зияющих прорех. А в это время на картину Меньшова «Москва слезам не верит» люди занимали очередь с ночи. И Соловьев твердо решил снять зрительский хит.

«Я попробовал выработать некий беспроигрышный модуль кассового успеха, чтобы в зал пришли не только живые, но и мертвые, — рассказывал мне в свое время Сергей Александрович, с которым мы были в дружеских отношениях. — За основу я решил взять индийскую мелодраму и ее типовые клише. В фильме должен быть преуспевающий бизнесмен преклонных лет, его любовница — молоденькая святая душа. У любовницы вдруг любовь к молодому, пусть и не индусу, так к Африке (творческий псевдоним исполнителя роли Сергея Бугаева. — «Труд»). Ну и, конечно, ревность, кровь, месть, музыка, песни, пляски...»

«Тут я, правда, спотыкался, — продолжал Соловьев. — Я не очень понимал, кто будет петь и о чем. У меня хорошие отношения с Аллой Пугачевой, в то время я даже размышлял, какие песни у нее выпросить. Но тут режиссер Андрей Эшпай мне подсказал: езжай в Ленинград, там есть удивительные ребята, они и поют, и пляшут, и вообще такое вытворяют! Я поехал и открыл для себя новый мир. Я ведь никого из них в то время не знал — ни Цоя, ни Гребенщикова, ни Курехина, ни Майка Науменко, никого. Открыв рот и раззявив уши, я, как восторженный неофит, впитывал в себя культуру питерского андеграунда, испытывая эстетическое потрясение от творчества этих чрезвычайно одаренных людей. Так началась «Асса» — наверное, моя самая популярная в народе картина».

Написать сценарий «Ассы» Соловьев пригласил 22-летнего талантливого сценариста Сергея Ливнева. Ливнев, влюбленный в то время в актрису Алику Смехову, подарил главной героине это притягательно-странное имя: Алика. Сыграла ее, как водится, жена и муза режиссера Татьяна Друбич, от которой, по словам Соловьева, в кадре неизменно исходит «мощное нерукотворное сияние». Сама Татьяна считала и до сих пор без тени кокетства считает себя «актрисой по недоразумению». В то время она занималась воспитанием только что родившейся дочери Ани, работала в поликлинике врачом, параллельно снималась у Говорухина в фильме «Десять негритят» и больше всего на свете боялась, как бы ее не выгнали из поликлиники за частые отлучки с работы.

На роль хозяина жизни, «авторитетного предпринимателя», матерого цеховика Крымова Соловьев решил пригласить своего старшего товарища Станислава Говорухина, что оказалось нелегким делом. Станислав Сергеевич, снявшийся перед этим у Киры Муратовой в изрезанном цензурой фильме «Среди серых камней», решил к своим 50 годам поставить на актерской карьере крест. И ответил Соловьеву в присущей ему жесткой манере: «Не знаю и знать не хочу никакого Крымова. Я не актер, убедился в этом уже не один раз, у меня есть режиссерская профессия, вот и буду ею заниматься».

«Тем не менее, — рассказывал мне Соловьев, — я включил зануднейшую сторону своей натуры и каждый день буквально выгрызал ему все внутренности: «Слава, ты и есть Крымов, ты должен сыграть Крымова». Я его буквально сводил с ума, и в какой-то момент он не то чтобы согласился, а буркнул мне: «Ладно, давай попробуем». И после окончания съемок фильма «Десять негритят» приплыл с Таней Друбич в Ялту, где под заснеженными пальмами мы снимали «Ассу».

Наконец, третью роль в любовном треугольнике Соловьев предложил Борису Гребенщикову, но тот учтиво отказался: дескать, я и по возрасту старше юного героя, да и каждый должен заниматься своим делом. В итоге честь сыграть мальчика Бананана, готового умереть во имя свободы и любви, выпала уже упомянутому Сергею Бугаеву, он же Африка, — художнику, музыканту, колоритнейшему представителю питерской богемы. Попав в квартиру-мастерскую Африки, Соловьев впоследствии практически целиком перенес интерьер его комнаты в свой фильм. Каждую вещь, как эрмитажную драгоценность, описали, пронумеровали и отправили в Ялту. А после съемок с таким же тщанием вернули в Ленинград.

Вездесущий Бугаев-Африка привел Соловьева на полуподпольный концерт группы «Кино» — так в фильме появился Виктор Цой. Африке принадлежит и авторство названия картины. Сценарий Ливнева назывался «Здравствуй, мальчик Бананан!». С одной стороны, это была отсылка к модной композиции Юрия Чернавского, которая вошла в рок-альбом «Банановые острова», записанный в 1983 году. С другой стороны, это был намек на знаменитое пушкинское: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Но в итоге у фильма появилось нынешнее название «Асса». Как оно возникло? Вот версия Сергея Соловьева.

«Пришел ко мне Африка в три часа ночи в трусах в гостиницу «Ялта» и говорит: «Хотите фильму успеха? Нечеловеческого? Немыслимого? Такого, какого даже представить не можете? Назовите фильм «Асса»! Я в ответ: «Какого успеха, Африка? Три часа ночи!» «Назовите фильм «Асса», — твердил он. И стал говорить про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Асса!» Всем этим он меня утомил. «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьев Сергей Александрович». Африка ушел, я лег спать, а утром проснулся и понял, что моя картина называется «Асса».

