В столице презентовали новый проект — объединение «Выставочные залы Москвы». В рамках этой инициативы будут реанимировать городские галереи, большинство из которых находится в спальных районах Москвы. Зачем это понадобилось департаменту культуры города, а главное — насколько нужно самим москвичам, разбирался «Труд».
В Москве более 20 государственных выставочных залов, большинство — на окраинах и в спальных районах. Основанные еще во вторую, перестроечную половину 80-х годов, на волне внимания властей к современному искусству, они должны были выполнять роль районных культурных центров. Многие залы тогда завоевали популярность: в галерее на Каширке, в залах «Беляево» и «Пересветов переулок» проходили выставки андерграундных художников. Эти государственные галереи соперничали с зарождавшимися частными, а иногда и затмевали их. Но уже в 90-е они сдали позиции, как и другие пережитки советской эпохи — многочисленные ДК или кинотеатры с залами на тысячи зрителей.
С тех пор в выставочных залах почти ничего не изменилось: на компьютерах стоит программное обеспечение 1995 года, устаревшее так же сильно, как и взгляды руководства на выставочную деятельность. Если решитесь сходить в ближайший к дому зал, то увидите стандартный набор «искусства» — рисунки детей из местной худшколы, пейзажи в духе художников с Арбата и какую-нибудь коммерческую выставку — батик, полудрагоценные камни, даже шубы. Причем последние привлекают особенно много публики — потребительский интерес никто не отменял.
С таким положением дел решили бороться в столичном департаменте культуры. «Выставочные залы уже давно не выполняют роль культурных центров, — рассказывает «Труду» Георгий Никич, известный искусствовед и главный куратор нового объединения. — Они заметны лишь на «карте бюрократических отчетностей». Главная задача Никича — реформировать залы, повернуть их лицом к своему району — к его проблемам, особенностям и местным жителям. «Какое искусство здесь будут показывать — дело второе, главное, чтобы оно отвечало запросам местной аудитории. Глупо думать, что в районных залах будут проходить выставки-блокбастеры, что сюда привезут Караваджо. Здесь это не нужно», — заметил Никич.
Пилотные проекты нового объединения запустили сразу на четырех площадках — в выставочных залах «Замоскворечье», «На Песчаной», «Ходынка» и «Ростокино». Среди них — выставка «Люди на местах», подготовленная студентами института «Стрелка». Для каждого из залов студенты сделали серию портретов местных жителей, сопроводив их короткими рассказами об их любимых местах «на районе». Еще один проект «Проблемы белых стен» посвящен облагораживанию квартирного пространства, которое зачастую бывает таким же неприглядным, как и среда спальных районов Москвы.
Разнообразить эту среду — важная задача нового объединения. В большинстве окраин «культура» ограничивается кинотеатром и парком, а обновленный выставочный зал может стать новым местом притяжения. Пока, правда, об этом можно только мечтать: даже на открытие новых выставок в выставочном зале «На Песчаной» пришло около 20 человек, да и те в основном из числа связанных с объединением. «Жители спальных районов не привыкли искать культуру рядом с собой, они за ней едут в центр города», — говорит Георгий Никич.
Последние исследования Московского института социально-культурных программ это подтверждают: четверть жителей Москвы отправляется за развлечениями в центр, из них 20% ходят в кино и лишь 12% — на выставки. А около половины москвичей и вовсе привыкли проводить все свободное время дома.
Георгий Никич с таким положением дел мириться не собирается и хочет, чтобы те, кто сейчас сидит дома, не только приходили в выставочные залы, но и проявляли собственную инициативу. Он считает, что нужно давать слово всем без исключения представителям районного сообщества, будь то сотрудники университета, библиотеки, молокозавода или представители чеченской диаспоры, даже если касаются они сложных, проблемных тем. Георгий Никич, например, предполагает, что выставочный зал «Наследие», находящийся в Бирюлево, вполне мог бы стать местом обсуждения трудных тем миграции и национализма.
Идея, бесспорно, смелая. Но не утонет ли она в сером быте спальных районов? Или объединение «Выставочные залы Москвы» канет в Лету так же, как зачах широко анонсированный пару лет назад проект реконструкции столичных домов культуры?
