Стремительный, красивый и капризный

70 лет назад, в июне 1955-го, совершил первый испытательный полет Ту-104, открывший новую эру в отечественной гражданской авиации

Анатолий Журин
В 2020 г. в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. На нем проходила подготовку первая группа космонавтов. Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Самолет Ту-104 впервые оторвался от земли 17 июня 1955 года. Мощная красивая 76-тонная машина, берущая на борт до сотни пассажиров, стала визитной карточкой советского авиапрома и всей страны. Это был поистине прорывной проект. Было чем гордиться поколению наших родителей. Да и нам, сегодняшним, есть чему позавидовать. Хотя безоблачной судьбу этой машины назвать никак нельзя.

Первый в СССР пассажирский лайнер на реактивной тяге поднял в воздух летчик-испытатель Юрий Алашеев. Ставили на крыло пионера отечественной гражданской реактивной авиации по настоянию его создателя, генерального конструктора Андрея Николаевича Туполева, на Харьковском авиазаводе. Выбрав для производства самолета ХАЗ, он свое решение объяснил лаконично: «Я верю в харьковчан». Но, конечно, за этим решением стояли не столько вера, сколько расчет и знание возможностей этого предприятия. И первая машина в самом деле была собрана в предельно сжатые сроки, ведь за основу гражданской машины туполевцы взяли уже летавший реактивный бомбардировщик Ту-16.

Правда, из-за короткой заводской взлетно-посадочной полосы испытательную программу пришлось переносить на другие площадки. И все же Ту-104 в конце 1970-х приземлился на аэродроме Харьковского авиазавода: отслуживший свой век лайнер встал на вечную стоянку в заводском музее. А всего здесь было выпущено 45 Ту-104 (в 1959 году их производство передали на другие авиазаводы страны).

Это действительно была новая эра гражданской авиации. Практическая дальность лайнера составляла 3,1 тысячи км, а максимальная скорость — 950 км в час. Пассажирский салон отличался непривычно высоким по тому времени уровнем комфорта. Ту-104 стал первым самолетом «Аэрофлота», в котором пассажирам полагалось горячее питание, да еще включенное в стоимость билетов (до этого на борту предлагали в лучшем случае печенье и бутерброды, причем за плату). Любопытно, что туалеты в хвосте всех Ту-104 были разделены на мужской и женский. Причем дамский был чуть больше, чтобы женщины могли привести себя в порядок перед зеркалом.

Кстати, в 1963 году хвост борта СССР-42464 промелькнул в фильме по повести Юлиана Семенова «При исполнении служебных обязанностей». Там и прозвучала крылатая фраза: «Как только на самолете появилась уборная, небо перестало быть стихией сильных». Ту-104 можно увидеть и в фильме «Неподсуден» (1969), значительная часть которого снята в самолете и в декорациях, воспроизводящих его салон. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть культовую ленту «Еще раз про любовь», где в составе экипажа лайнера фигурируют Татьяна Доронина и Олег Ефремов.

После нескольких катастроф первенца мировой гражданской реактивной авиации — британской «Кометы» — она была выведена из эксплуатации, и с 1956 года наш Ту-104 остался единственным в мире летающим реактивным лайнером. Только через два года в небе появился американский Boeing 707. Что еще? Именно на самолете-лаборатории Ту-104 советские космонавты отрабатывали навыки в условиях кратковременной невесомости. Когда самолет описывает так называемую параболу Кеплера, на его борту на полминуты появляется искусственная невесомость. В 1957 году экипажи летчиков-испытателей Юрия Алашеева и Валентина Ковалева установили на Ту-104 11 мировых рекордов. Один из них — рекорд скорости, 970,821 км в час — долгие годы оставался непревзойденным для пассажирских самолетов.

Еще до завершения государственных испытаний Ту-104 совершил свой первый зарубежный рейс — в Лондон. Полет был осуществлен во время визита в Великобританию Никиты Хрущева и вызвал фурор в западной прессе. Комментаторы, не жалея красок, называли советский самолет «лучшим в своем роде», а издание Daily Mail признало его «более передовым, чем все, что будет доступно в Британии или США в ближайшие три года».

Мне, работавшему в 1980-х в отраслевой авиационной прессе, повезло, когда в штат нашего издания по рекомендации руководства МГА СССР был зачислен завершивший летную карьеру Константин Петрович Сапелкин. Заслуженный пилот СССР, кавалер боевых орденов, он стал помогать нам, сотрудникам газеты «Воздушный транспорт». Константину Петровичу было о чем нам поведать. Ему выпало в числе первых пилотов осваивать Ту-104, а позже Ту-114 и Ил-62. В «Аэрофлоте» он возглавлял подразделение вошедших в серию самолетов Ту-104 внуковского авиа-отряда. Надо ли говорить, с каким вниманием мы вслушивались в его рассказы.

Регулярная работа Ту-104 на линиях началась 15 сентября 1956 года. Первый рейс с 50 пассажирами по маршруту Внуково — Омск — Иркутск выполнил экипаж Евгения Петровича Барабаша и Константина Петровича Сапелкина в качестве пилота-инструктора. До Омска они летели 3 часа 10 минут, из Омска в Иркутск — 4 часа. Это было втрое быстрее, чем занимал перелет на поршневом самолете. Следующим направлением стала Грузия: 22 сентября Ту-104 начал летать из Москвы в Тбилиси.

— Первые рейсы за рубеж на новых реактивных машинах мне запомнились особенно, — вспоминал Сапелкин. — Открывались они маршрутом Москва — Прага. И всюду вопросы, восторги. Помню, люди норовили постучать по фюзеляжу: дескать, из какой фанеры сделан самолет? В газетах писали, что Ту-104 изготовлен в одном экземпляре. Но вскоре десятки советских реактивных лайнеров начали приземляться в разных аэропортах мира:

Впрочем, с этим самолетом были связаны не только достижения и комплименты.

— Впервые увидев Ту-104, я поразился его изяществу. Но летать на нем было непросто. Лайнер не прощал погрешности в управлении, — говорил Сапелкин, и это было чистой правдой. О норовистом характере самолета говорят такие цифры: из 201 построенного самолета этого типа разбились 37 — 18%. В общей сложности в этих катастрофах погибли 1137 человек.

Но именно этот самолет, пионер отечественной реактивной гражданской авиации, открыл дорогу в небе для будущих лайнеров — Ту-134, Ту-154 и других машин, сделавших нашу страну крупнейшей авиационной державой. Увы, сегодня говорить об этом можно только в прошедшем времени.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3641
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?