Главная Экономика 00:05 28 Июля 2023 4489
Два министра

Во времена, когда гражданской авиацией руководил Борис Бугаев, наша страна была великой авиационной державой. Сегодня об этом можно только вспоминать…

Анатолий Журин
Пассажирский самолет Ту-154. Фото: © Anton Belitsky, globallookpress.com

На днях Владимир Путин пожурил (именно этот глагол значился в сообщениях на информационных лентах) министра транспорта Виталия Савельева за то, что тот в бытность главой «Аэрофлота» почему-то закупал боинги и эрбасы, вместо того чтобы заказывать больше отечественных воздушных судов. Так отреагировал президент на пестрящий цифрами и дышащий оптимизмом доклад министра. Не станем спорить с главой транспортного ведомства, заметим только: по некоторым источникам, за шесть месяцев нынешнего года наш авиапром поставил гражданской авиации лишь два суперджета — и больше ничего. Ни давно востребованных Ту-214 и Ил-96, ни МС-21 и Ил-114, вовсю разрекламированных, но существующих по большей части лишь в планах. Хотя государство на их производство денег вроде бы не жалело: в 2020 году выделило на самолетостроение 55,5 млрд рублей, в 2021-м — 1,8 трлн. Тут самое время вспомнить другие времена и другого министра — Бориса Бугаева, чье столетие скромно отмечается 29 июля.

Он занял пост министра гражданской авиации в 1970-м. В отличие от Виталия Савельева, никакого отношения ни к какой транспортной отрасли не имевшего, у уроженца украинского села Маньковка Бориса Бугаева вся жизнь была тесно связана с самолетами. Курсант Актюбинской летной школы выпуска 1943 года, участник Великой Отечественной, за спиной которого вылеты на По-2 в расположение партизанских отрядов, доставка грузов, вывоз раненых. После Победы осваивал новые самолеты, включая реактивные. Как он сам потом вспоминал, «в воздухе проводил больше времени, чем на земле». Дослужился до командира 235-го правительственного отряда. А потом по летным ступенькам поднялся к должности министра гражданской авиации — и руководил отраслью целых 17 лет.

— Аэрофлот под руководством Бугаева связал огромное советское пространство в единое и, главное, доступное миллионам пассажиров целое, — говорит работавший заместителем министра заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — Каждый райцентр имел регулярное авиационное сообщение с областным центром, откуда можно было улететь в любой город страны, а дальше из Шереметьево и в любой город мира. Подавляющее большинство руководителей в отрасли были пилотами, накопившими профессиональные и организаторские навыки. И именно Бугаев внес решающий вклад в оснащение ее новой авиатехникой.

Вот некоторые цифры. Только в 1981 году было выпущено 58 Ту-154, 53 Ту-134, 18 Як-42, 11 Ил-62, 6 Ил-86. Итого, 146 лайнеров! А еще выпускались машины для малой авиации, учебные, спортивные. И «грузовик» Ил-76, который пользуется немалым спросом и сегодня. А производство маленького, да удаленького Ан-2 тогда перевели в Польшу, выпускавшую эту модель десятками тысяч штук, — хватало всем соцстранам, и не только им. Словом, мы в те времена, в 1970-1980-е годы, были, без преувеличения, великой авиационной державой. Да, США выпускали более 70% всех самолетов в мире, но СССР прочно удерживал второе место. Всего же за 1976-1990 годы в стране построили для гражданской авиации более 3 тысяч машин.

Как это было? Приведу рассказ генерального конструктора ильюшинского ОКБ Генриха Новожилова про то, как рождался новый Ил-96. Идея усовершенствовать Ил-86 до уровня дальнемагистрального лайнера возникла осенью 1972 года. В Ту-134 они летели с очередного совещания на авиазаводах в Москву: Новожилов, министр авиа-прома Петр Дементьев и Борис Бугаев. Мысль подбросил Борис Павлович, искавший возможность нарастить объем пассажирских перевозок, особенно на линиях, связывающих европейскую часть страны с Дальним Востоком. Прямо на салфетке министры набросали параметры новой машины: «Тов. Новожилову. Самолет на 350-300 мест. Дальность 8500-9000 км. Дать предложение к 15 ноября 1972 года. 9 октября. Дементьев». А Бугаев приписал: «Отлично. Это наше предложение для Политбюро». Записка, привезенная Новожиловым в ОКБ, тут же обрела статус документа и руководства к действию.

Судьба у той замечательной машины вышла славная (ни одного пострадавшего авиапассажира!) и печальная. Совершенствование самолета, как и туполевских Ту-204, Ту-214, Ту-334, помогло бы нашей стране не утерять статуса авиационной державы. Уже был создан Ил-96М, способный перевозить 435 пассажиров. Однако лоббисты из Boeing и Airbus сумели промыть мозги нашим «эффективным менеджерам», убедив их словами или чем-то более весомым, что покупка иностранных лайнеров гораздо выгоднее собственного авиационного производства. А теперь страна осталась у разбитого корыта:

Что еще? В недавнем обращении в правительство генерального директора Ассоциации «Аэропорт» речь шла о том, что в России катастрофически, более чем в шесть раз, снизилось количество действующих аэропортов, что привело к сокращению втрое числа городов и населенных пунктов, связанных авиасообщением. Причем больше всего аэропортов было закрыто в районах Сибири и Дальнего Востока. Но попробуйте теперь это исправить!

В общем, почувствуйте разницу между министром, всемерно развивавшим отрасль, и нынешним, которого пожурил президент. Хотя, если разобраться: Роль личности в истории, конечно, велика, но только ли в одних министрах дело?

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6186
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3151
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?