21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову.
«Замечательная способность нашего героя — расположиться по всем ярусам культурного пространства», — написал о нем его биограф в серии «ЖЗЛ» Михаил Крупин, имея в виду разносторонность Михалкова: актерство, режиссуру, телепублицистику, кино, театр, власть. Помните, как в позднесоветские времена его томного бонвивана, банкрота и шалопая Сергея Сергеевича Паратова боготворили женщины — вальяжный, усатый, с бездонными глазами, в белом кителе, человек большого стиля, но холодного ума, пел про мохнатого шмеля и играючи управлял «Ласточкой», умами простофиль — «отцов» уездного города, сердцем несчастной Ларисы: всем миром? Мелодии из его картин до сих пор рвут сердце на теплоходах, в караоке, кафе, на фестивальных дорожках и даже на открытии Олимпийских игр — «Губы окаянные», «Не для меня придет весна», «А заря», ну и, конечно, «Шмель». Другого свойства роль, исполненная им, 18-летним, дебютирующим у Данелии в «Я шагаю по Москве», — гармоничный, ироничный молодой интеллектуал, идеальный человек своего времени — надежд, романтики, больших строек, но как-то в стороне, наверное, из «хорошей семьи». Михалков всегда немного камео...
Сегодня за ним, уже немолодым влиятельным мэтром, как толпа цыганок, ходят его ученицы, актрисы, режиссерки, журналистки и прочие почитательницы — дарят иконы Никиты Бесогона, обязательно антикварные и редкие, ловят каждое слово, но педагог суров. На своих мастер-классах, пока не добьется достоверности, не выпустит. Одна актриса никак не могла заплакать, так он ей прямо на сцене в миг смоделировал ситуацию: приходишь домой, а там твой молодой муж... Жестоко? А что поделать, актерская стезя не для неженок. Конкурс на его курс бешеный — из четырех сотен с лишним абитуриентов поступают 14 или 15. Так каждый год. Вы думаете, он говорит им про служение Мельпомене и священных чудовищ? Ну нет, он откровенен: «Все актерское мастерство заключается в количестве штампов, только у кого-то их три, а у кого-то тридцать три». Но это он немного кокетничает, Михалков не из тех, кто будет довольствоваться голым профессионализмом. В его понимании актер, конечно, должен гореть, его фетиш — русская драматическая школа, повлиявшая на весь кинотеатральный мир.
«Высокий класс сегодняшнего актерского мастерства — продолжение традиций великих мастеров прошлого. Но, как сказал Густав Малер, традиция — это не поклонение пеплу, а передача огня», — говорит он студентам.
Конечно, любят его не все. Как отмечает биограф Михаил Крупин, «а кого-то накрывает волна раздражения. Его близость к власти, высокие должности, благоденствие семьи, «русопятство».
«Сама его матерая фигура — чем не повод для неиссякаемого «негатива» и тайной (от самого себя прежде всего) зависти: барин, самый яркий отпрыск «клана». Даже всегдашнее общественное неравнодушие Никиты Михалкова, начиная с его выбивающихся из ряда речей на заседаниях Госкино в застойные 70-е против «лакировки советской действительности» до нынешнего «Бесогона» — для иных только позерство. Вот только в чем оно, так никто внятно и не растолковал», — говорит Михаил Крупин.
«Есть один простенький тест, но иногда самые простые — самые верные. Назови, не думая, поэта. И говоришь: Пушкин. Ученый? Эйнштейн! Режиссер? Михалков!» — заключает его биограф...
Олег Басилашвили снимался в самых первых работах Михалкова
— Никите Михалкову 80 лет? Не верится! В нем еще столько энергии и творческих идей, что эта серьезная цифра кажется сильной преувеличенной... Когда-то я снимался у молодого Михалкова в фильме «Раба любви». Прекрасная получилась картина. Мы и в свободное время не расходились, а собирались у Никиты большим кружком. Читали вслух, в частности, Бунина, других писателей первой половины XX века — чтобы проникнуться той эпохой, понять характеры и устремления наших персонажей и соответствовать им в кадре. У Михалкова такого рода «кружки» — одна из главных составляющих подготовки к съемкам. Вкупе с мастерством режиссера, художника, оператора это и дает высокое качество картин Мастера.
Светлана Крючкова считает знаковой для себя роль в фильме Михалкова «Родня»
— Никита Михалков — это большое счастье не только для зрителей, но и для любого артиста! Мне повезло, я познакомилась с ним еще в молодости. Снялась к тому времени в «Большой перемене», в некоторых других фильмах, но настоящий творческий прорыв случился спустя два года на картине «Родня». Я очень многому тогда научилась у Никиты Сергеевича, и не только профессионально. В его сценариях — а пишет он их, как известно, в основном сам — все всегда расписано буквально «до запятой»: что делать, как вести себя на площадке. И это не только для актеров, но и для осветителей, оператора, художника. Для всей съемочной группы. Мелочей не бывает — все важно. Скажем, те, кто не в кадре, всегда надевают тапочки, чтобы не мешать съемке. Ни единого звука не должно быть в такие моменты!
