Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем призы и картине, и режиссеру, и блистательному актерскому дуэту посыпались на киносмотрах в Архангельске, Анапе, Мурманске, Анадыре, Каире... Но прокатчики уныло твердили: «Не формат». Понадобилась неожиданная, потрясшая киносообщество смерть постановщицы, чтобы фильм вышел к зрителю.
Наталья Назарова — красивая и по нынешним временам молодая 55-летняя женщина — умерла от онкологии минувшей весной. Завершая свой последний, глубоко выстраданный фильм, на который ей удалось найти финансирование только с четвертого раза, она уже предчувствовала свой скорый уход. И вложила в «Филателию» все свои силы, знания, умения, личную боль. В ее режиссерской биографии были фестивальные хиты «Дочь», «Простой карандаш», «Райцентр», «Плакать нельзя», она написала дюжину хороших сценариев для других режиссеров (среди них «Внук космонавта», «Слушая тишину», «Русалка», сериалы «Бесы» и «Седьмая симфония»), но именно «Филателия» стала если не лучшим, то уж точно ее главным, исповедальным фильмом.
.jpg)
Фильм снимали в Мурманске, окраины которого утопают в зарослях иван-чая
В центре «Филателии» — судьба не шибко молодой и не очень красивой, но с ясными, лучистыми глазами девушки Яны (Алина Ходжеванова), живущей на окраине Мурманска. Здесь из каждого окна типовых пятиэтажек видно свинцового цвета море, слегка согретое скупыми лучами осеннего солнца да розовым полыханием иван-чая на берегах (респект оператору Наталье Макаровой). Яна часто в одиночестве гуляет по прибрежным тропинкам, подолгу вглядываясь в морскую даль. Так когда-то мать девушки выглядывала своего мужа-моряка, однажды не вернувшегося из плавания. Теперь отца (или своего капитана Грэя?) высматривает Яна, мало, увы, похожая на романтичную Ассоль.
Девушка прихрамывает, а еще у нее проблемы с дикцией и время от времени прихватывает сердце. Все это — следствие врожденного ДЦП. В почтовом отделении, где работает Яна, окружающие относятся к ней с привычным и слегка пренебрежительным сочувствием — как к инвалиду, которому лучше сидеть дома. Девушка восстает против такого отношения к себе, она даже инвалидность не стала оформлять и требует, чтобы ее считали здоровой. Болезнь, одиночество, неприкаянность выковали ее ершистый, всегда готовый на резкие, а то и несправедливые отповеди характер, за которым скрывается ранимая, жаждущая любви, понимания душа.
Оттаивает девушка только в подвальном клубе филателистов, где собираются местные коллекционеры марок — когда-то многочисленное и уважаемое племя энтузиастов, превратившееся нынче в горстку маргиналов, к каковым принадлежит и Яна, и ее дохлый друг-очкарик Коля (Илья Носков), безнадежно влюбленный...нет не в Яну, а в холеную, гладкую («жирную», по мнению Яны) сотрудницу загса Машу. Яна безотчетно ревнует, то и дело срывая свою злость на редких посетителях почты.
.jpg)
Главная героиня фильма скрашивает свою жизнь коллекционированием марок
Но все волшебным образом меняется, когда «на районе» появляется хмельной, разбитной, обаятельный, хотя и прихрамывающий боцман Петя (Максим Стоянов), который по полгода проводит в море. Неожиданно для окружающих, а, возможно, и для самого себя, он выбирает для встреч и вечерних гуляний под луной не местную сердцеедку Веру со следами былой красоты на злом лице (Ирина Носова), а хромоножку Яну. Между молодыми людьми завязываются странные, трогательные, целомудренные отношения. «Я не такая, только после замужества», — ввиду готового вот-вот случиться интима с присущим ей наивным простодушием лепечет Яна. И рубаха-парень Петя, который, похоже, поматросил и бросил не одну зазнобу (одна даже где-то в Австралии затерялась), смиренно соглашается с этой старомодной ныне установкой. И дело даже начинает двигаться к свадьбе.
Похоже, в чувстве Петра к Яне, расцветающей на его (и наших) глазах, больше трогательной отеческой заботы, снисходительного братского покровительства, чем мужского вожделения. Любовь ведь имеет разные обличия. Сказала же недавно в нашумевшем интервью премудрая Алла Пугачева, что любовь и семья — это не только секс, но и внимание, забота, нежность, постоянное желание доставить радость любимому человеку. Наталья Назарова, муж которой, замечательный актер Геннадий Назаров, еще на исходе 90-х заболел почечной недостаточностью и с тех пор не вылезает из больничных палат и процедур гемодиализа, наверняка знала эту истину не хуже Примадонны. И об этой не романтичной, «конфетно-букетной», а самоотверженной, жертвенной любви она, похоже, и сняла свой фильм, передоверив свои мысли и чувства героям «Филателии».
.jpg)
Фильм рассказал трогательную историю про встречу двух одиночеств
Не могу сказать, что сценарий фильма прописан Натальей Назаровой безупречно. В нем хватает сюжетных натяжек, случайных совпадений и иных шероховатостей. К примеру, оба главных героя волею автора фильма хромают, у обоих оказывается больное сердце, вдобавок дочь Петра, как выясняется по ходу фильма, умерла от той же болезни, которая сживает со свету Яну. Согласитесь: многовато совпадений. Да и сам сюжет про встречу двух неприкаянных одиночеств, которые отважились осчастливить друг друга, новым не назовешь. Мы такое видели в кино уже не раз. Но!
Но "Филателия«снята с такой нежностью к обездоленным, на наших глазах обретающим надежду на счастье героям, наполнена такими остроумными ситуациями и диалогами, сыграна актерами с такой безусловной верой в предлагаемые сценарием обстоятельства и с такой фантастической самоотдачей, что обо всех придирках к концу фильма забываешь. Остаются только благодарные слезы и горячие аплодисменты на финальных титрах.
Доподлинно знаю: каждый просмотр этой сердечной и умной, печальной и смешной сказки для взрослых заканчивался зрительским триумфом на всех фестивалях, где демонстрировали «Филателию». Но на фестивалях публика зрелая, продвинутая, жаждущая искусства, а не развлечений. Как примет (или не примет) фильм массовый, преимущественно молодой зритель -ныне основной посетитель кинотеатров, — экран покажет.
