
Через неделю, 26 августа, стартует Московский международный кинофестиваль (ММКФ) — главное кинематографическое событие года. Всего в рамках фестиваля покажут более 230 фильмов из 65 стран. В основной конкурс, который будет оценивать жюри во главе с народным артистом России, худруком Театра Наций Евгением Мироновым, вошло 9 картин. В том числе «Огород» в постановке известного режиссера Ларисы Садиловой. Накануне премьеры беседуем с автором фильма.
— Лариса, ваши картины «С днем рождения!», «С любовью, Лиля», «Требуется няня», «Ничего личного», «Сынок», «Она» неоднократно участвовали в европейских фестивалях, становились лауреатами. Не было желания отправить «Огород», скажем, в Канны — по следам вашего фильма «Однажды в Трубчевске», который несколько лет назад представлял российское киноискусство на Лазурном берегу?
— Рассказываю, как было. Мы действительно поначалу отправили «Огород» в отборочную комиссию Каннского фестиваля. Но буквально через неделю наш фильм посмотрели отборщики ММКФ и тут же пригласили в основной конкурс. И мы решили, что от добра добра не ищут. И попросили Жоэля Шапрона (отборщик Каннского фестиваля по России и Восточной Европе. — «Труд») снять в Каннах наш фильм с рассмотрения.
Помимо прочего, «Огород» — очень русская картина. А исполнительница главной женской роли Валентина Теличкина, которую наши зрители любят по фильмам Сергея Герасимова, Глеба Панфилова, Никиты Михалкова, Петра и Валерия Тодоровских, — очень русская актриса. И мы подумали, что нашу картину лучше поймут и оценят на родине. Вот такое решение мы приняли, надеюсь, что правильное. Но это не исключает того, что после ММКФ «Огород» будет показан на других международных фестивалях.
Сценарий фильма изначально писался на Валентину Теличкину
— Насколько я знаю, ваш фильм непросто шел к экрану...
— Мы запустились еще в 2020 году. Но из-за пандемии не смогли снимать, хотя к тому времени был проделан большой объем работы. В частности, на лысом месте, на склоне холма, разбили и посадили огород, собрали из старых бревен дачный домик, построили на участке теплицу, забор. И готовы были пуститься в бой, но помешал локдаун. Перенесли работу на 2021 год. Тогда, если помните, тоже действовали коронавирусные ограничения, но уже не столь суровые. Часть картины сняли зимой, часть — летом. Зимой трещали морозы под 30 градусов, летом стояла немилосердная жара. А актерский состав у нас возрастной. К счастью, ни один человек из группы не заболел. А то бы картина могла вовсе не состояться.
— Огород пришлось сажать дважды?
— Да. Сняли два урожая. И в этом году те же люди, что ухаживали за огородом, посадили его вновь. Снимали мы в селе Речица Жуковского района Брянской области. Это недалеко от Овстуга — родового гнезда поэта Тютчева. Там же, кстати, родился мой дед. Так что места мне хорошо знакомые. И вот в этом селе нашлась большая и дружная семья Ландиных. Они с удовольствием работали у нас на картине. Девушки сажали огород, ухаживали за ним. Мужчины вместе с нашим художником построили дачный дом, увы, непригодный для жилья — так нужно было по сценарию. Именно по этой причине наша главная героиня практически ежедневно ездит по 40 километров из областного центра на участок, чтобы ухаживать за огородом, а потом затемно возвращается домой.
— Насколько я знаю, это уже пятая ваша картина, которую вы сняли в Брянской области. И восьмая, снятая в провинции. И ни одной — в Москве или Питере. Чем привлекает вас жизнь русской глубинки?
— Наверное, меня саму трудно назвать столичным жителем, хоть я и живу в Москве с 1982 года, когда поступила во ВГИК. Но родилась я в провинции, в Брянске, там у меня мама, сын, внучка, друзья детства. Не бывает дня, чтобы я не позвонила в Брянск, не пообщалась с родными, очень часто сама приезжаю туда. Мне кажется, я хорошо знаю провинцию, ее людей. О них и рассказываю всю жизнь. А снимать о Москве... У нас достаточно режиссеров, которые эту тему постоянно окучивают. Меня же тянет на природу, в небольшие провинциальные города, где мне легко дышится. Мы снимали «Огород» не только в Брянской, но и Курской, Смоленской областях. И везде нас замечательно принимали, шли навстречу нашим пожеланиям и просьбам.
Часть фильма снималась в Смоленской области
— Пора уже хотя бы вкратце рассказать, о чем ваше кино...
