
В преддверии Дня молодежи стало известно, что ее, молодежь, и в особенности ту часть, что не достигла совершеннолетия, ждет очередная напасть. Богатое семейство визуального контента пополнится новым продуктом. В ходе Питерского международного экономического форума компании «МТС Медиа» и Scroll Studios заключили сделку с целью производства микродрам — сериалов, где длительность каждого эпизода не превышает двух минут.
Давно ушли в прошлое разговоры о том, что юноши и девушки перестали смотреть не только серьезные фильмы (в советские времена их называли «заставляющими задуматься»), но даже обычные картины «про жизнь». Фэнтези, комиксы и комедии с дурацкими интригами давно захватили большой экран. Общим местом стало и отрицание любого телевизионного контента как «неприкольного» и слишком длинного.
Поначалу взрослые дяди и тети с любопытством наблюдали за поколениями Z и А, становящимися верными адептами TikTok и других видеосервисов с их рилсами, шортсами (коротенькими видео) и новоявленными кумирами. Как неведомую, но забавную зверушку приглашали Даню Милохина на ток-шоу Первого канала, где депутаты и психологи, наморщив лбы, пытались понять, что представляет собой племя младое, незнакомое. А когда наконец поняли, что их дети и внуки уже не только массивные сочинения русских классиков, но и вообще все, что требует более пяти минут, до конца освоить не могут, было уже поздно.
Тогда проблемой занялись серьезные ученые. Они пришли к выводу: ролики влияют на неокрепшую психику. И даже сравнили их потребление с игровой зависимостью. Рилсы воздействуют на мозг иначе, нежели длинные форматы: вызывают мгновенное удовольствие, заставляя зрителя проглатывать их во все большем количестве. Таков механизм работы дофаминовой системы: каждый новый просмотр приносит кратковременное удовольствие, вызывая привыкание. Подсевшие на эту заразу недоросли оказываются неспособными остановиться после одного-двух видео. Они испытывают чувство тревожности, если нет доступа к контенту, одержимы постоянным желанием проверять телефон, у них наблюдается ухудшение внимания.
Рядовые же граждане были прямолинейнее: молодые тупеют, и процесс необратим. Начался период полезных советов: необходимо ограничить своих отпрысков по времени потребления рилсов, устанавливая на гаджеты специальные ограничители. Во избежание социальной изоляции нужно принуждать их к офлайн-общению со сверстниками. Ну и прочие благоглупости, включая постепенное приучение к потреблению длинного контента, в том числе кино- и телевизионного.
А вот, пожалуйста, микродрамы не хотите ли?! Как и всякий массовый продукт новейшей эпохи, они появились и получили широкое распространение в Китае, вскоре продолжив победное шествие по странам Азии и дальше по всему миру. Что это такое? Представьте себе сериал, где продолжительность каждого эпизода не 45-50 минут и даже не 25, как на продвинутых телеканалах, а 120 секунд и не более. Число серий в большинстве проектов не превышает сотни. Продолжительность всего сезона — где-то в пределах трех с небольшим часов. Основной сюжет развивается последовательно, но в каждом эпизоде есть отдельная история, характеризующаяся стремительным темпом, неожиданными поворотами и непременным клиффхэнгером — драматургическим приемом, в финале оставляющем зрителя в напряжении и в ожидании продолжения.
Микродрамы не требуют звездного каста, стоят довольно дешево, производство не занимает много времени. При желании весь проект можно снять за неделю, потратив на него немногим больше 50 тысяч долларов, а не 100 тысяч долларов за одну серию, как, например, в случае с боевиками на ТВ. Показывают их на платных сервисах, и доход, судя по китайскому опыту, получается гигантским. На ежегодном международном фестивале веб-сериалов Realist Web Fest участие микродрам становится все более заметным. Кстати, были там отмечены и российские проекты: «Сама дура», «Последние дни треша», «Основано на реальных событиях», «Народные супергерои», «Уничтожанна», «Ваня, спасай». Да-да, микродрамы снимают и у нас, но их создание носит пока экспериментальный характер.
Но участники вышеупомянутой сделки намерены взяться за дело всерьез. В подписанном ими соглашении фигурируют 1500 эпизодов, состоящих из оригинальных проектов и лицензионных хитов из Китая и Турции. Основное внимание будет сосредоточено «на дорамах (любовных мелодрамах с восточной эстетикой), комедиях (ситкомах), образовательно-развлекательных шоу, а также романтике и лайфстайле».
Разные умные люди высказываются относительно будущего микродрам в России неодинаково. Наивные полагают, что в молодежной среде они могут сыграть позитивную роль. Все-таки в них есть хоть какая-то история, а не как в тиктоковых роликах, где одни лишь приколы. Скептики уверены, что новый формат окончательно убьет интерес подрастающего поколения к полноценным фильмам, даже к комиксам.
Впрочем, вот мнение одного опытного продюсера, хорошо знающего нашего зрителя: «Предлагать ему платить за контент, который длится всего две минуты, если он может посмотреть его на YouTube или где-то еще даром, пока не представляется логичным».