Главная Культура 13:40 25 Мая 2023 1586
Все в «Норме», но…

Великую оперную драму в МАМТе спели и сыграли на 4+

Сергей Бирюков
В «Норме» МАМТа находится место и античному плащу заглавной героини, и автомобилю зевак-туристов (намек на нас, зрителей?). Фото предоставлены пресс-службой театра

Какому из столичных театров, как не Московскому академическому музыкальному, имеющему в составе белькантовую звезду мировой славы Хиблу Герзмаву, замахнуться на «Норму» Винченцо нашего Беллини? После многих лет отсутствия легендарной партитуры на сценах Первопрестольной уже само это название и имя центральной исполнительницы обеспечили нынешней премьере сенсационный интерес.

Вечно актуальный сюжет, где сквозь антураж Галлии I века до нашей эры проступает животрепещущая и поныне тема нравственного выбора между навязанными общественными правилами и голосом сердца: верховная жрица галлов Норма полюбила римского оккупанта Поллиона, тайно родила от него детей, да еще и столкнулась с изменой возлюбленного, увлекшегося ее юной подругой… Все это помножено на изумительную музыку, увенчанную самой великой сопрановой арией мира Casta diva.

А интрига с руководством постановки? Ведь сначала главным дирижером спектакля театр заявлял ни много ни мало – Владимира Спивакова. Бесспорно, одного из крупнейших отечественных музыкантов, но далеко не «своего человека» в оперном театре. Вот было бы интересно услышать его трактовку знаменитейшего шедевра! Увы, не сложилось… Однако те, кто бывал на спектаклях петербургского (впрочем, и европейского, в истоках американского, но по выучке у Юрия Темирканова, Леонида Корчмара и Ильи Мусина, конечно, нашего) дирижера Кристиана Кнаппа, знают: маэстро работает уверенно, осмысленно, стильно практически в любом репертуаре от Моцарта до Шнитке.

Добавим сюда участие опытного тенора Владимира Дмитрука, певшего и в Лос-Анджелесе и в Вене, а также совсем молодой, буквально ворвавшейся на сцены столичных театров (включая Большой) омички – меццо-сопрано Полины Шароваровой (партии римлянина Поллиона и юной галльской жрицы Адальджизы)… От такого исполнения вполне можно ждать тех жарких «искр», за которыми идет в оперу истинный меломан, любитель сильной музыкальной драмы.

Сильную драму нам попытались подать с первых же тактов, с увертюры, ради которой оркестр торжественно вознесли из его ямы на уровень авансцены. И все, казалось, на месте – мятущаяся главная тема, от которой нити тянутся вперед не только в ткань «Нормы», но и к вердиевской «Травиате», к вагнеровскому «Летучему голландцу»; противостоящая ей побочная, предвосхищающая экстатическую лирику того же Верди и даже Брамса… Однако звуковые краски словно подернуты легкой вуалью. Смысл этой сдержанности вскоре прояснится: именно так, бережно подстраховывая (а может, чуть перестраховывая), оркестр «подставит плечо» солистам, которым предстоит сложнейшая работа. Ведь та же Casta diva – отнюдь не кульминация действия: она «обрушивается» на исполнительницу партии Нормы на какой-нибудь 25-й минуте спектакля. После которой еще столько предстоит спеть – напряженный терцет любовного треугольника во втором действии, трагический монолог заглавной героини и ее же дуэт примирения с подругой-соперницей в третьем, наконец дуэт-озарение с изменившим, но перед лицом смерти прозревшим возлюбленным в финале… И все это – в убойном для большинства голосов сочетании бескрайней кантилены и виртуозных фиоритур, которые мало передать технически точно – надо насытить эти головоломные пассажи настоящим чувством. Такое под силу лишь величайшим певицам мира. Не зря говорят, что те из них, кто берется за партию Нормы, соревнуются не между собой, а с Марией Каллас, Монтсеррат Кабалье, а то и с самой Джудиттой Пастой, для которой опера изначально написана.

