Главная Культура 00:01 22 Июля 2022 10171
Андрей Усачев: Плохому танцору известно что мешает, а плохому писателю – Гарри Поттер

Современная детская литература в России на подъеме, убежден популярный поэт

Дина Егорова
Ребенок живет в душе каждого поэта. Особенно – детского. Фото из личного альбома

Конкурс детской литературы имени Корнея Чуковского в этом году удивил даже опытных специалистов: с апреля по июль в адрес оргкомитета, по традиции учрежденного московским Департаментом культуры, поступила почти тысяча заявок из 70 регионов и 101 города страны. Это чуть ли не вдвое больше, чем бывало в прошлые годы. И уже сейчас, не дожидаясь октябрьских итогов премии, председатель жюри, известный поэт Андрей Усачев утверждает: российская детская литература на подъеме, а отечественные дети — читатели куда более честные, чем многие взрослые.

— Итак, Андрей Алексеевич, интерес писателей и издателей к детской литературе возрождается?

—По-моему, он никогда не ослабевал, а в последнее время число пишущих растет просто от года к году. Вот только одна из причин нынешних «рекордных надоев». Ну, и сам конкурс приобретает популярность, о нем узнает все больше пишущего народа.

— Но сегодня постоянно слышишь стоны: отечественная детская проза и поэзия — на периферии внимания общества.

— От меня вы их не услышите — считал и считаю, что наша детская литература в очень хорошей форме. Каждый год выходит большое количество качественных книг, расширяется круг жанров — фэнтези, хоррор, комиксы... Возникают новые небольшие издательства, которые ищут авторов и активно с ними работают.

— В конкурсе довольно много номинаций с четко прописанным возрастным цензом — «лучшее произведение для детей в возрасте до 7 лет», «... от 8 до 12 лет»... Зато вовсе не охвачена такая специфическая категория читателей, как «янг эдалтс», то есть, говоря более привычным языком, подростки до 16 лет... Как тут не вспомнить слова Льва Толстого, а вслед за ним и Константина Паустовского, что литература не бывает взрослой и детской, только хорошей и плохой...

— Как писал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». У каждой премии есть свои особенности и ограничения. Премия Чуковского, как и премия Эдуарда Успенского «Большая сказка», занимается детской литературой в ее классическом понимании: от 0 до 12. Для «янг эдалтс» существуют другие премии. Насчет разграничений — конечно, они условны, но все-таки необходимы. Иначе как сравнивать в одной номинации, допустим, стихи для самых маленьких а-ля Барто и поэму про алопецию, то бишь облысение (в этом году поступила и такая)? Или маленькие сказки и здоровенные фэнтези на 10 авторских листов... Насчет «не бывает литературы взрослой и детской»... Бывает. Другое дело, что многим взрослым нравятся детские книги, а некоторые взрослые книги могут быть интересны детям. Хорошей же должна быть любая литература: и детская, и взрослая. Если она не хорошая, то она и не литература. А уж сакраментальная фраза «как для взрослых, только лучше», приписываемая то Горькому, то Маршаку, по-моему, вовсе бессмысленна.

— Существуют ли «правила хорошего текста для детей» — увлекательный сюжет, неожиданные герои, юмор, волшебство?..

— Вы их почти все и назвали. Можно добавить динамичность повествования, непереусложненность сюжета и синтаксиса, ну и разумеется, качественный язык.

— О чем пишут теперь писатели? О чем хотят читать дети? Чем это отличается от того, что писали и читали во времена Кассиля, Носова, Энтина?

— Писатели пишут о разном: о том, что их волнует, что в тренде, или по заказу издательств. И ребенок хочет читать о разном: о себе — настоящем и мечтаемом, о мире — знакомом и фантастическом. Кому-то интересна реальность, кому-то параллельные миры. Принципиального же разрыва между запросами советских и сегодняшних детей я не вижу. Просто современный сад детской литературы богаче и шире, в нем цветет большее число разных цветов и деревьев. И это понятно: нет советских ограничений — автору не нужно пробиваться в Союз писателей, ждать очереди, когда ему раз в три года (в лучшем случае!) разрешат выпустить новую книгу. Советскую литературу превозносят ностальгирующие бабушки и дедушки, вспоминающие самые яркие образцы — Гайдара, Успенского, Драгунского, Коваля — и забывающие, сколько ерунды выходило в те годы. Безусловно, современные дети более продвинуты, информированы, реактивны, но в то же время и более инфантильны, оторваны от реальной жизни. В силу клиповости как всеобщего принципа построения современной жизни знания их шире, но поверхностнее. В них больше свободы и непосредственности и одновременно меньше ответственности и самостоятельного критического мышления.

