На торжественной церемонии передачи картин их законным владельцам директор Русского музея Владимир Гусев вручил специальные памятные медали сотрудникам 12-го отдела уголовного розыска ГУВД Петербурга и области. Это отдел по розыску культурных ценностей. Именно его специалисты занимались поиском картин.
И только сейчас начальник этого подразделения ГУВД Николай ИВАНОВ согласился рассказать корреспонденту "Труда" о том, как шла работа по данному, а также некоторым другим схожим делам. Ведь Питер, увы, держит нынче печальный рекорд по числу крупных краж произведений искусства. Только в 99-м их было пять!
- Николай Васильевич, говорят, что картины Василия Перова нашлись совершенно случайно. Служащая багажного отделения Варшавского вокзала проверяла автоматические камеры хранения и в одной из них, с просроченным сроком оплаты, обнаружила странного вида коробку. Позвонила в милицию...
- На самом деле мы этого звонка ждали. Сами подсказали преступникам такой "ход" - подбросить картины.
- Вы можете назвать конкретных исполнителей и заказчиков? Кто эти люди?
- Мы их знаем, но фамилии назвать пока не могу. На сегодняшний день никто не арестован. Нам важно было вернуть произведения искусства, и вернуть их неповрежденными. Поймать преступников в данном случае - дело второе.
- Как вы убедили их отдать живописные полотна?
- Тут большую помощь оказали нам вы, журналисты, не раз сообщавшие со страниц газет, по радио, телевидению о бесценности картин, невозможности из-за этого их продаж, о том, что осведомлен Интерпол, и значит, и на Западе тоже все в курсе.
- И все-таки, Николай Васильевич, хотелось бы знать: к этому причастен кто-то из сотрудников музея? Известный коллекционер?
- Мы с самого начала отрабатывали три версии. Первая: связь воров с кем-то из сотрудников музея или представителями охраны. Вторая - чисто спонтанный грабеж с участием малолетних наркоманов. И третья - налет воров-домушников, решивших "взять по-крупному", чтобы заработать "на всю оставшуюся жизнь". Версия N1 отпала после того, как мы проверили всех без исключения работающих в Русском музее. В том числе и его директора Владимира Гусева. Он сам сразу, еще в день грабежа, пришел к нам и оставил свои отпечатки пальцев... Со временем отпал и второй вариант. Остался третий. Всего же нами проверено по этому делу более 1100 человек. Среди них и некоторые коллекционеры. Однако в отношении их факты не подтвердились. Грабители действовали по собственной инициативе, "на удачу", по-дилетантски. Почему, например, они взяли эти две картины Перова? Да потому что маленькие - удобно нести, прятать - и висели у самого окна, через которое воры проникли.
- Это похищение из Русского музея очень схоже с другим, более поздним - 16 картин из Академии художеств...
- Связи тут никакой нет, мы проверяли. Тем более что те, кто вынес картины из академии, уже арестованы, ведется следствие.
- А попытка кражи, к счастью, неудачная, картин из репинских Пенатов? А пропажа исторических реликвий из Музея истории города "Петропавловская крепость"? Воровство 15 картин современных художников на общую сумму около 30 тысяч долларов из частного собрания известного в городе коллекционера Евгения Рошева? Исчезновение 23 раритетов из библиотеки Академии наук?
- Скажу, что и они все между собой не связаны. Говорить о какой-то "специализированной банде", не приходится. Из тех преступлений, что вы перечислили, не раскрытыми остаются попытка ограбить Пенаты и пропажа книг из БАН. В остальных случаях преступники задержаны. Это обычные воры, в большинстве - ранее судимые. Картины крали исключительно ради продажи. С сожалением вынужден констатировать: действовали они не без помощи музейщиков. В том смысле, что система охраны во многих музеях и картинных галереях устаревшая, неэффективная. В Русском музее, пока с Перовым гром не грянул, не озаботились спецсигнализацией...
Между тем в Василеостровском РУВД Петербурга возбуждено уголовное дело по факту кражи из частной квартиры на 15-й линии 20-томной энциклопедии Брокгауза и Эфрона издания конца прошлого века, а также Библии того же периода на немецком языке и копии картины Лиотара "Шоколадница". Больше из этой квартиры ничего не пропало.