Съемки фильма проходили в Ленинграде (в Михайловском замке снимали историческую часть картины с убийством императора Павла), в Москве (в частности, сцены на ипподроме и финальный концерт в парке Горького), в Ялте (в гостинице «Ореанда», в Никитском ботаническом саду и на канатной дороге). Особое очарование фильму, конечно же, принесли ялтинские сцены с неожиданно выпавшим в ноябре снегом. По сценарию снег не предусматривался, и режиссер даже распорядился приостановить съемки. Но Говорухин убедил Соловьева, что южный город, занесенный снегом, придаст изображению на экране нездешний, фантасмагорический колорит, который пойдет на пользу фильму.

Но, разумеется, «Асса» не имела бы того общественного резонанса без финальной сцены с песней Цоя «Перемен!». Собирать многотысячную массовку у Соловьева не было ни организационных возможностей, ни денег для оплаты статистов. Узнав об этом, Цой очень просто решил проблему. Он позвонил по нескольким телефонам и сообщил, что в такое-то время в такой-то день в Зеленом театре состоится его бесплатный концерт. В итоге толпа фанатов группы «Кино» числом примерно в 10 тысяч еще до начала съемок снесла ворота в Зеленом театре и заняла все места. Лавки ломились от зрителей и ломались, тут и там вспыхивали потасовки, зажигались дымовые шашки. Соловьева никто не слушал, все повиновались только Цою. Благодаря ему съемка прошла без увечий и больших эксцессов, если не считать перевернутой напоследок пожарной машины.

Еще до съемок этой сцены Соловьев взял с Виктора слово, что тот не будет исполнять песню на публике до премьеры фильма. Цой пообещал и слово свое сдержал, хотя премьера фильма задерживалась. «Ассу» под невиданно активную для того времени рекламную кампанию собирались предъявить публике в ноябре 1987 года в столичном «Ударнике». Но накануне премьеры директор кинотеатра, расположенного недалеко от Кремля, испугался нашествия неформалов, и показ фильма отменили. В итоге «Ассу» при поддержке Горбачева, которому Соловьев отбил телеграмму, впервые показали в марте 1988 года в ДК Московского электролампового завода. Премьера сопровождалась выставками авангардных художников, рок-концертами, продажей значков и маек с надписью «Асса», пластинок и кассет с саундтреком из фильма.

При бюджете в 450 тысяч рублей «Асса» за восемь месяцев показов по всей стране (а дальше советский прокат рухнул) собрала более 80 млн. Но, как говорится, не рублем единым. Картина, которая задумывалась едва ли не как индийская мелодрама, по ходу съемок обрастала новыми задачами и смыслами, обогащалась импровизационными находками, смелыми стилевыми решениями. В итоге «Асса» стала вехой и в творчестве режиссера, и в истории отечественного кино. Помимо прочего, она легализовала русский рок, выдвинула на авансцену Евгения Хавтана, Владимира Матецкого, Анри Волохонского, Виктора Цоя и группу «Кино», Бориса Гребенщикова и «Аквариум», Жанну Агузарову и группу «Браво». Сегодня иных уже нет, в том числе и самого Сергея Соловьева, ушедшего из жизни полгода назад, иные далече...

Для нескольких поколений зрителей «Асса» стала не только ярким фактом искусства, но и громким общественным явлением, знаменем перемен. Хотя, грустил впоследствии Сергей Соловьев, никто из той многотысячной толпы, которая внимала в парке Горького яростной песне Виктора Цоя, не предполагал, что перемены окажутся совсем не такими, какими их хотели и ждали...

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14208
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 12795
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12612
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Легендарное Николаевское кавалерийское училище, где учился Лермонтов, взялись перестраивать. Безвозмездно…

Ирина Смирнова
Труд
Николаевское кавалерийское училище. Фото из открытых источников.

Здание легендарного Николаевского кавалерийского училища на углу Лермонтовского проспекта и набережной Обводного канала — федеральный объект культурного наследия постройки первой четверти XIX века — будет приспособлено...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12156
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Труд
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 20:01 / 15 Октября 2022 10535
Пуаро вызывает духов

О знаменитом сыщике снимут фильм по мотивам романа «Вечеринка в Хэллоуин»

Труд
Главную роль сыграет Кеннет Брана. Фото: Michael Baker/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Принадлежащая Disney компания 20th Century Studios и лично Кеннет Брана объявили о начале работы над третьим фильмом этого актера и режиссера о знаменитом сыщике Эркюле Пуаро. Ранее им уже были сняты «Убийство...

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9546
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Новогодние корпоративы отменяются один за другим

Труд
Иосиф Пригожин высказался на тему новогоднего «Голубого огонька» весьма сдержанно. Фото: Вадим Тараканов, globallookpress.com

Городские начальники один за другим отменяют новогодние мероприятия в своих вотчинах, мотивируя это тем, что, мол, не время для иллюминации и фейерверков, а сэкономленные деньги лучше направить на экипировку мобилизованных. А народ...




Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?