Главная Культура 13:40 25 Мая 2023 1197
Все в «Норме», но…

Великую оперную драму в МАМТе спели и сыграли на 4+

Сергей Бирюков
В «Норме» МАМТа находится место и античному плащу заглавной героини, и автомобилю зевак-туристов (намек на нас, зрителей?). Фото предоставлены пресс-службой театра

Какому из столичных театров, как не Московскому академическому музыкальному, имеющему в составе белькантовую звезду мировой славы Хиблу Герзмаву, замахнуться на «Норму» Винченцо нашего Беллини? После многих лет отсутствия легендарной партитуры на сценах Первопрестольной уже само это название и имя центральной исполнительницы обеспечили нынешней премьере сенсационный интерес.

Вечно актуальный сюжет, где сквозь антураж Галлии I века до нашей эры проступает животрепещущая и поныне тема нравственного выбора между навязанными общественными правилами и голосом сердца: верховная жрица галлов Норма полюбила римского оккупанта Поллиона, тайно родила от него детей, да еще и столкнулась с изменой возлюбленного, увлекшегося ее юной подругой… Все это помножено на изумительную музыку, увенчанную самой великой сопрановой арией мира Casta diva.

А интрига с руководством постановки? Ведь сначала главным дирижером спектакля театр заявлял ни много ни мало – Владимира Спивакова. Бесспорно, одного из крупнейших отечественных музыкантов, но далеко не «своего человека» в оперном театре. Вот было бы интересно услышать его трактовку знаменитейшего шедевра! Увы, не сложилось… Однако те, кто бывал на спектаклях петербургского (впрочем, и европейского, в истоках американского, но по выучке у Юрия Темирканова, Леонида Корчмара и Ильи Мусина, конечно, нашего) дирижера Кристиана Кнаппа, знают: маэстро работает уверенно, осмысленно, стильно практически в любом репертуаре от Моцарта до Шнитке.

Добавим сюда участие опытного тенора Владимира Дмитрука, певшего и в Лос-Анджелесе и в Вене, а также совсем молодой, буквально ворвавшейся на сцены столичных театров (включая Большой) омички – меццо-сопрано Полины Шароваровой (партии римлянина Поллиона и юной галльской жрицы Адальджизы)… От такого исполнения вполне можно ждать тех жарких «искр», за которыми идет в оперу истинный меломан, любитель сильной музыкальной драмы.

Сильную драму нам попытались подать с первых же тактов, с увертюры, ради которой оркестр торжественно вознесли из его ямы на уровень авансцены. И все, казалось, на месте – мятущаяся главная тема, от которой нити тянутся вперед не только в ткань «Нормы», но и к вердиевской «Травиате», к вагнеровскому «Летучему голландцу»; противостоящая ей побочная, предвосхищающая экстатическую лирику того же Верди и даже Брамса… Однако звуковые краски словно подернуты легкой вуалью. Смысл этой сдержанности вскоре прояснится: именно так, бережно подстраховывая (а может, чуть перестраховывая), оркестр «подставит плечо» солистам, которым предстоит сложнейшая работа. Ведь та же Casta diva – отнюдь не кульминация действия: она «обрушивается» на исполнительницу партии Нормы на какой-нибудь 25-й минуте спектакля. После которой еще столько предстоит спеть – напряженный терцет любовного треугольника во втором действии, трагический монолог заглавной героини и ее же дуэт примирения с подругой-соперницей в третьем, наконец дуэт-озарение с изменившим, но перед лицом смерти прозревшим возлюбленным в финале… И все это – в убойном для большинства голосов сочетании бескрайней кантилены и виртуозных фиоритур, которые мало передать технически точно – надо насытить эти головоломные пассажи настоящим чувством. Такое под силу лишь величайшим певицам мира. Не зря говорят, что те из них, кто берется за партию Нормы, соревнуются не между собой, а с Марией Каллас, Монтсеррат Кабалье, а то и с самой Джудиттой Пастой, для которой опера изначально написана.

Герзмава показывает себя в этом испытании как искушенная вокалистка и умелая драматическая актриса. А ее объемный, «горячий» голос (лишь иногда на самом верху чуть теряющий яркость) выпукло оттеняется легким, почти инфантильным вокалом Шароваровой и броской подачей Дмитрука. И все-таки, опасаясь, что это сложно сочиненное единство в самые ответственные моменты может дать трещину и потонуть в оркестровой массе, равно как в обильно сопровождающих сольные партии хорах, Кнапп и «обволакивает» его мягким инструментальным звуком.

