Народную артистку России Татьяну Васильеву нелегко застать дома. Все мои попытки задолго до сегодняшнего юбилея договориться с ней о большом интервью заканчивались крахом: телефонный звонок заставал ее то в Сибири, то в автобусе где-то на юге России, то в Минске. Немало поработав в солидных коллективах — сначала в Театре Сатиры, потом в «Маяковке», — актриса в числе первых связала свою жизнь с антрепризой — и прикипела, приросла к ней. Вот уже много лет она колесит по просторам нашей огромной страны, перепрыгивая из поезда в самолет, меняя города и гостиницы. В очередной раз Татьяна взяла трубку в Воронеже. Отчаявшись дождаться возвращения Васильевой в Москву, решил взять интервью прямо по телефону, благо мы давно и хорошо знакомы, одно время были даже соседями и забегали друг к другу на чашку чая.

О театре и гастролях

— Таня, ты уже много лет находишься, как сама определила, в свободном полете. Не надоело летать?

— Нет, не надоело. А почему должно надоесть, если все у меня идет как надо, как и должно, по моим представлениям, идти?

— Знаю, ты играешь по 30 спектаклей в месяц. Так, по-твоему, и должно быть?

— Случается, и 35 спектаклей играю. А почему нет, если сил и азарта хватает?

— Наверное, объехала страну не по одному разу?

— Уточняю: не по одному десятку раз. Но как это теперь сосчитать?

— И все-таки — приземлиться в стационарном театре не тянет?

— Прости за резкость, но я называю стационарные театры братскими могилами. Зачем мне в них себя закапывать? Зачем годами высиживать роль, искать благосклонности главного режиссера? Или по его прихоти изображать обезьяну, чтобы доказать, что я неплохая артистка? Меня выгнали в свое время из театра только из-за того, что я попросила перенести спектакль на несколько дней, так как снималась в это время в кино.

— Тебя выгнали или ты сама хлопнула дверью?

— Где и кто видел, чтобы я хлопала дверью? Никогда себе этого не позволяла. Даже дома. Хотя порой могу сорваться именно на домочадцах. А вообще-то у меня мирный характер. Я терпелива и терпима, я работяща, я пашу как лошадь, я готова любить все человечество. Но меня выставили за дверь. Что ж, они решили, что обойдутся без меня. Хорошо, я прекрасно обхожусь без них.

— Но в академическом театре для тебя устроили бы торжественный вечер, поставили бы спектакль, чтобы достойно отпраздновать твой юбилей...

— Для меня и так ставят спектакли. И в свой день рождения я обязательно выйду на сцену, как же без этого. Антреприза тем и хороша, что я работаю где хочу, играю что хочу, с кем хочу и сколько хочу. На мои спектакли — а у меня их 12, из них два совсем новые — ежевечерне приходят до 2 тысяч зрителей. Огромные залы набиваются под завязку, и еще стулья в проходах приходится ставить.

— Но в антрепризе, прости, не играют Шекспира и Чехова.

— Кто спорит: играть Шекспира и Чехова — это счастье для актрисы, но когда и где ты видел на Шекспире и Чехове переполненные залы? Ну, может быть, на премьере. А в основном большие, солидные театры стоят полупустые. В них царят либо склоки, выяснение отношений между худруком и директором, худруком и труппой, либо скука, застой. Даже хорошие актеры нередко отрабатывают номер, играют вполсилы. А мне надо буквально в первые пять минут взять зал, иначе зритель повалит на выход, спектакль прогорит, не окупится. Я этого позволить себе не могу. Поэтому приходится выкладываться по полной. И зрители это чувствуют.

О физической форме

— Но такая ежедневная самоотдача требует немалых сил. Где их берешь?

— Во-первых, черпаю от зрителей, от их позитивной энергии, и это не просто ритуальная фраза. А во-вторых, напряженный график выступлений заставляет меня всегда быть в форме. Приходится отказываться от многих так называемых удовольствий: от поздних гостей, лишней рюмки вина. Если судьба изредка заносит меня вечером в ресторан, не получаю никакого удовольствия от застолья, через полчаса начинаю томиться: я хочу домой, я должна выспаться, ведь завтра утром — спортивный зал, потом репетиция, потом спектакль. Каждый божий день я стараюсь начинать с аэробики, беговой дорожки, тренажеров. Любовь к физическим нагрузкам так давно и так плотно вошла в мою жизнь, что я не представляю, как можно несколько дней подряд не сделать зарядку, не пропотеть в спортзале. Для меня это дико.

