Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:01 19 Августа 2022 11419
Лариса Садилова: Не зря мы «Огород» городили

Новый фильм известного режиссера включен в конкурс Московского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Как выразилась режиссер - с ее «Огорода» сняли два урожая

Через неделю, 26 августа, стартует Московский международный кинофестиваль (ММКФ) — главное кинематографическое событие года. Всего в рамках фестиваля покажут более 230 фильмов из 65 стран. В основной конкурс, который будет оценивать жюри во главе с народным артистом России, худруком Театра Наций Евгением Мироновым, вошло 9 картин. В том числе «Огород» в постановке известного режиссера Ларисы Садиловой. Накануне премьеры беседуем с автором фильма.

— Лариса, ваши картины «С днем рождения!», «С любовью, Лиля», «Требуется няня», «Ничего личного», «Сынок», «Она» неоднократно участвовали в европейских фестивалях, становились лауреатами. Не было желания отправить «Огород», скажем, в Канны — по следам вашего фильма «Однажды в Трубчевске», который несколько лет назад представлял российское киноискусство на Лазурном берегу?

— Рассказываю, как было. Мы действительно поначалу отправили «Огород» в отборочную комиссию Каннского фестиваля. Но буквально через неделю наш фильм посмотрели отборщики ММКФ и тут же пригласили в основной конкурс. И мы решили, что от добра добра не ищут. И попросили Жоэля Шапрона (отборщик Каннского фестиваля по России и Восточной Европе. — «Труд») снять в Каннах наш фильм с рассмотрения.

Помимо прочего, «Огород» — очень русская картина. А исполнительница главной женской роли Валентина Теличкина, которую наши зрители любят по фильмам Сергея Герасимова, Глеба Панфилова, Никиты Михалкова, Петра и Валерия Тодоровских, — очень русская актриса. И мы подумали, что нашу картину лучше поймут и оценят на родине. Вот такое решение мы приняли, надеюсь, что правильное. Но это не исключает того, что после ММКФ «Огород» будет показан на других международных фестивалях.

Сценарий фильма изначально писался на Валентину Теличкину

— Насколько я знаю, ваш фильм непросто шел к экрану...

— Мы запустились еще в 2020 году. Но из-за пандемии не смогли снимать, хотя к тому времени был проделан большой объем работы. В частности, на лысом месте, на склоне холма, разбили и посадили огород, собрали из старых бревен дачный домик, построили на участке теплицу, забор. И готовы были пуститься в бой, но помешал локдаун. Перенесли работу на 2021 год. Тогда, если помните, тоже действовали коронавирусные ограничения, но уже не столь суровые. Часть картины сняли зимой, часть — летом. Зимой трещали морозы под 30 градусов, летом стояла немилосердная жара. А актерский состав у нас возрастной. К счастью, ни один человек из группы не заболел. А то бы картина могла вовсе не состояться.

— Огород пришлось сажать дважды?

— Да. Сняли два урожая. И в этом году те же люди, что ухаживали за огородом, посадили его вновь. Снимали мы в селе Речица Жуковского района Брянской области. Это недалеко от Овстуга — родового гнезда поэта Тютчева. Там же, кстати, родился мой дед. Так что места мне хорошо знакомые. И вот в этом селе нашлась большая и дружная семья Ландиных. Они с удовольствием работали у нас на картине. Девушки сажали огород, ухаживали за ним. Мужчины вместе с нашим художником построили дачный дом, увы, непригодный для жилья — так нужно было по сценарию. Именно по этой причине наша главная героиня практически ежедневно ездит по 40 километров из областного центра на участок, чтобы ухаживать за огородом, а потом затемно возвращается домой.

— Насколько я знаю, это уже пятая ваша картина, которую вы сняли в Брянской области. И восьмая, снятая в провинции. И ни одной — в Москве или Питере. Чем привлекает вас жизнь русской глубинки?