— Одно время было модно стебаться над мифологическими советскими персонажами — например, пионерами-героями. Но теперь Владимир Мединский и другие идеологи говорят, что народу все-таки нужны мифы. А те, кто не верит в историю, допустим, 28 панфиловцев, «конченые мрази».

— Ну, стебались не столько над «пионерами», сколько над халтурными писательскими поделками. Стеба над «Тимуром и его командой» и другими книгами Гайдара не помню даже в перестройку. И стеб-то был в основном взрослый. У детей не выработана привычка держать кукиш в кармане: если книга им нравится, они читают, если нет, оставляют в стороне. Это честнее, чем у взрослых, которые берутся за модный роман, потому что «все читают» или чтобы «мнение составить». Если же говорить о самих персонажах, то понятно, что время изменилось, и того же Павлика Морозова вряд ли станут возвращать в пантеон. А вот Зоя Космодемьянская, вокруг имени которой в перестроечное время было много «разоблачений» и грязной возни, наверное, останется. Что до гнева Мединского — он меня не пугает, и никого не должен пугать. По-моему, это фантомные интеллигентские страхи. Повторю: у нас, в отличие от советского периода, не два, а сотни детских издательств. Не государственных, а частных, независимых. Вот если государство (в лице Мединского или кого-либо еще) станет заниматься запретительством, то с этим, безусловно, нужно бороться. Отдельный вопрос — об идеологизации: она всегда была и будет. Природа не терпит пустоты. Только последние 30 лет у нас активничала западная идеология (сколько «толерантной» европейской фигни успели напечатать в стране, где пионеров-героев на время сменили голубоватые дяди), а теперь маятник качнулся в обратную сторону.

Стихи Усачева интересны и юным участникам летнего фестиваля, и суровым воинам в отдаленном гарнизоне

 

 

— Вы сказали о клиповом стиле, но классические клипы — просто образец обстоятельности рядом с сегодняшним тик-током. Подарило это поветрие новые образы, сюжеты, взгляд на мир? Или перед нами просто еще один способ засорения мирового эфира чепухой?

— Боюсь, что во второй части вашего вопроса — и ответ. Добавить что-то новое к семи (некоторые теоретики насчитывают 12) классическим сюжетам мировой литературы, известным с глубокой древности, тик-току трудновато. Во всяком случае нового взгляда на мир я пока что не заметил. Скорее эти короткоживущие поделки вызывают ассоциация с одноразовыми шприцами...

— Каких жанров не хватает современной литературе, а каких в ней бы лучше не было? Морализаторство прочно ушло в отставку?

— Опять же — жанров в литературе не так много. И плохих (извините, что повторяю банальные вещи) не бывает. Все у нас есть: чего-то больше, чего-то меньше. Я, например, всегда считал, что если в поэзии для детей мы «впереди планеты всей», то в прозе сильно отстаем от тех же европейцев. Однако в последнее время (и это отмечают все эксперты) появилось много отличных прозаиков и сказочников. Не поленитесь, поднимите списки лауреатов Премии Чуковского и Премии Успенского: Ася Кравченко, Анна Игнатова, Ксения Горбунова, Михаил Ниссенбаум, Анна Старобинец...

Насчет назидательности...Древние дети, навроде меня, ее тоже особо не воспринимали. А длинные описания природы, например, у Жюля Верна пролистывали, чтобы поскорей добраться до сюжета.

— Почему о войне мы все чаще рассказываем в жанре фэнтези? У нас инфантильное сознание теперь свойственно не только детям— все общество инфантилизируется?

