Главная Культура 00:01 19 Августа 2022 8870
Едем к Шухову на велосипеде?

Урбанист Сергей Никитин-Римский зовет всех на культурологическую Велоночь в Иванове

Анна Чепурнова
Сергей знает множество способов сделать городскую жизнь красивой. Фото Manu Emme

20 августа в Иванове уже во второй раз пройдет Индустриальная Велоночь. Это фестиваль городской истории и краеведения, проводимый в форме ночной велосипедной прогулки, которая сопровождается лекциями, музыкой, театральными перформансами, видеопроекциями... Вообще же Велоночь — международный проект, прошедший уже 30 раз в разных городах мира: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Туле, Нью-Йорке, Лондоне, Стамбуле... А придумал его в 2007 году московский историк Сергей Никитин-Римский. «Труду» Сергей рассказал о своих планах и о том, почему такое большое место занимает в них столица российского текстиля.

— Почему нынешнюю Велоночь вы назвали «Основательницы Иванова»?

— А спросите любого, что он знает про Иваново? Ответ наверняка будет такой: это город невест. Стереотип понятен — это место славно своими текстильными предприятиями, где работали в основном женщины. И одна из героинь, о которых мы будем рассказывать — Прасковья Витова, первая женщина, отважившаяся основать в конце ХIХ века фабрику, кстати, успешно функционирующую до сих пор, она называется «Красная Талка». Мы расскажем и об Анне Куликовой — первой женщине-директоре в СССР. Она возглавляла крупнейшее предприятие города — Большую Ивановскую мануфактуру — и была в 1920-х годах настоящей звездой, журнал «Огонек» воспевал ее отзывчивость, внимание к работникам. Потом о ней вдруг перестали писать... Отчего? Мы провели на эту тему исследование, которое, надеюсь, ляжет в основу не только фестивального сюжета, но и документального фильма.

— «Велоночи» проходят в рамках проекта «Москультпрог» («Московские культурологические прогулки»), который вы придумали, еще будучи 18-летним студентом истфака МГУ. С чего все началось?

— Понятное дело — с прогулок вместе с моими университетскими однокурсниками. Я предложил осматривать знаменитые памятники советской архитектуры, о которых когда-то восторженно писала пресса. Один из моих первых проектов я посвятил Ленинскому проспекту в Москве. В прошлом столетии это была престижнейшая улица, на которой жило руководство Академии наук, партийных организаций, КГБ. Люди произносили с придыханием: «Живу на Ленинском». Но время меняет все до неузнаваемости. Теперь это «просто» автодорога на Юго-Запад и во Внуково, лишь архитектура напоминает о значимости этого места в городе ХХ века.

— Как сохранить память места?

— Нужны исследования, а для их популяризации — художественные образы, перфомансы, арт-объекты, инсталляции, романы, кинофильмы... Сейчас мы с художником Дарьей Серебряковой работаем над проектом инсталляции, посвященной первому роддому в Иванове. Эта постройка сохранилась и поныне, она внесена в свод памятников архитектуры РФ, который готовил Государственный институт искусствознания. Но узнать в коробке, облицованной сайдингом, первоначальное милое строение с резьбой на Смольной улице почти невозможно...То же самое можно сказать и о других зданиях, возведенных ивановской меценаткой Марией Гарелиной — например, детском приюте.

Отсутствие реставрации или ее некачественное выполнение — конечно, не единственная проблема российских городов. В большинстве случаев не хватает общего художественного взгляда на городскую среду — того, что называется дизайн-код. Добавьте сюда базарность рекламы, подчеркивающей разруху в центрах исторических городов. Это касается даже таких обласканных вниманием туристов миллионников, как, например, прекрасная Самара. Исторические памятники здесь попросту теряются в соседстве с неряшливой рыночной пестротой.

— Но, вероятно, есть и примеры более достойного отношения к историческому наследию?

— Конечно. Прекрасный пример всей стране подает исторический центр Рыбинска с проектом «Музей живой старинной вывески под открытым небом», который ведет музыкант и активист Митя Кузнецов. Даже слово «Магнитъ» там написано с твердым знаком на конце. Всем советую посмотреть этот волжский город!

А говоря про реставрацию, вновь вспомню Иваново, где в 2020 году, наверное, впервые в нашем отечестве ее объектом стал конструктивистский вокзал, причем сделали это артистично и максимально бережно, с сохранением слоев декора разных эпох — мозаики, орнаментов... Тут есть что поразглядывать! И приезжают ради этого даже из других городов. Вот тут вспоминаешь, что когда-то вокзалы были символом современности, амбициозным заявлением социальных идей, яркими воротами в город, а не просто кассой с металлоискателем. Все эти первоначальные значения вернул себе отреставрированный вокзал в Иванове.