— Во время гастрольных поездок все-таки делаешь себе маленькие послабления?

— Никогда, поскольку гастрольные поездки и составляют существо моей теперешней жизни. При большинстве гостиниц, в которых я останавливаюсь, есть тренажерные залы, каждое утро на два часа хожу туда. А когда залов еще не было, я сдвигала в номере мебель и на коврике делала основательную гимнастику. Без такой ежедневной самодрессуры я бы не выдержала эти огромные эмоциональные и физические перегрузки, перелеты из Москвы на Дальний Восток и обратно.

— Итак, ты работаешь с утра до ночи. И при этом, насколько я знаю, ешь очень мало.

— Если плотно поем, никакая энергия ко мне не прибывает — наоборот, чувствую тяжесть в теле, сонливость. Поэтому от мяса и другой тяжелой пищи я давно отказалась. В основном питаюсь вегетарианскими продуктами, и то очень умеренно. С утра до тренировки вообще не ем, в обед съедаю чаще всего свою любимую гречневую кашу с овощами, перед вечерним спектаклем опять не ем, на ночь выпиваю стакан кефира. Ну, перехвачу еще на бегу то ложку творожка, то горстку капустки, то немного сухо-фруктов. Так что с голоду на сцене не падаю. И даже похудеть, увы, не получается.

О мужьях и детях

— Ты как-то говорила мне в интервью, что с мужчинами лучше дружить, а не влюбляться в них. Надеюсь, ты преодолела это заблуждение?

— Заблуждение? (Смеется.) Наоборот, я укрепилась в нем. У меня по-прежнему много друзей среди мужчин, а страсти, переживания, ревность — это осталось в прошлом. Я так часто разочаровывалась в мужчинах — последний раз это случилось относительно недавно, — что романы и влюбленности решила передоверить своим сценическим и экранным героиням. Я люблю своих детей, дети любят меня, мне этого вполне достаточно. Уделять мужчинам время у меня, извини за тавтологию, сегодня нет времени. Тем более что в большинстве своем они норовят сесть тебе на шею и ехать по жизни за твой счет.

— Твои бывшие мужья — актеры Анатолий Васильев и Георгий Мартиросян — поздравят тебя с днем рождения?

— Георгий, наверное, поздравит. Он любит нашу дочь Лизу, внука Адамчика. Мы на этой почве время от времени видимся. А мой первый муж давно забыл о моем существовании, он помнит только о своих днях рождения. Но на его поздравление я даже не надеюсь, и мне это не нужно.

— Ты всегда была, по твоему определению, сумасшедшей мамой. Таковой и осталась?

— Ну, а куда же мне деться от себя? Только раньше у меня было двое детей, а теперь их пятеро, поскольку я не делаю различия между родными детьми и маленькими внуками. Я их люблю безумно, и переживаю за них, и буквально заболеваю, когда болеют они. Внуки не называют меня бабушкой, я для них просто Таня — их большой друг.

— Ты практически в одиночку подняла детей, дала им образование. Могла бы, как мне кажется, слегка перевести дух.

— Ну да, дети незаметно стали взрослыми. Мой сын Филипп после долгих поисков нынче работает со мной в антрепризе, снимается в кино. Лиза тоже попробовала актерского хлеба, он ей не очень понравился. Окончив факультет журналистики, она работает редактором на канале «Культура». Дети действительно вроде бы встали на ноги, но все равно нуждаются в моих опеке и поддержке. Они получают какие-то деньги, но не умеют планировать расходы, у них в кошельке то густо, то — чаще всего — пусто. Да и троих малышей надо теперь поднимать. Поскольку я теперь «многодетная мама», то буду работать, пока у меня хватит сил выходить на сцену.

Резюме «Труда»

Татьяна Васильева, актриса

Родилась в Ленинграде.

Окончила Школу-студию МХАТ в 1969 году.

Работала в Московском театре сатиры в 1969–1983 годах, в Театре имени Маяковского в 1983–1992-м.

В последние годы работает в антрепризе, много снимается в кино. На ее счету более 100 киноролей, в том числе в фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), «Дуэнья» (1978), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Дамский портной», «Моя морячка» (1990), «Увидеть Париж и умереть» (1992), «Попса» (2005). Лауреат премий «Ника», «Кумир», «Золотой Овен», фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая актриса».