Новости
Главная Культура 00:01 27 Октября 2023 6514
Юлия Пересильд примерила на себя корону

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Юлия Пересильд старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь и первый император», которая год назад стала самым кассовым художественно-документальным проектом в кинопрокате, собрав, впрочем, не бог весть какие весомые 275 млн рублей. Скорость создания цикла меня, не скрою, настораживает...

В центре нового фильма — история взросления, становления и, если будет уместно это слово, мужания Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра I. Император (Иван Колесников) пообещал юной Лизавете, что выдаст ее замуж за Людовика XV, и она станет королевой Франции. Но Петр, спасая севший на мель в водах Финского залива бот с солдатами, простудился, заболел и в скором времени умер, не оставив завещания. Ослабевшей рукой он написал только два слова: «Отдайте все...».

Кому передать трон, осталось неясным. Так началась эпоха подковерных интриг и дворцовых переворотов, в результате которых молодой империей на протяжении 70 лет правили женщины: то вдова Петра Екатерина I (Ксения Утехина), то племянница императора Анна Иоанновна (Анна Уколова), то Анна Леопольдовна — регентша при своем сыне, малолетнем императоре Иване VI.

Анна Леопольдовна в свои 22 года не успела всерьез заняться государственными делами. После года ее правления Елизавета Петровна, опираясь на верных ей гвардейцев Преображенского полка, совершила дворцовый переворот и провозгласила себя императрицей. Пышные торжества по случаю ее восшествия на престол растянулись на два месяца. А всего она правила страной на протяжении 20 лет. Далее придет черед Екатерины II — она, судя по всему, станет героиней третьего фильма цикла.

Режиссер Андрей Кравчук, снявший ранее неоднозначно воспринятые критикой исторические киноколоссы «Адмиралъ», «Викинг», «Союз спасения», решил в двухчасовой картине охватить практически весь жизненный путь Елизаветы Петровны: от рождения (в детстве ее играет дочь Юлии Пересильд Мария, в юности — Анастасия Талызина) до самой смерти. С этой целью он снял ряд игровых сцен с участием актеров и щедро насытил фильм анимационными фрагментами с нарисованными персонажами, картами, схемами...

А еще записал видеоинтервью с видными историками, музейщиками, специалистами по эпохе, среди которых неожиданно оказалась тренер по художественной гимнастике Ирина Винер, по моим сведениям, к знатокам седой старины доселе не принадлежавшая. В итоге она произнесла в фильме несколько общих фраз. И в чем был смысл ее появления на экране? Венчает это пестрое действо пространный закадровый текст, который, как и в первом фильме, читает Константин Хабенский, добавляя при слове «империя» державного металла в свой хрипловатый голос.

«Императрицы» на выходе получились большим, визуально впечатляющим (солидные денежные вливания в аренду дворцов, в создание павильонов, сотен исторических костюмов, военной амуниции, париков хорошо видны на экране), но сугубо телевизионным продуктом. Как по мне, место «Императрицам» на телеэкране, а не в кинопрокате. Однако при нынешней скудноватой афише в кинотеатрах идут даже записи театральных спектаклей и концертов, трансляции футбольных матчей. Почему там не быть телефильмам и телепередачам?

Дело, впрочем, не только и не столько в формате «Императриц». Дело в сути, содержании увиденного. Юлия Пересильд, которая старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте, на премьере фильма посмотрела его вместе с публикой. Позже актриса простодушно написала в соцсетях, что за два часа экранного времени она словно двадцать умных книг прочла. Так она решила воздать должное усилиям творческой группы во главе с режиссером, его соавторами по сценарию Андреем Рубановым и Антоном Черенковым, оператором Морадом Абдель-Фаттахом. Мне этот комплимент показался сомнительным.

«Императрицы» так плотно набиты, нашпигованы той самой «книжной», обзорно-иллюстративной информацией, что удержать все это в голове по ходу сеанса чрезвычайно трудно. Хоть сиди с блокнотом и лихорадочно записывай вслед за Хабенским сведения из жизни главной героини, ее окружения и эпохи, чтобы осмыслить это на досуге. Возможностей для живого эмоционального подключения к судьбе императрицы фильм практически не оставляет. Что называется, прошлись «галопом по Европам». В отличие, надо сказать, от более цельного, яркого первого фильма цикла. Но там и личность главного героя крупнее будет.

Конечно, зрители узнают из фильма, что при Елизавете Петровне были созданы Московский университет и Академия художеств. Что при ней появился первый банк и первый профессиональный театр. Что в ее эпоху стараниями великого зодчего Растрелли были построены роскошные дворцы. Но эти и другие факты легко найти в интернете. А вот проникнуть во внутренний мир императрицы, узнать о ее взглядах, убеждениях, душевных терзаниях, если таковые были, лично мне не удалось.

Кроме того, пресловутая информация о жизни императрицы подается в фильме зачастую в однобоком ключе. Например, говорится о том, что Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Но при этом умалчивается, что помещики по-прежнему имели право сечь своих подданных плетьми до полусмерти. Что сама Елизавета Петровна могла отдать приказ пытать неугодных ей людей, отрезать им языки и отправить в Сибирь.

Так, в частности, произошло с семейством Лопухиных, которых она заподозрила в попытке переворота. А отстраненную ею от власти Анну Леопольдовну не только сослали в Холмогоры, где она умерла от родовой горячки, но и разлучили с маленьким сыном-императором, который позже погиб в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости.

В «Императрицах» с придыханием говорится роскошных балах, которые давала Елизавета Петровна, о 15 тысячах платьев, которые остались после нее, о ее поклонниках и фаворитах. Но ничего не говорится о том, что эти самые фавориты получали из казны целые состояния. Не упоминается о том, что на фоне роскошных столичных празднеств в разных частях страны то и дело вспыхивали народные волнения и бунты.

Да и вообще слово «народ» в «Императрицах», которые подаются, как историко-просветительский проект, я не услышал ни разу. В фильме ничего не сказано о судьбах крестьян, ремесленников, заводского и солдатского люда, чьими тяжелейшими трудами, потом, кровью в итоге и создавались мощь, блеск и слава Российской империи.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9120
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5754
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4377
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?