Главная Культура 00:01 19 Августа 2022 8722
Едем к Шухову на велосипеде?

Урбанист Сергей Никитин-Римский зовет всех на культурологическую Велоночь в Иванове

Анна Чепурнова
Сергей знает множество способов сделать городскую жизнь красивой. Фото Manu Emme

20 августа в Иванове уже во второй раз пройдет Индустриальная Велоночь. Это фестиваль городской истории и краеведения, проводимый в форме ночной велосипедной прогулки, которая сопровождается лекциями, музыкой, театральными перформансами, видеопроекциями... Вообще же Велоночь — международный проект, прошедший уже 30 раз в разных городах мира: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Туле, Нью-Йорке, Лондоне, Стамбуле... А придумал его в 2007 году московский историк Сергей Никитин-Римский. «Труду» Сергей рассказал о своих планах и о том, почему такое большое место занимает в них столица российского текстиля.

— Почему нынешнюю Велоночь вы назвали «Основательницы Иванова»?

— А спросите любого, что он знает про Иваново? Ответ наверняка будет такой: это город невест. Стереотип понятен — это место славно своими текстильными предприятиями, где работали в основном женщины. И одна из героинь, о которых мы будем рассказывать — Прасковья Витова, первая женщина, отважившаяся основать в конце ХIХ века фабрику, кстати, успешно функционирующую до сих пор, она называется «Красная Талка». Мы расскажем и об Анне Куликовой — первой женщине-директоре в СССР. Она возглавляла крупнейшее предприятие города — Большую Ивановскую мануфактуру — и была в 1920-х годах настоящей звездой, журнал «Огонек» воспевал ее отзывчивость, внимание к работникам. Потом о ней вдруг перестали писать... Отчего? Мы провели на эту тему исследование, которое, надеюсь, ляжет в основу не только фестивального сюжета, но и документального фильма.

— «Велоночи» проходят в рамках проекта «Москультпрог» («Московские культурологические прогулки»), который вы придумали, еще будучи 18-летним студентом истфака МГУ. С чего все началось?

— Понятное дело — с прогулок вместе с моими университетскими однокурсниками. Я предложил осматривать знаменитые памятники советской архитектуры, о которых когда-то восторженно писала пресса. Один из моих первых проектов я посвятил Ленинскому проспекту в Москве. В прошлом столетии это была престижнейшая улица, на которой жило руководство Академии наук, партийных организаций, КГБ. Люди произносили с придыханием: «Живу на Ленинском». Но время меняет все до неузнаваемости. Теперь это «просто» автодорога на Юго-Запад и во Внуково, лишь архитектура напоминает о значимости этого места в городе ХХ века.

— Как сохранить память места?

— Нужны исследования, а для их популяризации — художественные образы, перфомансы, арт-объекты, инсталляции, романы, кинофильмы... Сейчас мы с художником Дарьей Серебряковой работаем над проектом инсталляции, посвященной первому роддому в Иванове. Эта постройка сохранилась и поныне, она внесена в свод памятников архитектуры РФ, который готовил Государственный институт искусствознания. Но узнать в коробке, облицованной сайдингом, первоначальное милое строение с резьбой на Смольной улице почти невозможно...То же самое можно сказать и о других зданиях, возведенных ивановской меценаткой Марией Гарелиной — например, детском приюте.

Отсутствие реставрации или ее некачественное выполнение — конечно, не единственная проблема российских городов. В большинстве случаев не хватает общего художественного взгляда на городскую среду — того, что называется дизайн-код. Добавьте сюда базарность рекламы, подчеркивающей разруху в центрах исторических городов. Это касается даже таких обласканных вниманием туристов миллионников, как, например, прекрасная Самара. Исторические памятники здесь попросту теряются в соседстве с неряшливой рыночной пестротой.

— Но, вероятно, есть и примеры более достойного отношения к историческому наследию?

— Конечно. Прекрасный пример всей стране подает исторический центр Рыбинска с проектом «Музей живой старинной вывески под открытым небом», который ведет музыкант и активист Митя Кузнецов. Даже слово «Магнитъ» там написано с твердым знаком на конце. Всем советую посмотреть этот волжский город!

А говоря про реставрацию, вновь вспомню Иваново, где в 2020 году, наверное, впервые в нашем отечестве ее объектом стал конструктивистский вокзал, причем сделали это артистично и максимально бережно, с сохранением слоев декора разных эпох — мозаики, орнаментов... Тут есть что поразглядывать! И приезжают ради этого даже из других городов. Вот тут вспоминаешь, что когда-то вокзалы были символом современности, амбициозным заявлением социальных идей, яркими воротами в город, а не просто кассой с металлоискателем. Все эти первоначальные значения вернул себе отреставрированный вокзал в Иванове.

