Главная Культура 00:10 26 Ноября 2021 10642
Два одиночества в одном купе

На экраны выходит один из главных мировых кинохитов нынешнего года

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена уже завоевал Гран-при (вторую по значимости награду) Каннского фестиваля, а Финляндия выдвинула его на «Оскар». В эти дни «Купе» с успехом идет во Франции, лента куплена для проката рядом стран. Недавнюю московскую премьеру картины сопровождали более противоречивые эмоции и оценки. Оно и понятно: поскольку сюжет «Купе номер 6» основан на российских реалиях, то и смотреть этот фильм мы будем более внимательно и судить о нем — более взыскательно.

Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда, который неторопливо, скрежеща заржавелыми суставами, останавливаясь на темных полустанках, идет в Мурманск. В купе номер шесть (ничем не подкрепленная аллюзия на чеховскую «Палату номер 6») волею судеб оказываются два незнакомых доселе человека. Финская студента Лора (Сейди Хаарла), изучающая археологию, и отвязный русский парень Леха (Юра Борисов). Такое ощущение, что это и про них написал великий Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Она — европейка, эстетка до мозга костей. Любительница ученых разговоров, неторопливого созерцания, медленного чтения. Широко, толерантно смотрящая на вещи. Оставившая в Москве свою русскую возлюбленную Ирину (Динара Друкарова). Девушки собирались ехать в Мурманск вместе, чтобы изучать там наскальные изображения — петроглифы. Но подруга, охладев к своей финской пассии, хотя накануне они провели нежную ночь, от поездки уклонилась. Теперь Лора коротает путь одна.

Вернее, не одна, а в компании быдловатого попутчика, того самого Лехи. Налысо бритого гопника в видавших виды трениках, с бутылкой спирта «Ройал» и куском дешевой колбасы. Это нехитрое богатство он начинает оперативно потреблять сразу после заселения в купе. О петроглифах Леха, разумеется, никогда ничего не слышал. Представляется Лоре бизнесменом, но при этом едет в Мурманск подзаработать деньжат шахтером на тамошнем горно-обогатительном комбинате.

На дворе стоят лихие девяностые. Об этом можно догадаться по кассетному плейеру финской студентки, отсутствию у героев мобильников, скудному антуражу купе с ржавыми матрасами. Но какие у шахтеров были заработки в те годы, мы знаем по голодным шахтерским забастовкам. И когда нам ближе к финалу показывают высокомеханизированный, ярко освещенный ГОК, куда устроился работать Леха, то эта сцена может вызвать только скептическую улыбку.

Как, впрочем, и эпизод с безбилетным финном, который подсаживается к главным героям в купе на диком, заснеженном полустанке где-то между Питером и Мурманском. Как будто финские туристы в те лихие годы вот так запросто, да еще в одиночку, колесили по окраинным просторам закованной в снег и лед России. Его бы самого уже сто раз раздели, обворовали, а в фильме он, к праведному негодованию Лехи, крадет у своей доверчивой соотечественницы ручную кинокамеру и исчезает в ночной тьме.

Сам Леха, проспавшись после ночной пьянки, постепенно начнет являть Лоре свое новое, облагороженное нутро. И поражать ее и наше воображение размашистой широтой русской натуры. То в ресторан пригласит. То на стоянке в Петрозаводске, где поезд застрянет почему-то на всю ночь, Леха непостижимым образом раздобудет машину, сядет за руль и отвезет Лору за город к загадочной русской бабушке, где они в лубяной избушке без устали станут пить самогон, закусывать шанежками и вести беседы до утра. Такие вот национальные скрепы.

Свой коронный номер Леха повторит в Мурманске. Петроглифы окажутся отрезанными от бедной Лоры метелью и штормящим северным морем. Таксисты побоятся ехать через заснеженный перевал, но Леха организует машину и даже рыбацкий сейнер, чтобы доставить Лору к месту назначения, где они будут дурачиться, петь и смеяться, как дети. Откуда у простого шахтера, приехавшего на заработки, такие шальные деньги, останется для зрителей очередной загадкой. Как и то, почему нам все-таки не показали пресловутые петроглифы, из-за которых разгорелся сюжетный сыр-бор.

Спасают фильм актеры. Режиссер, похоже, не очень хорошо изучил жизнь пост-советской России, но с актерами работать умеет. Они играют у него с такой искренней верой в предлагаемые обстоятельства... С такой нежностью относятся к своим одиноким, несчастливым героям... Так подробно и тонко прорисовывают возникающую между ними человеческую симпатию, переходящую то ли в дружбу, то ли в любовь, что если и не оправдывают очевидных сюжетных натяжек и психологических сбоев, то, во всяком случае, при просмотре фильма временами заставляют о них забыть.

В итоге «Купе номер 6» оставляет приятное, хоть и не самое глубокое впечатление. Из этого меланхоличного роуд-муви авторам не удалось извлечь ни цивилизационный, ни социальный конфликт, ни большое смысловое откровение. Нельзя же считать таковым дважды повторяемую в фильме банальность: «Нам нужно знать, откуда мы. Если знаешь прошлое, проще понять настоящее». Так что на выходе получилась еще одна типовая лента про встречу двух одиночеств.

И все бы оно ничего, если бы не Гран-при престижного кинофестиваля, которого этот скромный, отнюдь не новаторский фильм, на мой взгляд, определенно не заслуживал. Похожих картин в мировом кино — вагон с большим прицепом. Достаточно вспомнить голливудский хит «Трудности перевода», который дает финскому фильму солидную фору. Да и старые добрые советские фильмы уровня «Влюблен по собственному желанию» по сравнению с «Купе» выглядят в моих глазах предпочтительнее.

Чем можно объяснить такое неожиданное решение жюри? Наверное, тем, что каннская программа этого года была на редкость жесткой, радикальной. И на фоне завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» «Титана», в котором главная героиня совокуплялась с автомобилями, на фоне удостоенного приза за лучшую режиссуру фильма «Аннет», в котором героиня разродилась куклой, на фоне галюцагенных «Петровых в гриппе», где жена главного героя в приступах бешенства резала кухонным ножом людей, — на этом фоне жюри решило отметить хотя бы один «нормальный» фильм. И здесь незамысловатый, но симпатичный, с «человеческим лицом» и светлым финалом железнодорожный романс оказался как нельзя кстати.

Но, разумеется, это не повод считать «Купе номер 6» недостижимой вершиной современного кино.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11396
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7028
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6716
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6052
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5851
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?