Никита все делает для того, чтобы артист эмоционально и творчески был свободен, настроен исключительно на свою роль. Звонит мне однажды: «Ну что, мать, сыграешь у меня роль девственницы?» Я говорю: «Никит, ты с ума сошел? Я дважды замужем, у меня дети...» Он в ответ: «В тебе столько наивного, детского — все получится». И дал мне роль домработницы Кати Моховой в «Утомленных солнцем». Мне сделали беленький передничек, какие прежде носили домработницы, подобрали парик. В то время у Никиты была такая легкая игривая привычка — положить руку на грудь или на попу артистке. А я ходила по съемочной площадке с подносом, вживаясь в роль. В какой-то момент его осенило: «А давай ты с этим подносом будешь защищаться от тех, кто в фильме щиплет тебя, пристает!»
Никита зажигает, провоцируя к тому, чтобы актеры сами додумывали за своих героев. Если предложение годится, всегда очень радуется. Михалков понимает природу каждого артиста, с которым работает. Знает, куда нажать.
— Никитой я восхищаюсь. Поздравляю его с 80-летием и желаю прожить еще столько же. Михалков — удивительный человек во всем, совершенно неутомимый по своему характеру. Это какая-то особенная неутомимость. Вы понимаете, в 80 в кинематографе уже время подводить итоги. Сколько людей ушли, не дожив до этих лет, а для Никиты это не финишная черта, а горизонт, который он хочет разорвать, выйти за него, — говорит актер и режиссер Александр Панкратов-Черный. — Как режиссер, он ближе к классике, к системе Станиславского: обязательно должен быть репетиционный период со всем коллективом. Ему очень важен согласованный актерский ансамбль. Но Никита никогда не говорит актеру, что у того что-то не получилось. Он предлагает попробовать иначе. И на самом деле добивается того, чего бы сам хотел. И все — с большим тактом, он очень интеллигентный человек. Это у него от мамы, Натальи Петровны Кончаловской.
Режиссер, сценарист, продюсер Лариса Садилова познакомилась с Михалковым на «Кинотавре» в 1998 году
— Я была там с дебютным фильмом «С днем рождения!». Набравшись храбрости (или наглости) подошла к Никите Сергеевичу, представилась и сказала: «Приходите, пожалуйста, на мой фильм, он сегодня в три часа дня». «Я приду», — ответил он. И на самом деле пришел. После показа фильма «по просьбам трудящихся» назначили еще один сеанс. И Михалков пришел на фильм во второй раз, уже со своей семьей.
Но на этом история наших взаимоотношений не закончилась. У меня намечалась премьера картины в Кашире, где мы ее и снимали. Я опять набралась смелости, позвонила Михалкову и пригласила его на премьеру. Он сказал: «Я приеду». И на самом деле приехал. Причем, в тот день он вернулся из зарубежной командировки и из аэропорта сразу поехал в Каширу. Представил меня, представил картину. Я была потрясена.Глава Госкино Армен Николаевич Медведев, который тоже приехал на премьеру, тогда пошутил: «Ну, Садилова, ты провела в Кашире международный фестиваль». И, правда, такое высокое представительство бывает только на крупных кинофорумах, а не на премьере черно-белой картины молодого режиссера.
Сам Михалков в то время заканчивал работу над «Сибирским цирюльником». После Каширы пригласил меня в свою студию ТРИТЭ, записал видеопредставление нашей картины, чтобы я могла показывать его перед премьерами в разных городах России, показал фрагмент из своего фильма и рассказал, как сложно ему было переходить с камерных картин на масштабный сложно-постановочный проект. И предостерег меня от такого шага. «Не лезь туда, это мужское дело, — сказал он мне. — Снимай камерное кино и кайфуй». Вот я всю жизнь и снимаю камерное кино, возможно, как раз благодаря его напутствию.
Мы не часто видимся с Никитой Сергеевичем, но время от времени переписываемся, перезваниваемся. При его огромной занятости он следит за моей судьбой, видел практически все мои фильмы, высказывал о них свое мнение, не всегда, кстати, лестное. Похвалил «Огород», покритиковал финал фильма «Однажды в Трубчевске», рассказал, каким он виделся бы ему. Я, естественно, слежу за его творчеством, огромной общественной деятельностью. Восхищаюсь многими его картинами, стараюсь не пропускать выпуски «Бесогона». Не со всеми его оценками в программе я согласна, но художник такого масштаба имеет право на собственную интерпретацию происходящих в стране и мире событий.
У нас с Михалковым, помимо прочего, день рождения в один день — 21 октября. Искренне поздравляю его с юбилеем. Он для меня старший коллега и товарищ, безусловный творческий авторитет. И еще он хозяин своего слова. Знаю, если он что-то сказал и пообещал, то слово свое обязательно сдержит.
Валентина Теличкина тоже вспоминает, как ей работалось с Михалковым
— Один из любимых мною фильмов «Портрет жены художника», где мы с Михалковым были партнерами. Не так просто все было, спорили, сомневались, но там было творчество, истинное творчество, чем он в принципе всю жизнь занимается. И дарит свой необычайный и актерский, и авторский талант всем тем, с кем работает. Он вообще человек очень щедрый во всем.
Очень ценное его качество в том, что он любит Россию, всегда отстаивает ее интересы везде. И в жизни, и в кино, которое тоже — поле битвы. Он это делает лихо, талантливо и часто просто безупречно. Дай Бог ему и в дальнейшем так держать!