— Наверное, меня саму трудно назвать столичным жителем, хоть я и живу в Москве с 1982 года, когда поступила во ВГИК. Но родилась я в провинции, в Брянске, там у меня мама, сын, внучка, друзья детства. Не бывает дня, чтобы я не позвонила в Брянск, не пообщалась с родными, очень часто сама приезжаю туда. Мне кажется, я хорошо знаю провинцию, ее людей. О них и рассказываю всю жизнь. А снимать о Москве... У нас достаточно режиссеров, которые эту тему постоянно окучивают. Меня же тянет на природу, в небольшие провинциальные города, где мне легко дышится. Мы снимали «Огород» не только в Брянской, но и Курской, Смоленской областях. И везде нас замечательно принимали, шли навстречу нашим пожеланиям и просьбам.

Часть фильма снималась в Смоленской области

— Пора уже хотя бы вкратце рассказать, о чем ваше кино...

— Это фильм о людях, которым за 70. Государство выделило им скудную пенсию и поставило на них крест. Считается, что они доживают свой век. Но человечество за последние десятилетия помолодело. Те, кому «за», не считают себя стариками. Они хотят жить полноценной жизнью, мечтают любить, быть счастливыми. Фильм во многом вдохновлен моей тетей, которая, подобно нашей героине, каждый день моталась на дачный участок, чтобы прокормить себя и своих близких. Какие-то черты для характера героини я взяла от своей мамы, которая родилась в 1944 и, слава Богу, неплохо себя чувствует. Словом, «Огород» — это объяснение в любви к поколению наших родителей, попытка обратить на него внимание общества.

— Исполнительница главной роли Валентина Теличкина известна своей творческой взыскательностью, в последнее время мы не часто видим ее на экране. Она легко согласилась сняться в «Огороде»?

— Мы с моим соавтором и мужем Рустамом Ахадовым писали сценарий, изначально ориентируясь на Теличкину. Когда Валентина Ивановна прочитала сценарий, он ей в целом понравился, но какие-то сцены она попросила уточнить, какие-то опустить. И мы легко пошли ей навстречу. Но не потому, что она этого захотела, а потому, что мы захотели этого вместе. Когда работаешь с конкретным актером, то сценарий естественным образом приспосабливается к его личности, творческой органике. А на съемочной площадке нам работалось легко. Мы же обе, пусть и в разное время, учились у великого педагога Сергея Апполинариевича Герасимова, у нас общая школа, общие творческие критерии.

— Главную мужскую роль в фильме исполнил не известный широкой публике артист Юрий Кутафин. Как ему, дебютанту в кино, работалось с такой знаменитой актрисой?

— Они сразу подошли, притерлись друг к другу. Кутафин никогда не снимался в кино, он артист разговорного жанра Курской филармонии. Но он легко все схватывает на лету. Не в обиду будь сказано именитым артистам, но бывают такие картины, где мужская роль должна быть подчиненной, где не требуются два соло. Мне нужен был на эту роль именно что неизвестный артист, и Юра со своей задачей справился замечательно. Как заметила Теличкина, он чем-то похож на Георгия Вицина, в нем есть такая же трогательность. Если бы Юрия Кутафина не было в картине, она бы не получилась такой щемяще-нежной.

В фильме состоялся дуэт знаменитой актрисы Валентины Теличкиной и дебютанта в кино Юрия Кутафина

— Валентина Теличкина не только большая актриса, но и самобытный художник. Я видел ее яркие картины на выставке в Доме кино. Ей удалось во время съемок поработать на пленэре?

— К сожалению, у нее не было такой возможности. Из-за скудного бюджета мы работали в очень плотном режиме. Сняли фильм за 26 дней. В то время как, к примеру, картину «Она» я снимала 60 дней. При этом «Огород», несмотря на камерное название, фильм в производственном отношении достаточно сложный. В нашем фильме — 38 объектов, порядка 40 персонажей. Каждого актера (а у нас снимались Ольга Лапшина, Раиса Рязанова, Мария Семенова, десятки артистов брянских театров и Курской филармонии) одень, загримируй. Снимали в день как минимум два объекта. С утра работаем в одном месте, быстро обедаем, потом переезжаем в другое место, опять снимаем.