Герзмава показывает себя в этом испытании как искушенная вокалистка и умелая драматическая актриса. А ее объемный, «горячий» голос (лишь иногда на самом верху чуть теряющий яркость) выпукло оттеняется легким, почти инфантильным вокалом Шароваровой и броской подачей Дмитрука. И все-таки, опасаясь, что это сложно сочиненное единство в самые ответственные моменты может дать трещину и потонуть в оркестровой массе, равно как в обильно сопровождающих сольные партии хорах, Кнапп и «обволакивает» его мягким инструментальным звуком.

«Треугольник» главных героев: Норма (Хибла Герзмава), Адальджиза (Полина Шароварова), Поллион (Владимир Дмитрук)

Что касается собственно спектакля – с одной стороны, «черно-серо-белое» решение художницы Марии Трегубовой с редкими красочными вторжениями вроде «кровавого подбоя» плащей Поллиона и Нормы соответствует обнаженной формульности сюжета. А гигантский щербатый круг луны (галлы – лунопоклонники), гиперреализм мистического леса и горных круч под пугающее массивными, будто каменные астероиды, облаками делают происходящее похожим на беспокойный тягостный сон. С другой – забавно-современные фигурки туристов в горах поодаль, статуи не то дискоболов, не то пионеров с оторванными горнами (ведь война), луна, бултыхающаяся в море, как громадный пляжный мяч, вместо того чтобы закатиться за горизонт, силуэты лесных зверей, бегающих друг за другом, как Норма за изменившим ей Поллионом и Поллион за зазнобившей его сердце Адальджизой, да и сама «деловитость», с какой театральный персонал меняет декорации прямо на наших глазах – все это придает действию оттенок иронии. Который окончательно закрепляют такие нарочитые на сегодняшней сцене трюизмы, как «фашистская» фуражка Поллиона, кагэбэшно-цээрушные плащи жрецов-друидов и спецназовский камуфляж галльских воинов.

Но помогает ли эта ирония ближе подойти к сути драмы? На мой взгляд, нет. А в сочетании с микшированностью музыкальных красок – наоборот, уводит от нее. Особенно обидно, что в режиссуре Адольфа Шапиро провисает центральный смысловой акцент – когда все ждут от Нормы объявления имени преступника, вступившего в запретную связь с римлянином, и всевластная еще секунду назад верховная жрица галлов вдруг говорит: «Это я». Помню этот момент, например, в спектакле Ковент-Гардена, где Соня Йончева вмиг превращалась из этакой галльской Маргарет Тэтчер в страдающую женщину, которую голос совести и тревога за детей низвергали из судей в молящие жертвы, но тем и возносили на недосягаемую нравственную высоту. Между тобой и героиней в ту минуту не было ни тысяч верст, ни тысяч лет – хотелось протянуть руку и поддержать. А за сердце хватало, как и положено при катарсисе.

В МАМТе – к сожалению, не хватает. Как бы красиво тут ни пели.

Культура 00:40 / 20 Октября 2023 13199
Учитель фехтования

У Пушкина и Лермонтова был один и тот же наставник

Ирина Смирнова
Труд
Гравюра из книги Александра Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» 1817г. Фото из открытых источников.

Француз Александр Вальвиль учил сражаться Пушкина, Лермонтова и всю Императорскую гвардию. Увы, уроки фехтования наших великих поэтов от пули не уберегли. О том, что у Александра Пушкина и Михаила Лермонтова был...

Культура 19:02 / 14 Октября 2023 11978
Король басовой масти

Международный фестиваль Ильдара Абдразакова стал культурным событием на всю Россию

Мария Бабалова
Труд
Ильдар Абдразаков считает занятия с молодыми певцами важнейшей частью своего фестиваля. Фото Евгения Евтюхова предоставлено пресс-службой фестиваля

Именной фестиваль знаменитого оперного певца, двукратного обладателя премии «Грэмми» Ильдара Абдразакова состоялся нынче уже в шестой раз и побывал в шести городах — Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске,...

Почему Достоевский называл эту икону народной

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

6 ноября у православных верующих день почитания иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Той самой, перед которой в 1768 году молилась Екатерина II, решаясь, одной из первых, сделать прививку от оспы....

Возраст над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе) не властен

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Настоящий успех пришел к Катрин после красивого и грустного мюзикла «Шербурские зонтики». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Катрин Фабьен Дорлеак, известной во всем мире как Катрин Денев, 22 октября исполняется 80 лет. О таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то принято. Но возраст...

