Главная Экономика 00:14 20 Января 2017 4812
«КамАЗ». Что же еще?

Триумф российской команды «КамАЗ-мастер» на ралли «Дакар» подчеркнул проблемы российского автопрома

Артем Макаров

Знаменитое ралли «Дакар», завершившееся на днях в Южной Америке, стало самым удачным для России за всю историю. К традиционному первому месту грузовиков «КамАЗ-Мастера» добавилась победа квадроциклиста Сергея Карякина и достойное выступление в остальных дисциплинах гонки. Однако триумф на ралли подчеркнул проблемы российского автопрома. «КамАЗ», обходя конкурентов на трассе, вчистую проигрывает им в бизнесе, а мечтать о присутствии на «Дакаре» других наших автопроизводителей и вовсе не приходится. «Труд» обратился за разъяснениями к экспертам отрасли.

Превосходство «КамАЗа» было внушительным: опытный экипаж Эдуарда Николаева вырвался в лидеры уже после горной части ралли, а позже с соперниками расправился и экипаж Дмитрия Сотникова. На финише российским грузовикам оставалось разделить между собой 1-2 места. Таким образом после годичного отсутствия «КамАЗа» снова на вершине негласного мирового рейтинга грузовиков. 13 побед с 2000 года — настоящая гегемония!

Как принято считать, подобные гонки сродни выставкам достижений автоконцернов, а успехи на них — лучшая реклама бренда.

С этим согласен заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей СЕРЕЖЕНКИН: «Уже после первого триумфа на «Дакаре» в 1996-м «КамАЗ» получил увеличение продаж. И в последующие годы вслед за спортивными успехами фиксировался рост экспорта. Лишних побед не бывает...»

По мнению заместителя гендиректора аналитической компании «АСМ-холдинг» Александра КОВРИГИНА, эффект «Дакара» не исчерпывается имиджевыми бонусами: «Начинка гоночного «КамАЗа» сильно отличается от его уличных собратьев — он оснащен форсированным двигателем, особым шасси и так далее. «Дакар» позволяет проверить наработки, затем в команде подводят итоги, выясняют причины поломок. Информация передается заводским технологам и используется в серийном производстве».

Однако если сопоставить спортивные и финансовые результаты, то глазу предстает не столь радужная картина. Годовой оборот «КамАЗа» составляет около 1,4 млрд евро (в ценах 2015 года), а у его главного соперника, итальянского концерна Iveco — 9,6 млрд. У других преследователей показатели еще лучше: 10,9 млрд у японского Hino Motors, 14,7 млрд у немецкого MAN.

Проблема конвертации престижа марки в твердую валюту у нас существует, признает Сереженкин: «Исторически «КамАЗ» мало выходил на экспорт, был нацелен на обеспечение СССР и соцстран. Мировой рынок был поделен теми же Iveco, MAN, Mercedes. Они создают за рубежом совместные производства, сети продаж. Теперь влезть в этот рынок сложно, требуются серьезные вливания в инфраструктуру».

«Представительства зарубежных концернов есть и в России, — развивает тему Ковригин. — К примеру, Mercedes развивает центры обслуживания как раз вместе с «КамАЗом» — их уже около 220. Сам же «КамАЗ» разрабатывает магистральный грузовик, который соответствует передовым стандартам и пошел бы на ура в Европе. Проблема в том, что пока не решена проблема наличия в странах-импортерах сервисной сети «КамАЗа», никто эту машину не купит».

А что в других классах «Дакара»? Гонщиками Россия может гордиться. Впервые мы были представлены во всех зачетах — помимо грузовиков, это мотоциклы, квадроциклы, UTV (двухместные мотовездеходы) и внедорожники. Сергей Карякин, двойной тезка шахматного маэстро, в блестящем стиле победил в состязании квадроциклистов, опередив ближайшего преследователя на 74 минуты. Равиль Маганов и Кирилл Шубин завоевали бронзу в классе UTV. Остальные участники, впервые вышедшие на трассу «Дакара», не ударили в грязь лицом, преодолев всю дистанцию до финиша. Мотоциклисты Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова финишировали на 32-м и 75-м местах соответственно, а экипаж внедорожника Сергея Шихотарова из калининградской команды «Контуртерм» приехал 36-м.

Впрочем, все они использовали иностранную технику: мотоциклы Husqvarna, джип Toyota, квадроцикл Yamaha, багги Polaris. Есть ли перспективы увидеть на старте «Дакара» детища российского автопрома, кроме челнинских гигантов? Эксперты настроены скептически. «А у нас есть автомобильные заводы? — уточняет Александр Ковригин. — На сборочных производствах — Volkswagen в Калуге, Renault в Москве и других — уровень локализации не превышает 25%, контрольные пакеты везде у иностранцев».