— Это фильм о людях, которым за 70. Государство выделило им скудную пенсию и поставило на них крест. Считается, что они доживают свой век. Но человечество за последние десятилетия помолодело. Те, кому «за», не считают себя стариками. Они хотят жить полноценной жизнью, мечтают любить, быть счастливыми. Фильм во многом вдохновлен моей тетей, которая, подобно нашей героине, каждый день моталась на дачный участок, чтобы прокормить себя и своих близких. Какие-то черты для характера героини я взяла от своей мамы, которая родилась в 1944 и, слава Богу, неплохо себя чувствует. Словом, «Огород» — это объяснение в любви к поколению наших родителей, попытка обратить на него внимание общества.
— Исполнительница главной роли Валентина Теличкина известна своей творческой взыскательностью, в последнее время мы не часто видим ее на экране. Она легко согласилась сняться в «Огороде»?
— Мы с моим соавтором и мужем Рустамом Ахадовым писали сценарий, изначально ориентируясь на Теличкину. Когда Валентина Ивановна прочитала сценарий, он ей в целом понравился, но какие-то сцены она попросила уточнить, какие-то опустить. И мы легко пошли ей навстречу. Но не потому, что она этого захотела, а потому, что мы захотели этого вместе. Когда работаешь с конкретным актером, то сценарий естественным образом приспосабливается к его личности, творческой органике. А на съемочной площадке нам работалось легко. Мы же обе, пусть и в разное время, учились у великого педагога Сергея Апполинариевича Герасимова, у нас общая школа, общие творческие критерии.
— Главную мужскую роль в фильме исполнил не известный широкой публике артист Юрий Кутафин. Как ему, дебютанту в кино, работалось с такой знаменитой актрисой?
— Они сразу подошли, притерлись друг к другу. Кутафин никогда не снимался в кино, он артист разговорного жанра Курской филармонии. Но он легко все схватывает на лету. Не в обиду будь сказано именитым артистам, но бывают такие картины, где мужская роль должна быть подчиненной, где не требуются два соло. Мне нужен был на эту роль именно что неизвестный артист, и Юра со своей задачей справился замечательно. Как заметила Теличкина, он чем-то похож на Георгия Вицина, в нем есть такая же трогательность. Если бы Юрия Кутафина не было в картине, она бы не получилась такой щемяще-нежной.
В фильме состоялся дуэт знаменитой актрисы Валентины Теличкиной и дебютанта в кино Юрия Кутафина
— Валентина Теличкина не только большая актриса, но и самобытный художник. Я видел ее яркие картины на выставке в Доме кино. Ей удалось во время съемок поработать на пленэре?
— К сожалению, у нее не было такой возможности. Из-за скудного бюджета мы работали в очень плотном режиме. Сняли фильм за 26 дней. В то время как, к примеру, картину «Она» я снимала 60 дней. При этом «Огород», несмотря на камерное название, фильм в производственном отношении достаточно сложный. В нашем фильме — 38 объектов, порядка 40 персонажей. Каждого актера (а у нас снимались Ольга Лапшина, Раиса Рязанова, Мария Семенова, десятки артистов брянских театров и Курской филармонии) одень, загримируй. Снимали в день как минимум два объекта. С утра работаем в одном месте, быстро обедаем, потом переезжаем в другое место, опять снимаем.
Ольга Лапшина сыграла сестру главной героини
Много съемок было в поезде, на котором наша героиня отправляется в санаторий. Мы заранее выкупили целый вагон. Ехали из Брянска до Смоленска пять часов, снимали без остановки. В Смоленске продолжили съемки на вокзале. Потом пересели в автобус, поехали за 120 километров в санаторий, снимали до ночи уже там. Словом, график был такой жесткий, что Валентине Ивановне было не до этюдов на пленэре. Но она не роптала, не требовала к себе особого отношения. Что у нас в итоге получилось, она пока не видела. Впервые посмотрит картину вместе с публикой на Московском кинофестивале.
— И последний вопрос. Что с прокатом картины? Когда ее увидит широкий зритель?
— В середине сентября состоятся премьеры в Брянске и Курске, фильм пройдет в региональном прокате по малым городам России — всего будет 300 экранов. С 22 сентября «Огород» можно будет увидеть в онлайн-кинотеатре на Кинопоиске. В эти дни ведем переговоры с Первым каналом, который покупает у нас права на картину. Премьера на главном телеканале страны состоится, скорее всего, уже в будущем году.