Ольга Лапшина сыграла сестру главной героини

Много съемок было в поезде, на котором наша героиня отправляется в санаторий. Мы заранее выкупили целый вагон. Ехали из Брянска до Смоленска пять часов, снимали без остановки. В Смоленске продолжили съемки на вокзале. Потом пересели в автобус, поехали за 120 километров в санаторий, снимали до ночи уже там. Словом, график был такой жесткий, что Валентине Ивановне было не до этюдов на пленэре. Но она не роптала, не требовала к себе особого отношения. Что у нас в итоге получилось, она пока не видела. Впервые посмотрит картину вместе с публикой на Московском кинофестивале.

— И последний вопрос. Что с прокатом картины? Когда ее увидит широкий зритель?

— В середине сентября состоятся премьеры в Брянске и Курске, фильм пройдет в региональном прокате по малым городам России — всего будет 300 экранов. С 22 сентября «Огород» можно будет увидеть в онлайн-кинотеатре на Кинопоиске. В эти дни ведем переговоры с Первым каналом, который покупает у нас права на картину. Премьера на главном телеканале страны состоится, скорее всего, уже в будущем году.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:05 / 09 Сентября 2022 17583
Граненый символ эпохи

Почему этот стакан назвали «губастым» и за что его уважали любители «сообразить на троих»

Марина Крючкова, архивариус
Труд
«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 г. Фото из открытых источников.

Николай II, объявивший в 1913 году, что 11 сентября отныне станет Днем трезвости, не подозревал, что судьба и здесь приготовила ему сюрпризец. Ровно через три десятилетия, день в день, на заводе в городе...

Артист Юрий Соломин – о тайне великого первооткрывателя Владимира Арсеньева, роль которого сыграл полвека назад

Любовь Лебедина
Труд
Фильм «Дерсу Узала», удостоенный «Оскара», приза Московского кинофестиваля и многих других наград, давно стал мировой классикой. Фото: kinopoisk.ru

10 сентября исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого исследователя Приамурья, офицера русской императорской армии Владимира Арсеньева, внесшего неоценимый вклад в изучение уникальной природы и истории этого богатого...

Культура 17:01 / 10 Сентября 2022 14826
Роковая кондитерская

Есть в Петербурге зловещее место…

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

В русской истории это место на углу Невского и Мойки сыграло зловещую роль. В знаменитой кондитерской Вольфа и Беранже 27 января 1837 года Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом за час до рокового...

Многие-то думали, что она останется за границей. А зря

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алла Борисовна вернулась, и куча бойких болтунов померкла на ее фоне. Фото: Вадим Тараканов, globallookpress.com

Старинный анекдот про Брежнева, «мелкого политического деятеля эпохи Аллы Пугачевой», живо вспомнился мне после возвращения Аллы Борисовны в Россию. Многие-то думали, что она останется в Израиле или Латвии, куда отправилась...

Легендарный фильм Михаила Козакова впервые выходит на большой экран

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Кадр с сайта kinopoisk.ru

С 8 сентября в кинотеатрах по всей стране стартует показ фильма «Покровские ворота», покадрово восстановленного в лабораториях киноконцерна «Мосфильм». Благодаря качественной реставрации, зрители...

Он сыграл в сериале «Классная Катя» про географичку поневоле, которой стала безбашенная дочка мэра

Сергей Беднов
Труд
Фото: Дмитрий Рогулин, globallookpress.com

До начала учебного года осталось всего ничего. Он ознаменуется двумя телепремьерами, о которых «Труд» уже писал. «Россия 1» запустит шоу «Классная тема», где выдающиеся педагоги продемонстрируют...

Культура 21:21 / 17 Сентября 2022 12027
Неужели ничего святого?!