«Треугольник» главных героев: Норма (Хибла Герзмава), Адальджиза (Полина Шароварова), Поллион (Владимир Дмитрук)

Что касается собственно спектакля – с одной стороны, «черно-серо-белое» решение художницы Марии Трегубовой с редкими красочными вторжениями вроде «кровавого подбоя» плащей Поллиона и Нормы соответствует обнаженной формульности сюжета. А гигантский щербатый круг луны (галлы – лунопоклонники), гиперреализм мистического леса и горных круч под пугающее массивными, будто каменные астероиды, облаками делают происходящее похожим на беспокойный тягостный сон. С другой – забавно-современные фигурки туристов в горах поодаль, статуи не то дискоболов, не то пионеров с оторванными горнами (ведь война), луна, бултыхающаяся в море, как громадный пляжный мяч, вместо того чтобы закатиться за горизонт, силуэты лесных зверей, бегающих друг за другом, как Норма за изменившим ей Поллионом и Поллион за зазнобившей его сердце Адальджизой, да и сама «деловитость», с какой театральный персонал меняет декорации прямо на наших глазах – все это придает действию оттенок иронии. Который окончательно закрепляют такие нарочитые на сегодняшней сцене трюизмы, как «фашистская» фуражка Поллиона, кагэбэшно-цээрушные плащи жрецов-друидов и спецназовский камуфляж галльских воинов.

Но помогает ли эта ирония ближе подойти к сути драмы? На мой взгляд, нет. А в сочетании с микшированностью музыкальных красок – наоборот, уводит от нее. Особенно обидно, что в режиссуре Адольфа Шапиро провисает центральный смысловой акцент – когда все ждут от Нормы объявления имени преступника, вступившего в запретную связь с римлянином, и всевластная еще секунду назад верховная жрица галлов вдруг говорит: «Это я». Помню этот момент, например, в спектакле Ковент-Гардена, где Соня Йончева вмиг превращалась из этакой галльской Маргарет Тэтчер в страдающую женщину, которую голос совести и тревога за детей низвергали из судей в молящие жертвы, но тем и возносили на недосягаемую нравственную высоту. Между тобой и героиней в ту минуту не было ни тысяч верст, ни тысяч лет – хотелось протянуть руку и поддержать. А за сердце хватало, как и положено при катарсисе.

В МАМТе – к сожалению, не хватает. Как бы красиво тут ни пели.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:01 / 28 Апреля 2023 13960
Обрести лицо

Небольшое послесловие к итогам Московского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
На открытии юбилейного фестиваля не было ни одной международно признанной звезды, кроме президента ММКФ Никиты Михалкова. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вчера в Москве закрылся Московский международный кинофестиваль. Он прошел в 45-й раз. Об этой дате напомнила, в частности, фотовыставка в фойе кинотеатра «Октябрь». Я подошел к стендам, и воспоминания...

Культура 00:17 / 28 Апреля 2023 11655
Что Воля, что не Воля…

Телеканал ТНТ объявил о запуске «Шоу Воли». Зрителям сулят настоящий аттракцион дерзкого юмора на злобу дня

Сергей Беднов
Труд
К Павлу приходят именитые гости, которых он расспрашивает о делах и личной жизни. Местами (редкими) забавно. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В День космонавтики в кинотеатре «Октябрь» впервые показали фильм, снятый на МКС. На премьере присутствовали десятки знаменитостей. На следующее утро практически ни одно СМИ, рассказавшее о событии,...

Обществу не хватает героев, близких по менталитету нынешней молодежи, считает актер фильма «По законам военного времени»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Роль военного юриста Николая Мирского стала для Максима Дрозда еще одной киноработой о честности и любви. Изображения предоставлены Первым каналом

Премьеру военно-исторического детектива «По законам военного времени», точнее, приквел уже известных серий, начал показывать на этой неделе Первый канал. Действие шестого сезона возвращает зрителей в тяжелейшее для...

Автор популярной антиутопии «Луна 84» работает в Москве, но живет в Махачкале

Дарья Ефремова
Труд
По словам Ислама, его история — воплощение голливудской мечты. Фото из открытых источников

Ислама Ханипаева называют литературной сенсацией: молодой махачкалинец, автор популярного паблика «Дневник дага», ворвался в литературу внезапно, став лидером читательского голосования респектабельной российской премии «Ясная...