Наиболее реалистичным вариантом в этой ситуации видится появление гоночной версии Lada 4×4 NG — этот внедорожник нового поколения должен встать на конвейер в конце 2017-го. «В российских ралли машины «АвтоВАЗа» участвуют, но на международный уровень не претендуют, — рассказывает Ковригин. — Вообще же у нас спортивные легковушки почти никогда не делали. Ведь что такое «КамАЗ-Мастер»? Это сложившийся коллектив, изготовляющий машины специально для ралли. В год они создают около десятка грузовиков, перебирая каждый по деталям. Возможно ли создание подобной структуры при «АвтоВАЗе»? Это вопрос больших вложений и большой политики. Сейчас план экспорта в легковом автомобилестроении у нас слабенький и в основном ограничивается рынками, завоеванными при СССР, — Вьетнам, Ирак, Иран, Ливия. Да, начинаем поставлять в Европу Lada Vesta, но это смехотворные объемы — 1000-1500 штук в год. А ведь еще в конце 80-х на Запад ежегодно уходило 400 тысяч «Нив»...»

По мнению эксперта, на «Дакаре» может также объявиться мотоцикл «Урал», известный и за рубежом. Так, в 2013-м из 1206 произведенных «Уралов» более 90% были экспортированы, из них 604 в США. Сереженкин предрекает гоночное будущее солидным по мировым меркам внедорожникам «УАЗ». В прошлом году в Ульяновске вернули на конвейер знаменитую модель «УАЗ Хантер» и представили обновленную версию «УАЗ Патриот». «Есть шанс и на штучное производство моделей для «Дакара»: умельцы-энтузиасты могут сами собрать свой квадроцикл или багги...»

И все же это варианты из разряда фантастических, признают эксперты. А значит, главной гордостью отечественного автопрома еще надолго останется «КамАЗ».

 

Экономика 00:01 / 12 Января 2024 3063
Глубокая заморозка

Почему замерзающие многоэтажки стали привычной приметой зимнего городского пейзажа

Александр Киденис, Марина Крючкова
Труд
Ирония судьбы: лауреат премии «Прорыв года» — Подольск, чья история прогремела на всю страну. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В разгар нынешних январских морозов синоптики предупредили: предстоящее лето станет самым жарким на планете за всю историю метеорологических наблюдений. Для нас это означает, что надо готовиться к природным пожарам, взлету...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 2814
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 2667
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 2656
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Полки в них будут двухметровыми, рассказал Олег Белозеров

Фото с официального сайта президента России

Руководитель компании «Российские железные дороги» Олег Белозеров доложил президенту России Владимиру Путину о производстве новых пассажирских вагонов. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. «В конце года у нас пройдет сертификацию...

За утечки личных данных клиентов хотят карать руководителей финансовых организаций

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По мнению Роскомнадзора, участившиеся взломы баз данных — часть гибридной войны Запада с Россией. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Банк России готовит законопроект, вводящий персональную ответственность высших руководителей финансовых организаций — банков, страховых компаний, МФО — за утечки личных данных клиентов. Документ также предполагает...

Экономика 20:01 / 27 Января 2024 2245
Снова буржуйки?

А как прикажете выживать в многоэтажке при минус 30 с отключенными «удобствами»? разве что запить

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ролики в Сети рассказывают о том, как правильно буржуйку установить в квартире и вывести трубу в окно. Хотя все эти хитрости не вполне законны

Коммунальный коллапс, разразившийся с приходом январских морозов во многих регионах России, никуда не исчез. Тысячи людей остались в своих квартирах без отопления, а многие еще и без электричества. Сейчас в Сети...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2158
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Экономика 00:01 / 26 Января 2024 2008
Губит людей не пиво

Трезвый взгляд на «рынок под градусом»

Александр Киденис
Труд
Ввоз в Россию пива из недружественных стран в опасности. Фото: Imago/Rüdiger Wölk, globallookpress.com

В Госдуме созрел очередной патриотический законопроект: о запрете ввоза в Россию пива из «недружественных» стран. Депутат от ЛДПР Алексей Диденко, заместитель руководителя фракции, уже обратился к премьер-министру...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...

Советник украинского президента по экономическим вопросам Олег Устенко заявил, что она составляет один триллион долларов

Фото: Bernhard Claßen/imagebroker.com, globallookpress.com

Правящий на Украине политический режим хочет получить с России «компенсацию» за ущерб в размере одного триллиона долларов. Как передает ТАСС, об этом заявил советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко. В эфире...

Компания «Русский Уголь» намерена в судебном порядке взыскивать убытки, понесенные из-за неисполнения контракта 

Фото: https://ruscoal.ru

Угольную отрасль захлестнула волна разбирательств между добытчиками угля и инфраструктурными компаниями, участвующими в логистических цепочках. В минувший понедельник, 5 февраля, было опубликовано заявление компании «Русский Уголь»,...

В России появились сразу два новых ГОСТа. Зачем они нужны и что они могут изменить в нашей жизни?

Максим Башкеев
Труд
Российские сервисы доставки держатся на крепких плечах и мускулистых ногах людей, развозящих по домам покупки миллионов граждан. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В России появились сразу два новых ГОСТа: на доставку товаров и продуктов питания из магазинов и готовых блюд из кафе и ресторанов. По замыслу авторов, эти документы должны улучшить качество услуг на этом...

Экономист Сироткин считает, что банковские вклады не приносят дохода своим владельцам, так как реальная инфляция «съедает» всю прибыль

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Pressgloballookpress.com

Вклады в банках не покрывают реальную инфляцию в России, поэтому заработать на них довольно сложно. Такого мнения придерживается старший преподаватель кафедры банковского дела Университета «Синергия» Андрей Сироткин. По его словам,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?