Главная Культура 01:01 25 Февраля 2022 17564
«Бессмертным» бессмертие точно не грозит

Тигран Кеосаян проехал мимо «Белорусского вокзала»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

Это все-таки случилось. Режиссер Тигран Кеосаян, он же ведущий «Международной пилорамы» — худшей, по мнению телекритиков, программы нашего ТВ, снял вольный ремейк фильма «Белорусский вокзал». И это несмотря на протест Андрея Смирнова — постановщика этого киношедевра — и на справедливое возмущение общественности. 21 февраля премьера «Бессмертных» (так назвал свое творение Кеосаян) прошла в кинотеатре «Фитиль». А через день картина, минуя прокат, появилась на двух интернет-платформах. Не потому ли было решено не выпускать ленту на большой экран, что в прокате ей ничего не светило?

Примерно год назад Кеосаян позвонил Андрею Смирнову и известил его о том, что намеревается снять ремейк «Белорусского вокзала». Только не про ветеранов Великой Отечественной, а про участников Афганской войны. «Я, честно говоря, был несколько взволнован, сказал, что не надо путать Отечественную войну и войну колониальную. На что Кеосаян мне ответил, что это предрассудки, война есть война и так далее», — поведал тогда журналистам Смирнов.

По словам Андрея Сергеевича, Кеосаян признался, что хотел бы получить его благословение на свой проект. «Я взбесился: какое, к черту, благословение, как это можно уравнивать? Но Кеосаян сообщил, что все равно будет снимать фильм, и повесил трубку», — поделился горьким недоумением создатель классического советского фильма.

Тогда, впрочем, многим показалось, что Кеосаян даст задний ход: с сайта «Мосфильма», в одном из павильонов которого должны были начаться съемки, исчезли все упоминания о «Бессмертных». Но, как теперь выяснилось, работа над фильмом продолжилась, только уже в атмосфере секретности. Перед нынешней премьерой Кеосаян охотно раздавал интервью, напирая на то, что это не ремейк «Белорусского вокзала», а самостоятельное кино. Но уже первые кадры заставили меня в этом усомниться...

Завязка «Бессмертных» — такая же, как и в «Белорусском вокзале»: на кладбище встречаются четверо однополчан-афганцев, приехавших проститься со своим умершим боевым товарищем. Только вместо героев Алексея Глазырина, Анатолия Папанова, Евгения Леонова и Всеволода Сафонова на экране предстают их афганские «двойники» в исполнении, соответственно, Сергея Пускепалиса, Федора Добронравова, Романа Мадянова, Юрия Стоянова. Актеры этих двух фильмов схожи и типажно, и даже профессии у героев примерно те же.

Если, скажем, персонаж Сафонова в «Белорусском вокзале» был провинциальным журналистом, мечтающим написать книгу, то герой Стоянова стал уже не только спецкором столичной газеты, но и матерым писателем. А если персонаж Глазырина был директором советского завода, то герой Пускепалиса стал олигархом, нефтяным королем, который по случаю встречи однополчан выставляет друзьям в принадлежащем ему ресторане ведро коньяка и ведро черной икры. Уж не знаю, чье это представление о шике: одного из героев «Бессмертных» или самого режиссера?

Кеосаян и дальше во многом повторяет сюжетную канву «Белорусского вокзала», включая финальную сцену с медсестрой, у которой герои «Бессмертных» оказываются после всех своих приключений. И у нее, как и у героини Нины Ургант, висит на стене портрет их умершего товарища. И есть от него ребенок — в данном случае сын, а не дочь. И герои так же засыпают у нее в квартире. Хорошо хоть, что на финальную песню под гитару, будь то шедевр Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют» или «афганский» фольклор, Кеосаян и актриса Наталия Вдовина не отважились. И на том, как говорится, спасибо.

Но при всех совпадениях сюжетной конструкции это, конечно, несопоставимые по своему эмоциональному воздействию, смысловому наполнению и художественному уровню фильмы. Перед походом на фильм Кеосаяна я пересмотрел «Белорусский вокзал», который не видел лет 15. И у меня, не скрою, все полтора часа комок стоял в горле от переполнявшей меня любви, нежности, благодарности к героям этого камерного, скромного, но с первых сцен хватающего за душу фильма. С «Бессмертными» все обстоит иначе...

Дикие похождения четверки стареющих афганцев — с бесконечными прикладываниями к пресловутому ведру с коньяком, с обязательным купанием в фонтане, наконец, с безумной сценой драки в кафе, во время которой ветераны из-за пустячного повода крушат молодым лоботрясам черепа и ребра, — все это вызывает не сопереживание героям, а скорее антипатию к ним. Тем более что в ретроспективных сценах, повествующих об их жизни после возвращения с войны, они тоже предстают не в лучшем свете. Один крышует вещевой рынок, другой инициирует драку в винном отделе, третий уводит жену у друга, пока тот сидит в тюрьме. Такие вот друзья-товарищи, которые к финалу своей жизни оказываются еще и бобылями — ни у одного из четверки афганцев почему-то нет семьи...

Я догадываюсь о замысле Кеосаяна. Наверное, он хотел показать те жизненные сложности, которые выпали на долю воевавших в Афгане ребят. Возможно, пытался создать на экране портрет «потерянного поколения», выброшенного на обочину жизни происходившими в стране переменами, но в итоге выстоявшего, не сломавшегося. Однако сумбурный, напичканный внутренними противоречиями сценарий, когда персонажи то рисуются отъявленными проходимцами и пошляками, то героизируются (в финале они, проспавшись после вчерашних попоек, вливаются в шествие «Бессмертного полка»), подкосил интересный замысел на корню.

А вялая режиссура и карикатурная, утрированная игра актеров (бедного Мадянова зачем-то выкрасили в клоунский рыжий цвет) довершили дело и превратили фильм в убогое зрелище. Бросающее тень не только на и без того не белоснежную репутацию Кеосаяна, но отчасти и на фильм «Белорусский вокзал». На финальных титрах мне почему-то вспомнилась реплика Сатина из горьковской пьесы «На дне»: «Эх... испортил песню... дурак».

Надо ли Смирнову судиться с Кеосаяном? Я не специалист по авторскому праву. Насколько я знаю, режиссерам в нашей стране авторские права на фильмы не принадлежат. Думаю, Кеосаян этот момент загодя просчитал. Да и некогда, как я понимаю, Смирнову затевать судебные тяжбы. В свои 80 лет он только что запустился с новым фильмом, который я ему желаю снять на том же уровне, на котором сняты «Осень», «Жила-была одна баба», «Француз» и некоторые другие его фильмы.

P.S. А с «Белорусского вокзала» не убудет. Как смотрят зрители этот прекрасный фильм уже более 50 лет, так и дальше будут смотреть. А кеосаяновским «Бессмертным» бессмертие точно не грозит.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3576
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3504
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3274
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?