
Авиакатастрофа, случившаяся в минувший четверг, 12 июня, в аэропорту Ахмадабада в Индии, по количеству жертв уже вошла в число самых крупных в истории гражданской авиации: 274 человека, из них 33 — обитатели кампуса медицинского колледжа, в который Боинг-787 врезался при падении. И крупнейшая из тех, где выжил лишь один человек на борту. Счастливчиком на этот раз стал британец индийского происхождения Вишвашкумар Рамеш, самостоятельно выбравшийся из разрушенного лайнера с зажатым в руке посадочным талоном. Но вообще-то в команде таких sole survivor (единственно выживших) в мире на сегодня — 82 человека.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) на январь 2025 года, вероятность попасть в аварию для авиапассажира оценивается как 1,21 на миллион рейсов. Немного, особенно если сравнить с железными дорогами (там выше в 5 раз), автобусами (в 13), не говоря про автомобили (в 240 раз). Но сами пассажиры, по опросам ВЦИОМа, на первое место по безопасности ставят поезда, потом автомобили, водный транспорт, а самолеты замыкают список. Оно и понятно: мы не птицы и даже не рыбы, на земле нам как-то привычней. И потому для многих (я в их числе!) полет — еще и повод для тревоги. На тех же, кто попал-таки в авиакрушение и ухитрился уцелеть, и вовсе смотришь как на любимцев фортуны.
Вот и сам 40-летний Рамеш, который вместе с братом приезжал навестить родных в Индию и теперь возвращался в Лестер к жене и четырехлетнему сыну, сейчас лечится в госпитале и, похоже, до сих пор не верит, что остался в живых. Брат, сидевший в самолете поодаль от него, погиб. А Рамешу досталось «неудобное» место 11А — у запасного выхода. Оно-то его и спасло: при ударе люк выбило, и Рамеш, придя в себя, смог выбраться наружу.
Фото из открытых источников
«Вокруг были тела: Я вскочил, побежал...» — услышали от него изумленные волонтеры. Пока его вели к скорой помощи, пострадавший вспоминал, как на его глазах погибли стюардесса и другие, как в салоне начался пожар. Сейчас он дает интервью и, по словам врачей, его жизни ничто не угрожает, хотя «он немного потерян и имеет многочисленные травмы».
А 16 августа 1987 года четырехлетняя Сесилия Сичан чудом выжила во время крушения лайнера Douglas MD-82 при взлете в Детройте. Одной из причин аварии стало то, что пилоты не выпустили закрылки и предкрылки (подозревают, то же самое произошло и с Боингом-787). В катастрофе погибли 156 человек — вторая по численности жертв при одном выжившем.
Четырехлетняя Сесилия чудом выжила во время крушения лайнера. Фото из открытых источников
Родители Сесилии погибли в аварии, ее удочерили тетя и дядя. Что она единственная выжившая в катастрофе, Сесилия узнала подростком. «Почему я? Почему мой брат не выжил?» — спрашивала она в фильме «Sole Survivor». В память о трагедии девушка сделала тату самолета на запястье. В 2012 году Сесилия вышла замуж, причем на свадьбу пригласила пожарного, который когда-то вынес ее из самолета:
Потеряла маму в авиакатастрофе и 17-летняя Юлиана Кепке. 24 декабря 1971 года они вместе летели на Lockheed L-188A из столицы Перу Лимы в Пукальпу — маленький городок, где работал отец девушки, биолог. Через 20 минут полета молния ударила в топливный бак. Взрыв, самолет, разваливаясь, падает в джунгли с высоты 3 км. Позже выяснилось, что выжили 14 человек, но 13 из них не дождались спасения. И только Юлиана через 10 дней смогла-таки выйти к людям.
В 1998-м Юлиану, к тому времени известного зоолога, профессора Мюнхенского университета, вместе с мужем-биологом продолжившую в Перу исследования отца, отыскал немецкий режиссер Вернер Херцог. Оказалось, он тоже пытался попасть на злосчастный рейс 508, но не хватило билета. Вернер уговорил Юлиану сняться в документальном фильме «Крылья надежды». Кстати, это не единственный фильм о «затерянной в джунглях». В 1974 году на экраны вышла картина «Чудеса еще случаются», которая не понравилась ни критикам, ни самой Юлиане. Зато помогла спасти жизнь еще одной «упавшей с небес» — Ларисе Савицкой (о ее истории «Труд» рассказывал в 2001 году, но с тех пор многое чего прибавилось).
Итак, 24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая с мужем летели из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, возвращались из свадебного путешествия. На высоте 5220 метров в их Ан-24 врезался ракетоносец Ту-16К. «Помню сильный удар, ожог. Вой людей, свист воздуха. Муж погиб сразу. Я потеряла сознание, а когда пришла в себя, вдруг вспомнила кадры из фильма «Чудеса еще случаются», где девушка летит в кресле и падает в джунгли. И вцепилась в подлокотники».
Лариса Савицкая. Катастрофа в дальневосточном небе в 1981 году круто изменила ее жизнь. Фото из открытых источников
Падение длилось 8 минут. Обнаружили Ларису лишь через трое суток: травмы позвоночника, переломы руки и ребер, сотрясение мозга. Три месяца в больнице, причем около палаты стояла охрана — происшествие засекретили, к девушке пускали только родных. Инвалидность присваивать не стали: каждая травма по отдельности на нее не тянула. Зато Лариса дважды занесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты (мировой «рекорд» принадлежит югославской стюардессе Весне Вулович, 10 160 метров), и как получивший минимальную компенсацию: 75 рублей плюс 150 (средняя зарплата тогда) за погибшего мужа. Но придало сил рождение сына: появилось, ради чего жить.
А второе дыхание открылось в 2008-м, когда познакомилась с будущим вторым мужем. В то время Лариса с сыном переехала в Москву, училась в МГУ на психофизиолога. «Мы переписывались несколько месяцев, и так получилось, что влюбились. Сейчас у нас фирма своя, полиграфы делаем». Лариса считает, что судьба ее вознаградила за терпение и стойкость: сын, внучка, любимый муж, работа.
Ну и давайте наконец подправим российскую Книгу рекордов Гиннесса. Отечественный рекорд выживания после падения с максимальной высоты принадлежит все же не Ларисе Савицкой, а 20-летнему солдату срочной службы Василию Андриенко. 29 февраля 1968 года он возвращался из отпуска на Камчатку, где служил на военном аэродроме. На высоте 8 тысяч метров у Ил-18 загорелся левый двигатель, самолет стал выделывать виражи, перевернулся кверху брюхом и стал падать. Спасатели добрались до места крушения лишь через 13 часов, когда в живых остался лишь Василий. Да и он был в тяжелом состоянии: переломы, травмы, ночь на морозе...
Василий Андриенко попал в российскую Книгу рекордов... Фото из открытых источников
Лечение, восстановление и реабилитация заняли больше пяти лет. Василий Николаевич уверен, что вернулся в строй только благодаря заботе многих людей: жителей поселка, возле которого упал самолет, врачей, медсестер и тех, кто помогал ему добрым словом, продуктами, участием. Он считает: Господь оставил его в живых, чтобы он помогал людям. После пережитого Андриенко женился, переехал в Ленинградскую область и пошел работать в ГАИ. В 1990-х руководил отделением милиции в поселке Будогощь Ленобласти. Когда вышел в отставку, жители избрали его депутатом. Теперь вот старается возродить поселок, решает проблемы с аварийным жильем.
А на благодарности всегда отвечает: это вам спасибо!