На только что завершившемся в Ереване международном кинофестивале «Золотой абрикос» с большим успехом прошел показ фильма «Сиреневый ветер Параджанова». Мировая премьера этой документальной ленты ранее состоялась на киносмотре в Роттердаме. Снял фильм классик советского, узбекского и российского кино Али Хамраев («Белые, белые аисты», «Седьмая пуля», «Человек уходит за птицами», «Триптих», «Бо Ба Бу»). Хамраев был близким другом Сергея Параджанова, принимал его у себя в Ташкенте, и это придает фильму особую интонацию.
Параджанов родился в армянской семье в Тбилиси, учился в Москве во ВГИКе, жил и снимал в Киеве, Ереване, в родной для него Грузии. В 2024 году просвещенное человечество отметило 100-летие со дня рождения режиссера, которого коллеги считают гением. Ровно 35 лет назад — 25 июля 1990 года — Параджанов был с почестями похоронен в Ереване. К этим датам Али Хамраев и приурочил свой фильм, идею которого он вынашивал долгие годы. Еще в 2012-м он делился замыслом «Сиреневого ветра» на страницах «Труда», но только сейчас ему удалось снять кино.
«В начале 2023 года я побывал у своего друга, кинооператора Юрия Клименко, который снимал с Параджановым «Легенду о Сурамской крепости», — рассказывает поджарый и легкий на подъем 88-летний Али Хамраев. — В разговоре я заметил, что Параджанову скоро исполнится 100 лет, на что Юра удивленно ответил: «Как? Значит, и нам с тобой скоро будет 100 лет!». Я оценил шутку и сказал, что хотел бы сделать фильм к юбилейной Сережиной дате. И добавил: я — режиссер, ты — оператор, осталось найти еще пару человек и начать».
К благородной идее присоединились ученик и друг Сергея Иосифовича, автор незабываемых «Полетов во сне и наяву» Роман Балаян, армянский меценат Гарсеван Хачатрян, для которого «Сиреневый ветер» стал первым опытом продюсирования фильма, коллектив Музея Параджанова в Ереване. А также грузинские, российские, украинские и даже итальянские коллеги, поскольку часть съемок прошла в Венеции. Здесь к 100-летнему юбилею классика исполнительница роли Марички, звезда украинского поэтического кино Лариса Кадочникова представляла главный параджановский шедевр — фильм «Тени забытых предков». Творчество режиссера принадлежит всему миру, и картину о нем тоже снимали «всем миром».
.jpg)
Часть съемок прошла в Музее Параджанова, где собраны картины, рисунки, коллажи мастера. Фото автора
«Сиреневый ветер» начинается с кадров похорон Параджанова, когда на улицы Еревана под разрывающие сердце звуки дудука вышли тысячи людей, чтобы проститься с великим режиссером. Фильм счастливо избегает унылой хронологической последовательности, хотя главные вехи жизни и судьбы Параджанова в фильме отражены. К примеру, с юмором рассказано о его детстве в зажиточном семействе ювелиров. Когда в дом врывались люди в форме, мать укладывала драгоценности на дно горшка и сажала на него маленького Сергея, который громко извещал присутствующих, что он какает. И экспроприаторы, зажимая нос, уходили из дома ни с чем.
Было ли так в действительности или Параджанов эту историю сочинил — бог весть. Он ведь был известным выдумщиком, жил в мире фантазий и грез. На съемках фильма мог попросить звукооператора воссоздать ветер XVI века, а то и материализовать на экране сиреневый ветер. Юрий Клименко считает его святым, поскольку от Параджанова даже в трудных условиях экспедиции, когда сутками невозможно было помыться, не несло потом. А Роман Балаян добавляет, что Сергей Иосифович обитал не на земле, а в горних высях. Верил в Бога, не смотрел телевизор, не читал газет, что, впрочем, не мешало ему активно выступать против советской цензуры. С 1965 года Параджанов был под присмотром Большого брата, его не выпускали за пределы СССР, а в 1973 году арестовали в больнице во время посещения больного сына и обвинили по 18 сфальсифицированным статьям. Но и одной хватило, чтобы укатать 50-летнего режиссера в колонию строгого режима.
В письме племяннику Георгию Параджанов писал: «...Пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями, конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе». Из-за непрекращающихся издевательств, скудного питания Параджанов заболел диабетом, совершил даже попытку самоубийства. Но когда его приехали навестить друзья, он встретил их хохмами, розыгрышами, как будто это они сидели на зоне, а не он. В этом был весь Параджанов...
.jpg)
Кинорежиссер оставался свободным даже в тюрьме. Об этом напоминает фотография-плакат при входе в Музей Параджанова. Фото автора
В защиту опального режиссера поднялся весь киношный мир: от Антониони, Феллини, Бунюэля, Бертолуччи, Годара, Трюффо — до Сергея Герасимова, Льва Кулиджанова, Юрия Никулина, Виктора Шкловского, братьев Шенгелая, Софико Чиаурели, Андрея Тарковского. В итоге Сергея Иосифовича выпустили из тюрьмы на год раньше срока, что спасло ему жизнь. Тарковский, кстати, высоко ценил талант Параджанова, поддерживал его письмами в тюрьме. По сути, автор «Зеркала»" стал вторым героем этого фильма. А Параджанов полагал, что и Андрею, и Роману Балаяну для того, чтобы стать истинно великими, не помешало бы годик-другой пройти жизненные «университеты» на зоне. Но того и другого Бог уберег.
После освобождения Сергей Иосифович создал множество инсталляций, коллажей, устроил ряд своих выставок, снялся в знаменитой фотосессии Юрия Мечитова «Летящий Параджанов» и сам снял фильмы «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб». В 1990 году он приступил к работе над своей главной, как он считал, картиной «Исповедь», основанной на личных, семейных воспоминаниях. Мол, у Тарковского есть «Зеркало», у Феллини «Амаркорд», а у него будет «Исповедь». Но в самом начале съемок у Параджанова кровь пошла горлом. И больше он на площадку не вернулся. Президент Франции Миттеран прислал к смертельно больному режиссеру самолет, его перевезли в лучший парижский госпиталь. Но время было упущено, спасти Параджанова не удалось. Али Хамраев, оказавшийся в это время во Франции на фестивале, сумел через стекло реанимационной палаты снять последнее дыхание своего друга. Эти уникальные кадры тоже вошли в фильм.
«Сиреневый ветер» искусно сочетает документальную хронику и озорные анимационные вкрапления. Воспоминания друзей Параджанова и красочные фрагменты из его фильмов. Страстные монологи Сергея Иосифовича и исповедальные признания Али Иргашевича. Армянские, грузинские, украинские напевы и классические мелодии Баха, Бетховена, Вивальди, Дебюсси, Сен-Санса. Фильм виртуозно снят выдающимся мастером операторского искусства Юрием Клименко, замечательно смонтирован и озвучен, его будет интересно смотреть даже людям, не посвященным в тонкости судьбы Параджанова. Хотелось бы надеяться, что «Сиреневый ветер» в ближайшее время прошумит на российских фестивалях, а затем выйдет в широкий прокат.