— Если тридцатилетние неженатые и бездетные балбесы полночи играют в компьютерные игры и запоем читают сказки для взрослых, то каким еще словом, кроме инфантилизации, это назвать? Что касается темы «дети и война» — это сложная и неоднозначная материя. И подходить к ней надо осторожно. Хотя бы потому, что детская психика не в состоянии адекватно реагировать на смерть. Ребята азартно рисуют танки и ракеты, с удовольствием играют в войну, не очень-то представляя, что за этим стоит.

— В конкурсе довольно много номинаций для переводчиков. А нужна ли нашей литературе такая конкуренция? Издатели, писатели, а часто и читатели жалуются, что Гарри Поттер перекрыл путь книгам о российских реалиях.

— Читателей и издателей обсуждать не стану, но вот писатели-то чем недовольны? Вам не нравятся иностранные сюжеты — пишите свои, лучше тех. Плохим танцорам мешает известно что, а плохим писателям — Гарри Поттер. Не спорю, среди переводных книг, конечно, масса всякой шелухи. Но и хороших вещей достаточно. Считаю, что от качественной переводной литературы нашей словесности — прямая польза. В том же подъеме отечественной прозы, думаю, немалое влияние зарубежной литературы.

— Как оцениваете состояние детское кино? Есть ли среди сегодняшних фильмов такой, что произвел на вас впечатление, сравнимое, допустим, с «Гостьей из будущего» или с «Добро пожаловать...»?

— Думаю, какое бы слово подобрать к современному детскому кино, чтобы не так сильно оскорбить его производителей: пластмасса? Фанера? Ламинат, покрытый 3D-пленкой? Может быть, с точки зрения производства оно и дорогое, но по качеству — очень дешевое, ненатуральное. Нет нормальных сценариев. Технологии — освоили, но потеряли содержание.

— Недавно слушала по радио песенку «А ты любишь просто так бродить по городу?» Подумала — может, кто-то из современных авторов: сегодня моден такой полуджаз. Но что-то подсказало — нет, это ближе к классике. Так и оказалось: Геннадий Гладков, Юлий Ким, из фильма Владимира Грамматикова «Точка, точка, запятая...». Что было в тех песнях, чего нет в сегодняшних, ни одна из которых не может похвастаться народной любовью, которой пользовались вещи Гладкова, Шаинского, Пахмутовой?

— Прежде всего — уровень дарования и мастерства. При всех недостатках советского устройства жизни — в области музыки и текстов существовал институт редактуры, так сказать — государственный контроль качества. Со сломом старой системы исчезли все запреты. Я не за цензуру, но если авторитетов нет, то «все возможно»: и пошлые сюжеты, и плохие рифмы, и музыкальный плагиат. Хороших песен, знаю, много и сейчас, но практически нет хорошего кино. А ведь большинство чудесных песен советского периода писались для фильмов — игровых, мультипликационных — и приходили к нам с экранов.

— Ваша серия про собачку Соню, выдержанная в форме поэтического дневника (редкий сегодня жанр!) стала детским бестселлером. Планируете ли продолжение?

— Осенью выйдет последняя, пятая книга «Соня на даче». В любом, тем более писательском деле важно вовремя поставить точку. Форму же дневника я выбрал, потому что она очень удобна для всяких мелких поэтических мух, из которых не хочется «делать слонов». Типа: «Эй, соседи, чьи псы/ У меня стащили чипсы?!».

Внучка Вероника — знаток творчества Андрея. Но с удовольствием слушает и других авторов

— В своих интервью вы говорите, что пишете для себя маленького. Не боитесь отстать от сегодняшней публики?

— Перефразируя Гоголя («истинная национальность состоит не в описании сарафана»), могу сказать, что современность — не в описании джинсов и гаджетов. Времена меняются, но основные ценности остаются прежними. Современных детей, как и меня, волнуют темы любви, дружбы, предательства, одиночества, непонимания близких. Это главное. И если ты не так ловко владеешь телефоном, как пятилетний ребенок, это не значит, что ты безнадежно устарел. Я старше своих читателей на полвека, но пока что мои книги печатают и читают. Значит, не так уж времена изменились. Или я в беге времени не очень сильно хромаю.

— В вашем собственном доме вы авторитет?

— Мой «авторитет» не мешает моему сыну читать внучке другие хорошие детские книги.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8487
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5665
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4702
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4297
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?