И такие акценты, достойные внимания горожан, есть практически в каждом районе. Например, одну из музыкальных инсталляций Ивановской велоночи посвятят водонапорной башне, построенной в 1924 году по проекту Владимира Шухова. Это чудо техники сохранилось, но стоит в столь тесном окружении пятиэтажек, что многие жители города даже не знают о его существовании. Кстати, башня по-прежнему поставляет железнодорожному узлу воду, но мы верим, что она может дать окружающей среде еще и художественный импульс. Надеемся заинтересовать этим журналистов, творческую интеллигенцию. Эта отличная архитектура вполне способна стать центром притяжения и развития для всего района Сортировки. Кстати, место, где она стоит, мы предлагаем переименовать в Площадь инженера Шухова.

Башня Шухова могла бы стать центром притяжения для ценителей экспериментальной архитектуры. Фото из личного альбома

— Сколько человек, по вашим ожиданиям, примут участие в нынешней велоночи?

— В прошлом году нас собралось около 2000, но тогда действовали ковидные ограничения. Сейчас мы ограничиваем число участников двумя с половиной тысячами. Ждем ивановцев, жителей соседних городов, в которых Велоночи еще не проводились — Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Собираются приехать и москвичи. Кстати, есть смысл забронировать велосипед в одном из городских велопрокатов. Само же мероприятие для его участников бесплатно.

— Недавно в Москве вы представили свой уже четвертый городской театральный проект — спектакль-историодраму «Гидроцарь». Он посвящен юбилею Петра I — монарха, разброс чувств к котором у людей до сих пор огромен: от восхищения до ненависти.

— Мое отношение к Петру сформировалось еще в детстве благодаря частным и довольно комплиментарным рассказам бабушки, любившей историю. Жили мы рядом с последним московским градостроительным проектом царя — Лефортовским парком, где, собственно, и разворачивается действие историодрамы «Гидроцарь». И на тех детских прогулках я узнавал, что Петр I живо интересовался окружающим миром, был активным путешественником и демократичном в быту человеком. Подобные черты характера безусловно импонируют: он такой на троне был один. Правда, сейчас мы знаем и о менее симпатичных аспектах его деятельности — например, о трагедии Воронежского флота, на который были потрачены огромные человеческие и природные ресурсы, бесконечной войне со Швецией, громадных издержках при строительстве новой столицы в заболоченном месте, нереалистичном желании видеть фасады Петербурга похожими на амстердамские, без учета различий в уровне экономики и общественных институтов России и Голландии. Историодрама «Гидроцарь» сделана как диалог историков и современников, из которого каждый участник может сделать свой вывод.

— Почему же «Гидроцарь» создан в Первопрестольной, а не северной столице?

— Петр родился в Москве, и хотя, напуганный интригами, в итоге переместился в Петербург, однако вся история флота началась в древней столице: здесь царь нашел старый английский ботик, на котором учился хождению на Просянском пруду в Измайлове. Здесь же будущий император гонял на корабликах со своими друзьями из Немецкой слободы.

— Знаю, что недавно у вас вышла и книга. Но не о России, а другой горячо увлекающей вас стране — Италии.

— Это архитектурный путеводитель по Вероне и озеру Гарда. Верона — четвертый по посещаемости город Италии — радует архитектурным разнообразием. Расцвел он в эпоху Древнего Рима, всемирно известна здешняя Арена, где проходят знаменитые оперные фестивали, но богато его наследие и романикой, созданной германскими мастерами и неожиданно напоминающей храмы Владимира и Боголюбова. Рядом с ней — ар-деко 1930-х: скругленные балконы в стиле тихоокеанских лайнеров, подобие которому мы опять-таки находим в застройке наших городов соответствующего времени. Особый раздел — промышленное наследие региона, которое, как вы понимаете по Иванову и спектаклю «Красный Вольфрам» на московском Электрозаводе (см. репортаж «Как догорает лампочка Ильича» в «Труде» 22.01.2021), мне близко. В то время как обобщающих книг об архитектуре города не было уже полвека. Вот так и родилась идея сделать путеводитель, дополнив его материалами, связанными с окрестностям — виллами Вальполичеллы и озера Гарди. Скоро презентация издания — приходите.

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 14138
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9612
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4941
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?