Культура 00:01 / 17 Ноября 2023 5782
Зима патриарха

Увидим ли мы на экранах фильм «Пациент №1», который совершает триумфальное шествие по фестивальным экранам?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Играет главного героя грандиозный актер Александр Филиппенко

Неделю назад на международном кинофестивале в Котбусе фильм «Пациент № 1» завоевал приз за режиссуру. В эти дни картина участвует в конкурсе Таллинского фестиваля класса А, где, судя по восторженным...

Культура 20:04 / 13 Октября 2023 5669
Конец «Сказки»?

На фестивале в Москве отменили показ фильма «Сказка» в постановке народного артиста России Александра Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Andrey Chepakin/Russian Look, globallookpress.com

На фестивале в Москве отменили показ фильма «Сказка» в постановке народного артиста России Александра Сокурова. Столичная премьера фильма знаменитого кинорежиссера, обладателя призов престижных кинофестивалей была...

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь...

Каждая эпоха дарит ребятам и девчатам свои сказки

Дарья ЕФРЕМОВА, Ольга ЛЕРНЕР
Труд
Семейство Кассилей. Внизу Лев с женой Еленой, наверху Иосиф (Оська) с женой Зинаидой. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

Что фантастичнее — жизнь или воображение? Казалось бы, ответ очевиден, но главная книга классика детской литературы Льва Кассиля спорит с общепринятой логикой. А благодаря нынешней экспозиции Государственного музея...

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают...

Культура 00:02 / 10 Ноября 2023 5216
Голову снесло

На экраны выходит лихая комедия «Год рождения»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм показывает, что нашим сумасшедшим миром все-таки правят любовь, творчество, мечты, внутренняя свобода. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Поставил картину Михаил Местецкий, который вернулся в кино после затяжной творческой паузы. На вопрос, где он был восемь лет, прошедших со времен его яркого дебютного фильма «Тряпичный союз», Михаил может честно...

ТНТ планирует увеличить количество музыкальных проектов

Труд
Тина Канделаки. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Глава ТНТ Тина Канделаки на презентации сезона сообщила, что количество музыкальных проектов на канале будет увеличено. И вот как раз в эти дни начинается кастинг участников для перезапуска «Фабрики звезд». Напомним,...

Один из самых северных в мире Воркутинский драматический театр отметил 80-летие

Виктория Пешкова, Воркута - Москва
Труд
Та самая «Сильва» 1943 года. На первом плане Наталья Глебова (Сильва), Борис Дейнека (Эдвин). Фото предоставлены Воркутинским драматическим театром

Главный подарок себе и своей публике театр преподнес сам, спев и станцевав о том, с чего все начиналось. «Сильва. Дойти до премьеры» — спектакль, поставленный режиссером Валерием Маркиным по пьесе...

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Труд
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом...

У гражданской войны выход один – трагедия, убежден обладатель «Книги года-2023» Александр Мелихов

Дарья Ефремова
Труд
Фото: West Coast Surfer, globallookpress.com

Парадоксальный и даже «еретичный», рушащий читательские каноны лауреат множества премий — Набоковской, «Студенческий Букер», Искандера, Гончарова, Петербургского ПЕН-клуба, Гоголя (четырежды), правительства...

Израильская военщина нашим телевизионным экспертам – людям с советской школой жизни - известна тем же, чем и всему свету

Сергей Беднов
Труд
Фото: пресс-служба ЦАХАЛ/Синьхуа, globallookpress.com

Наверное, именно эта песня закрутилась в головах телевизионных экспертов, когда начались известные события на Ближнем Востоке и следовало дать их оценку перед взыскательной аудиторией. Люди-то они по большей части немолодые,...

Платье актрисы актриса Элизабет Дебики, сыгравшей принцессу Диану, напомнило о случае 30-летенй давности

Труд
Фото: Billy Bennight/AdMedia, globallookpress.com

Как известно, у подданных британской монархии особое отношение к принцессе Диане. Ничто так негативно не сказалось на репутации королевской семьи, как ее гибель. В этой связи все с повышенным вниманием ждали...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?