Главная Культура 00:10 26 Ноября 2021 6963
Два одиночества в одном купе

На экраны выходит один из главных мировых кинохитов нынешнего года

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена уже завоевал Гран-при (вторую по значимости награду) Каннского фестиваля, а Финляндия выдвинула его на «Оскар». В эти дни «Купе» с успехом идет во Франции, лента куплена для проката рядом стран. Недавнюю московскую премьеру картины сопровождали более противоречивые эмоции и оценки. Оно и понятно: поскольку сюжет «Купе номер 6» основан на российских реалиях, то и смотреть этот фильм мы будем более внимательно и судить о нем — более взыскательно.

Большая часть действия фильма происходит в вагоне поезда, который неторопливо, скрежеща заржавелыми суставами, останавливаясь на темных полустанках, идет в Мурманск. В купе номер шесть (ничем не подкрепленная аллюзия на чеховскую «Палату номер 6») волею судеб оказываются два незнакомых доселе человека. Финская студента Лора (Сейди Хаарла), изучающая археологию, и отвязный русский парень Леха (Юра Борисов). Такое ощущение, что это и про них написал великий Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Она — европейка, эстетка до мозга костей. Любительница ученых разговоров, неторопливого созерцания, медленного чтения. Широко, толерантно смотрящая на вещи. Оставившая в Москве свою русскую возлюбленную Ирину (Динара Друкарова). Девушки собирались ехать в Мурманск вместе, чтобы изучать там наскальные изображения — петроглифы. Но подруга, охладев к своей финской пассии, хотя накануне они провели нежную ночь, от поездки уклонилась. Теперь Лора коротает путь одна.

Вернее, не одна, а в компании быдловатого попутчика, того самого Лехи. Налысо бритого гопника в видавших виды трениках, с бутылкой спирта «Ройал» и куском дешевой колбасы. Это нехитрое богатство он начинает оперативно потреблять сразу после заселения в купе. О петроглифах Леха, разумеется, никогда ничего не слышал. Представляется Лоре бизнесменом, но при этом едет в Мурманск подзаработать деньжат шахтером на тамошнем горно-обогатительном комбинате.

На дворе стоят лихие девяностые. Об этом можно догадаться по кассетному плейеру финской студентки, отсутствию у героев мобильников, скудному антуражу купе с ржавыми матрасами. Но какие у шахтеров были заработки в те годы, мы знаем по голодным шахтерским забастовкам. И когда нам ближе к финалу показывают высокомеханизированный, ярко освещенный ГОК, куда устроился работать Леха, то эта сцена может вызвать только скептическую улыбку.

Как, впрочем, и эпизод с безбилетным финном, который подсаживается к главным героям в купе на диком, заснеженном полустанке где-то между Питером и Мурманском. Как будто финские туристы в те лихие годы вот так запросто, да еще в одиночку, колесили по окраинным просторам закованной в снег и лед России. Его бы самого уже сто раз раздели, обворовали, а в фильме он, к праведному негодованию Лехи, крадет у своей доверчивой соотечественницы ручную кинокамеру и исчезает в ночной тьме.

Сам Леха, проспавшись после ночной пьянки, постепенно начнет являть Лоре свое новое, облагороженное нутро. И поражать ее и наше воображение размашистой широтой русской натуры. То в ресторан пригласит. То на стоянке в Петрозаводске, где поезд застрянет почему-то на всю ночь, Леха непостижимым образом раздобудет машину, сядет за руль и отвезет Лору за город к загадочной русской бабушке, где они в лубяной избушке без устали станут пить самогон, закусывать шанежками и вести беседы до утра. Такие вот национальные скрепы.

Свой коронный номер Леха повторит в Мурманске. Петроглифы окажутся отрезанными от бедной Лоры метелью и штормящим северным морем. Таксисты побоятся ехать через заснеженный перевал, но Леха организует машину и даже рыбацкий сейнер, чтобы доставить Лору к месту назначения, где они будут дурачиться, петь и смеяться, как дети. Откуда у простого шахтера, приехавшего на заработки, такие шальные деньги, останется для зрителей очередной загадкой. Как и то, почему нам все-таки не показали пресловутые петроглифы, из-за которых разгорелся сюжетный сыр-бор.

Спасают фильм актеры. Режиссер, похоже, не очень хорошо изучил жизнь пост-советской России, но с актерами работать умеет. Они играют у него с такой искренней верой в предлагаемые обстоятельства... С такой нежностью относятся к своим одиноким, несчастливым героям... Так подробно и тонко прорисовывают возникающую между ними человеческую симпатию, переходящую то ли в дружбу, то ли в любовь, что если и не оправдывают очевидных сюжетных натяжек и психологических сбоев, то, во всяком случае, при просмотре фильма временами заставляют о них забыть.

В итоге «Купе номер 6» оставляет приятное, хоть и не самое глубокое впечатление. Из этого меланхоличного роуд-муви авторам не удалось извлечь ни цивилизационный, ни социальный конфликт, ни большое смысловое откровение. Нельзя же считать таковым дважды повторяемую в фильме банальность: «Нам нужно знать, откуда мы. Если знаешь прошлое, проще понять настоящее». Так что на выходе получилась еще одна типовая лента про встречу двух одиночеств.

И все бы оно ничего, если бы не Гран-при престижного кинофестиваля, которого этот скромный, отнюдь не новаторский фильм, на мой взгляд, определенно не заслуживал. Похожих картин в мировом кино — вагон с большим прицепом. Достаточно вспомнить голливудский хит «Трудности перевода», который дает финскому фильму солидную фору. Да и старые добрые советские фильмы уровня «Влюблен по собственному желанию» по сравнению с «Купе» выглядят в моих глазах предпочтительнее.

Чем можно объяснить такое неожиданное решение жюри? Наверное, тем, что каннская программа этого года была на редкость жесткой, радикальной. И на фоне завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» «Титана», в котором главная героиня совокуплялась с автомобилями, на фоне удостоенного приза за лучшую режиссуру фильма «Аннет», в котором героиня разродилась куклой, на фоне галюцагенных «Петровых в гриппе», где жена главного героя в приступах бешенства резала кухонным ножом людей, — на этом фоне жюри решило отметить хотя бы один «нормальный» фильм. И здесь незамысловатый, но симпатичный, с «человеческим лицом» и светлым финалом железнодорожный романс оказался как нельзя кстати.

Но, разумеется, это не повод считать «Купе номер 6» недостижимой вершиной современного кино.

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 10999
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10256
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8687
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 8045
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?