И такие акценты, достойные внимания горожан, есть практически в каждом районе. Например, одну из музыкальных инсталляций Ивановской велоночи посвятят водонапорной башне, построенной в 1924 году по проекту Владимира Шухова. Это чудо техники сохранилось, но стоит в столь тесном окружении пятиэтажек, что многие жители города даже не знают о его существовании. Кстати, башня по-прежнему поставляет железнодорожному узлу воду, но мы верим, что она может дать окружающей среде еще и художественный импульс. Надеемся заинтересовать этим журналистов, творческую интеллигенцию. Эта отличная архитектура вполне способна стать центром притяжения и развития для всего района Сортировки. Кстати, место, где она стоит, мы предлагаем переименовать в Площадь инженера Шухова.

Башня Шухова могла бы стать центром притяжения для ценителей экспериментальной архитектуры. Фото из личного альбома

— Сколько человек, по вашим ожиданиям, примут участие в нынешней велоночи?

— В прошлом году нас собралось около 2000, но тогда действовали ковидные ограничения. Сейчас мы ограничиваем число участников двумя с половиной тысячами. Ждем ивановцев, жителей соседних городов, в которых Велоночи еще не проводились — Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Собираются приехать и москвичи. Кстати, есть смысл забронировать велосипед в одном из городских велопрокатов. Само же мероприятие для его участников бесплатно.

— Недавно в Москве вы представили свой уже четвертый городской театральный проект — спектакль-историодраму «Гидроцарь». Он посвящен юбилею Петра I — монарха, разброс чувств к котором у людей до сих пор огромен: от восхищения до ненависти.

— Мое отношение к Петру сформировалось еще в детстве благодаря частным и довольно комплиментарным рассказам бабушки, любившей историю. Жили мы рядом с последним московским градостроительным проектом царя — Лефортовским парком, где, собственно, и разворачивается действие историодрамы «Гидроцарь». И на тех детских прогулках я узнавал, что Петр I живо интересовался окружающим миром, был активным путешественником и демократичном в быту человеком. Подобные черты характера безусловно импонируют: он такой на троне был один. Правда, сейчас мы знаем и о менее симпатичных аспектах его деятельности — например, о трагедии Воронежского флота, на который были потрачены огромные человеческие и природные ресурсы, бесконечной войне со Швецией, громадных издержках при строительстве новой столицы в заболоченном месте, нереалистичном желании видеть фасады Петербурга похожими на амстердамские, без учета различий в уровне экономики и общественных институтов России и Голландии. Историодрама «Гидроцарь» сделана как диалог историков и современников, из которого каждый участник может сделать свой вывод.

— Почему же «Гидроцарь» создан в Первопрестольной, а не северной столице?

— Петр родился в Москве, и хотя, напуганный интригами, в итоге переместился в Петербург, однако вся история флота началась в древней столице: здесь царь нашел старый английский ботик, на котором учился хождению на Просянском пруду в Измайлове. Здесь же будущий император гонял на корабликах со своими друзьями из Немецкой слободы.

— Знаю, что недавно у вас вышла и книга. Но не о России, а другой горячо увлекающей вас стране — Италии.

— Это архитектурный путеводитель по Вероне и озеру Гарда. Верона — четвертый по посещаемости город Италии — радует архитектурным разнообразием. Расцвел он в эпоху Древнего Рима, всемирно известна здешняя Арена, где проходят знаменитые оперные фестивали, но богато его наследие и романикой, созданной германскими мастерами и неожиданно напоминающей храмы Владимира и Боголюбова. Рядом с ней — ар-деко 1930-х: скругленные балконы в стиле тихоокеанских лайнеров, подобие которому мы опять-таки находим в застройке наших городов соответствующего времени. Особый раздел — промышленное наследие региона, которое, как вы понимаете по Иванову и спектаклю «Красный Вольфрам» на московском Электрозаводе (см. репортаж «Как догорает лампочка Ильича» в «Труде» 22.01.2021), мне близко. В то время как обобщающих книг об архитектуре города не было уже полвека. Вот так и родилась идея сделать путеводитель, дополнив его материалами, связанными с окрестностям — виллами Вальполичеллы и озера Гарди. Скоро презентация издания — приходите.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7626
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7591
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?