В питерском Театре на Литейном состоялся марафон спектаклей по пьесам нашего великого драматурга

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Сцена спектакля «Мудрецы». Фото Юлии Паршаковой с сайта Театра на Литейном

На минувшей неделе повезло: три вечера подряд с мне не свойственным энтузиазмом участвовала в марафоне спектаклей по пьесам нашего великого драматурга Александра Островского в питерском Театре на Литейном....

В прессе и блогах вовсю обсуждают идею присвоить актрисе Юлии Пересильд звание Героя России за участие в съемках фильма «Вызов» на борту МКС

Евгений Акатов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

В прессе и блогах вовсю обсуждают идею присвоить актрисе Юлии Пересильд звание Героя России за участие в съемках фильма «Вызов» на борту МКС. Правда, мнения резко разделились. «Если награждение произойдет,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

Книжная индустрия, если разобраться, в значительной степени построена на некоем лукавстве, зачастую переходящем и в прямой обман. Издательская аннотация, например, расхваливает книгу за несуществующие достоинства. Мэтры выдают фразы на обложку,...

В новую команду спасателей Малибу Памелу Андерсон вряд ли возьмут

Труд
Как призналась самая известная в мире спасательница, она она до сих пор хранит тот самый красный купальник из реквизита

Американская студия Fremantle сообщила о намерении перезапустить сериал «Спасатели Малибу», и она уже проводит переговоры с рядом стриминговых платформ о его показе. Оригинальный проект выходил на телеэкраны...

У «Последнего богатыря» появится приквел. Соответственно, «Первый богатырь»

Труд
Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла» с сайта kinopoisk.ru

Слово «франшиза» становится сладким и для наших кинематографистов. В самом деле, если фильм оказался успешным, то почему бы не наснимать всяких сиквелов, приквелов, ответвлений и прочего?! Что касается...

На экраны страны оглушительным тиражом выходит фильм «Вызов»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд и Милош Бикович составили в фильме «Вызов» звездный дуэт

Премьера этого уникального кинопроекта, частично снятого в космосе, состоялась 12 апреля сразу на двух престижных площадках: в Кремлевском дворце, где фильм посмотрела политическая элита страны, и в столичном кинотеатре...

Под цензурный пресс попадают все новые фильмы

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Минкульт РФ отозвал прокатное удостоверение у фильма «Убийца «Священный паук». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На днях Министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение у фильма «Убийца «Священный паук» в постановке датского режиссера иранского происхождения Али Аббаси. Картина вышла на экраны с разрешения...

Остросовременная комедия с участием легендарного актера «Друг на час» уже завоевала симпатии зрителей

Анна Чепурнова
Труд
Жизнь прекрасна, и надо уметь ее ценить, убеждает нас Шакуров во многих своих фильмах. Фото Александры Копчевской

На телеканале ТНТ и в онлайн-кинотеатре PREMIER начался показ комедии «Друг на час» режиссеров Александра Бойкова и Эмиля Никогосяна. На российском фестивале «Пилот» этот сериал уже получил...

В Петербурге отпраздновали День Пьехи. Повод? Решение местных депутатов о присуждении Эдите Станиславовне звания почетного гражданина города

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Валерий Матусов/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге отпраздновали День Пьехи. Праздник неофициальный, горожане сами назначили его. Повод? Решение местных депутатов о присуждении Эдите Станиславовне звания почетного гражданина города. Ну наконец-то! Замечательная певица...

Зачем Андрей Смирнов вернулся к теме сталинского террора

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Андрей Смирнов на съемках фильма с актрисами Юлией Снигирь и Ксенией Раппопорт

Минуя прокат, на трех интернет-платформах («Кинопоиск», Kion и ivi) вышел новый фильм Андрея Смирнова — классика нашего кино. Того самого, что более 50 лет назад прославился фильмом «Белорусский вокзал»....

Культура 00:22 / 21 Апреля 2023 6188
Где, где... В Вологде!

Премьера Первого канала о «Песнярах» вызвала мучительный стон аудитории

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Богемскую рапсодию» теперь принято считать чуть ли не эталонным байопиком. Драйв с экрана так и прет. Почему же наши биографические проекты о музыкантах прошлого, даже очень неплохие, выглядят на его...

Культура 00:25 / 21 Апреля 2023 5985
Календарь: 21 апреля

В этот день 265 лет назад родилась няня А.С. Пушкина

Труд
Картина Николая Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» 1875 года. Фото из открытых источников

753 до н. э. Считается датой основания Рима Ромулом, который провел вокруг нового города плугом границу и назвал его своим именем. Когда историки определили дату рождения Рима, пораженный поэт Альбий Тибулл назвал его Вечным...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?