У британской молодежи вызвала нехорошие подозрения одна деталь траурного туалета супруги принца Гарри Меган Маркл

Труд
Фото: Pool/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как уже сообщал «Труд», работа над шестым сезоном сериала «Корона» в связи с кончиной главной героини — королевы Елизаветы II — была прервана. «Корона» — это наше...

Культура 00:20 / 16 Сентября 2022 11942
Как подставить Вангу

Телеканал НТВ откопал на российских просторах живого и довольно бодрого в свои 86 лет Вангу-деда

Сергей Беднов
Труд
Иван Дмитриевич дал свой прогноз на будущее президента Украины Владимира Зеленского: «17 сентября его ждет большая неожиданность»

Помните американский блокбастер «Послезавтра» про Апокалипсис, постигший человечество из-за глобальной катастрофы? Оглушенные зрители, выходя из зала, утешали себя: мол, даже если подобное вообще возможно, то когда оно,...

Режиссер низкопробных комедий замахнулся на святое. И вот что из этого получилось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
На экране ближе к финалу все счастливы. А в зрительном зале царит уныние. Кадр из фильма «Ирония судьбы в Голливуде» с сайта kinopoisk.ru/picture/3874071/

На российские экраны вышел англоязычный ремейк знаменитого рязановского фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Поставил картину российско-американский режиссер Марюс Вайсберг, печально известный по низкопробным...

30 лет назад в России появились «новые русские»

Ирина Хмара
Труд
Образ «нового русского» в кино весьма наглядно воплотил Никита Михалков в фильме «Жмурки»

В сентябре 1992-го в газете «Коммерсантъ» впервые появился термин «новые русские». Изначально это понятие имело вполне положительное значение: так журналисты окрестили зарождавшийся в стране «передовой...

В театры возвращается цензура

Любовь Лебедина
Труд
В Вахтанговском театре открыли памятник Владимиру Этушу, Василию Лановому и Юрию Яковлеву. И заявили, что решать все творческие вопросы будут без вмешательства извне. Фото предоставлено пресс-службой театра

Помните перестроечную борьбу с цензурой, итог которой был закреплен в Конституции, исключающей это проявление несвободы в России? Сколько восторгов было тогда по такому поводу. Похоже, поторопились? Цензура, она такая: ты ее в дверь,...

Разговор с обладательницей приза «Выбор читателя» на III конкурсе «Русский детектив»

Дина ЕГОРОВА
Труд
Еще недавно Антонина и подумать не могла, что будет соревноваться с кумирами миллионов читателей. Фото предоставлено издательской группой «Эксмо-АСТ»

Молодая, но уже весьма популярная в молодежной среде писательница Антонина Крейн завоевала приз «Выбор читателя» премии «Русский детектив», третий год подряд присуждаемой холдингом «Цифровое телевидение»...

Культура 00:15 / 09 Сентября 2022 10505
В Киеве выселяют Турбиных

Угроза закрытия нависла над музеем Михаила Булгакова. Писатель был слишком русский…

Виктория Пешкова
Труд
Фото из открытых источников

В 1967-м в «Новом мире» № 8 писатель Виктор Некрасов опубликовал очерк «Дом Турбиных». Название так прочно прилепилось к дому по Андреевскому спуску, 13, что сохранилось и за музеем,...

Культура 00:27 / 26 Августа 2022 10396
А посадки, похоже, будут

Неожиданную поддержку градозащитному движению Петербурга оказал Следственный комитет РФ

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Глава СК Александр Бастрыкин лично дал поручение разобраться с дельцами, которые занимаются сносом исторических памятников города на Неве. Будоражащие новости приходят ежедневно. Несколько уголовных дел возбуждено по фактам...

Отчего дирекция Останкинского дворца и столичный Депкульт хранят молчание о его дальнейшей судьбе

Виктория Пешкова
Труд
С 2013 года дворец закрыт. Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

В Музее ВДНХ открыта выставка «Точка отсчета — Останкинский дворец», посвященная уникальному памятнику XVIII столетия. Материалы, предоставленные сотрудниками Музея-усадьбы «Останкино», охватывают...




Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?