Новосибирская транспортная прокуратура оштрафовала на 30 тысяч рублей авиакомпанию «Сибирь» (S7) за нарушение прав клиентов. Семерым пассажирам, купившим билеты на рейс Новосибирск — Сургут, отказали в посадке с мотивировкой «превышение числа билетов над числом мест в самолете».
Спросите: как такое может быть? В гражданской авиации нынче есть такое понятие, как «овербукинг». Это когда перевозчик или контрагенты продают билетов больше, чем имеется посадочных мест. Таким нехитрым способом авиакомпании пытаются обеспечить полную загрузку самолета, если кто-то из пассажиров в последний момент отказался от полета или опоздал на регистрацию.
Похожий случай имел место в этом году в аэропорту Шереметьево. Десятки пассажиров «Аэрофлота», многие из которых успели пройти регистрацию и получить посадочные талоны, не улетели утренними рейсами до Бишкека, Шарм-эш-Шейха и Стамбула. Люди собрались у представительства компании, прямо в аэропорту записали гневное видеообращение и выложили в соцсетях. Но в суд, насколько известно, никто не обращался и жалоб в прокуратуру не писал.
История с наказанием «Сибири» показательна. В Новосибирске обиженные пассажиры пошли на принцип. Но в итоге гора родила мышь. С момента подачи иска по делу, не требующему разбирательств, до вынесения постановления прокуратуры прошло четыре месяца. Да и вряд ли такой результат доставил моральное удовлетворение людям, которые вовремя не улетели домой или в командировку. А поскольку те несчастные 30 тысяч будут перечислены в бюджет, то о материальном удовлетворении истцов речи вообще не идет. Пусть еще будут довольны, если им вернули деньги за билет или перерегистрировали на другой рейс.
Такие случаи стали возможны, потому что овербукинг не регулируется законодательно. Проблемы и последствия явления никак не регламентированы, нет даже такого определения в законодательстве. А раз так, то авиакомпании могут спокойно продавать лишние билеты, рискуя лишь получить символический штраф. Два года назад Госдума рассматривала соответствующие поправки в Воздушный кодекс, но законопроект был отклонен. Не нашло поддержки и предложение запретить овербукинг.
К слову, та же прокуратура предъявила претензии «Сибири» по другому поводу. Вылет рейса из Москвы в Якутск был задержан на 20 часов, но авиакомпания проигнорировала требования закона обеспечить в установленный срок пассажиров питанием и местами в гостинице. Вы удивитесь, но и тут перевозчик снова был оштрафован на: 30 тысяч рублей.
Эти случаи мы обсуждаем с заслуженным пилотом СССР, бывшим зампредом МАК Михаилом Терещенко.
— Я категорически не соглашусь с наказанием компании, если речь идет только о задержке рейса, — говорит Михаил Михайлович. — Допустим, срочно требуется устранить неполадки техники, сложилась неблагоприятная метеообстановка, аэропорт закрыли из-за опасности БПЛА. А вот если авиакомпания не обеспечила благоустройство авиапассажиров, то тут вопроса к прокуратуре не будет.
Что касается отказов в посадке купившим билет пассажирам, то тут штрафы следует увеличить как минимум в четыре раза. Наши авиакомпании слишком усердствуют в погоне за прибылью, стремясь под завязку заполнить пассажирский салон. Между тем в мировой практике считается вполне приемлемым, если борт загружен на 60-70%. И вообще овербукинг допустим, только если у перевозчика имеется резерв самолетного парка, а частота рейсов в конкретном направлении — не более пары часов.
Но как быть с материальной компенсацией для пассажиров, которые по вине компании не попали на рейс? Скажем, в Евросоюзе в таких случаях перевозчик выплачивает пассажиру 600 евро, а в США — 1000-1400 долларов.
— Нашим законодательством такого рода санкции не предусмотрены, — говорит наш эксперт Илья Зотов, глава Общероссийского объединения пассажиров. — Необходимо для начала при овербукинге закрепить категории пассажиров, кому ни при каких обстоятельствах нельзя отказывать в вылете. Инвалиды, организованные группы, родители с детьми, люди преклонного возраста, участники СВО...
В завершение несколько советов, как не стать жертвой овербукинга. На рейс регистрируйтесь на сайте авиаперевозчика, лучше заранее. Прибывайте в аэропорт заблаговременно, чтобы раньше сдать багаж и получить посадочный талон. Если на рейс вы не попали, а альтернативные варианты не устраивают, то важно зафиксировать факт отказа в перевозке. Таким документом будет маршрутная квитанция электронного билета, посадочный талон с отметкой авиакомпании или справка, которую можно получить на информационной стойке аэропорта.
Если пассажира не посадили на рейс, то это факт одностороннего отказа от исполнения обязательств со стороны перевозчика, что запрещено ст. 310 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, авиакомпания обязана в полном объеме компенсировать причиненные убытки (ст. 15 ГК РФ).
Если, конечно, у вас хватит времени и нервов, чтобы пройти через судебное разбирательство...

