Конечно, Лорен и Мастроянни были неотразимы в картине великого итальянца, но и наши звезды - Инна Чурикова и Армен Джигарханян - тоже хороши в спектакле и заслуживают подробного разговора. Необъяснимый шарм первой актрисы "Ленкома", отнюдь не красавицы, но при этом сумевшей доказать зрителям, что ей подвластна любая роль, а также поразительная достоверность Армена Борисовича во всем, что бы он ни играл, создают в спектакле ту самую художественную ауру, которая завораживает публику. Два искусных лицедея, получающих удовольствие от собственной игры, позволяют себе все, что можно позволить в душещипательной мелодраме: и слезы, и ревность, и праведный гнев по поводу незаслуженно нанесенных обид.
Армен Джигарханян в роли неутомимого полового гангстера, не пропускающего ни одной женской юбки, буквально помолодел в этом спектакле. Спина его выпрямилась, походка стала похожа на петушиную, шея вытянулась и в посадке головы появилось что-то орлиное. Одним словом - победитель. Но, как говорится, судьба играет человеком - и его героем тоже: седовласый романтик с пылким сердцем юноши попадается на крючок "штатной" любовницы (бывшей проститутки), с которой прожил в гражданском браке много лет. Притворившись смертельно больной, она просит его исполнить ее последнюю просьбу - обвенчаться, прежде чем уйдет в мир иной.
Дон Доменико, хоть и вертопрах, но не такой уж циник, чтобы отказать умирающей женщине. Как только священник ушел из дома, "покойница" соскочила со смертного одра и пташкой запорхала по квартире (теперь уже своей) с массивными дубовыми шкафами, венецианскими зеркалами, дорогими вазами... Все это мы узнаем по мере того, как нежелающий сдаваться донжуан рычит в бешенстве и все переворачивает вверх дном, а его подруга жизни в это время спокойно что-то ест, стоя спиной к зрителю. Когда же она наконец поворачивается лицом к залу - публика видит усталую, поблекшую даму в очках, с каким-то дурацким тюрбаном на голове. В отличие от расфранченного "молодожена", собиравшегося сразу же после похорон встретиться с хорошенькой медсестрой, Филумена в исполнении Чуриковой напоминает бывшую красавицу, давно махнувшую на свою внешность рукой. Женская половина зрительного зала была полностью на стороне героини, сумевшей так лихо облапошить богача. И поделом ему, старому ловеласу: "умел кататься - умей и саночки возить". То, что творилось с Доменико, когда в его доме нежданно-негаданно появлялись дети Филумены, о которых он раньше ничего не знал, не поддается никакому описанию. Вначале на него нападает столбняк, потом, постепенно приходя в себя, он начинает заикаться и затравленно озираться по сторонам, после чего вновь впадает в прострацию.
Одно тут мне было непонятно: с какой стати Марк Захаров вместе со своим вторым режиссером Романом Самгиным назначили на роли сыновей школьников, а не студентов ГИТИСа? Если это было сделано только ради того, чтобы омолодить нашу звездную парочку (как правило, молодые дети бывают у молодых родителей), то почему они не подумали о нестыковке самодеятельных артистов с профессионалами, что разрушает художественную ткань спектакля? И потом, как мне показалось: зрителей не очень-то интересовало, на сколько лет выглядят Чурикова и Джигарханян в данной постановке, для них важнее было другое: как они играют историю о двух людях, ставших по-настоящему счастливыми спустя 25 лет совместной жизни.
Если бы Филумена не предъявила Доменико трех своих сыновей, один из которых, как она утверждает, - его сын, быть может, он и добился бы развода, продолжая петь серенады под чужими балконами. Но неожиданно свалившееся на голову Доменико отцовство меняет его полностью. Он уже не может думать о каких-то там женщинах, гуляющих без него, все его мысли заняты одним: кто из трех детей - его кровинка? Но потом и это перестает мучить миллионера, ибо "дети есть дети" и чем их больше в доме - тем лучше.
В черном фраке, с белой гвоздикой в петлице, но без туфель, которые, наверное, ему жмут, Доменико с нетерпением ожидает прихода своей новой, большой семьи. Стремительно появляющаяся Филумена в эффектно сидящем красном костюме так хороша и неотразима, что, кажется, это совсем другая дама, не похожая на ту, что была в начале спектакля. Недаром говорят: любовь украшает женщину в любом возрасте, делая ее неотразимой. Торжественно и чинно взрослые и дети усаживаются за длинный, уставленный яствами стол. Начинается семейная трапеза, о которой многие годы мечтала Филумена. Оказывается, как мало человеку надо! Только путь к этой малости у каждого из нас - ох как непрост.
Вот такую красивую историю поведал "Ленком", оставив публику с разинутыми ртами от удивления. Жизнь продолжается, господа, потому что "дети есть дети" и в них наше будущее!