Новости
Главная Культура 00:07 29 Июля 2022 10259
Большой театр строит планы

Несмотря на все трудности времени, новогоднему «Щелкунчику» – быть

Сергей Бирюков
Балет «Мастер и Маргарита» - один из самых ярких итогов сезона в Большом. К сожалению, примы Ольги Смирновой (в центре) в нем больше не увидеть. Фото Дамира Юсупова, Большой театр

В Большом театре с опозданием месяца на три против обычного объявили планы на следующий, 247-й сезон. Притом позволили себе помечтать и о последующих годах, вплоть до заветного 250-летнего юбилея. Конечно, делая это куда осторожнее, чем прежде, когда не было в нашей жизни ни пандемий, ни спецопераций. И то сказать — спасибо, что вообще не слит еще ГАБТ, допустим, с Мариинкой. А ведь были недавно и такие намеки... Но, похоже, один из главных символов России, как и она сама, не собирается коллапсировать так стремительно, как пророчил кое-кто еще пять месяцев назад.

Для меня символами заканчивающегося 246-го сезона стали два спектакля. Балет «Мастер и Маргарита», совершивший невозможное — успешный (несмотря на все претензии к подробностям танцевального воплощения) перевод великого и, как до сих пор считают многие, непереводимого на иные художественные языки романа на язык хореографии. И опера «Лоэнгрин», силами международной команды исполнителей под водительством американского дирижера Эвана Роджистера вернувшая на сцену Большого такого трудного для нее композитора, как Вагнер. Обе постановки получили мощные удары под дых: в марте уехала из страны главная Маргарита — Ольга Смирнова. А все, что думает о (не)возможности своей дальнейшей работы в теперешней России Эван Роджистер, я слышал своими ушами, когда на спектакле 28 февраля он перед финальным третьим действием повернулся к публике и обратился к ней не на языке музыки, а на обычном английском...

«Лоэнгрин» в исполнении зарубежных солистов. В новом сезоне его уже будут петь наши исполнители

И тем не менее жизнь даже столь тяжело раненных постановок продолжится. Как пообещал на состоявшейся в эти июльские дни встрече с журналистами генеральный директор ГАБТа Владимир Урин, для «Лоэнгрина» созрел отечественный каст, спектакль пойдет уже в первой половине наступающего сезона. Во второй возобновятся и показы не менее интернациональной по первоначальному исполнительскому составу «Саломеи» Рихарда Штрауса. Вернется на сцену даже балет «Нуреев», от греха снятый дирекцией с афиши весной (когда пошли, как говорили в советское время, «письма трудящихся»).

Но, конечно, лицо сезона — это новые работы. Тут, похоже, руководство коллектива решило не рисковать, сделав ставку на проверенную классику. На Новой сцене это «Демон» Рубинштейна — правда, в постановке совсем еще непривычного у нас (и, на мой взгляд, очень самобытного в своем демонстративном минимализме) молодого рижского режиссера Владислава Наставшева. Там же поставят «Франческу да Римини» в честь 150-летия ее автора Рахманинова (для полного метража вечера дополнив эту партитуру «Флорентийской трагедией» Цемлинского). На Исторической сцене появится «Трубадур» Верди (и как это Большой умудрялся обходиться без одного из главных блокбастеров мировой оперы?!). И на Камерной (которая, похоже, все-таки отъедет временно во Дворец на Яузе, т.к.на ее привычном месте на Никольской улице начинается долгожданная реконструкция) — «Аскольдова могила» Верстовского. Та самая, которую в XIX веке любили разыгрывать в четыре руки во всех сколько-нибудь интеллигентных домах, включая семью Володи Ульянова (будущего Ленина), а потом легкомысленно отправили на самые пыльные архивные полки. И напрасно — содержание архисвоевременное: Киевская Русь, борьба славянского и варяжского влияния, бравый гудошник Торопка, поющий арию «Близко города Славянска»...

В балете, рассказал его худрук Махар Вазиев, ожидается столь же выверенная «Шопениана» Михаила Фокина в возобновлении петербуржцев Натальи Большакова и Вадима Гуляева, «Пахита» Петипа в версии Юрия Бурлаки — ну и, чтоб не совсем уж ходить по академической струнке, «Пиковая дама» Юрия Посохова на музыку отчасти Чайковского, а отчасти современного петербургского композитора Юрия Красавина.

Конечно, всех собравшихся интересовало, долго ли будет главный музыкальный театр страны обходиться без музыкального руководителя: напомню — Туган Сохиев покинул этот пост тоже в марте. «У нас серьезный корпус штатных дирижеров — ответил Урин. — Это Павел Клиничев, Антон Гришанин, Алексей Богорад. Мы уже договорились о создании новых спектаклей и прокате имеющихся с Артемом Абашевым, Станиславом Кочановским, Константином Чудовским, Дмитрием Матвиенко. Рады, что в этом ряду и получивший первую премию на недавнем конкурсе имени Рахманинова Филипп Селиванов. А для участия в концертах (у театра большая программа вечеров, связанных опять же со 150-летием Рахманинова — «Труд») позвали Дмитрия Лисса из Екатеринбурга. Будем с ними советоваться по поводу дальнейшего хода событий — и уж потом начнем не торопясь думать, кто может возглавить музыкальную часть Большого театра».

Вот такая «неторопливая» демократия в бывших императорских стенах. Впрочем, одно ее следствие точно надо приветствовать: воспитанники Молодежной оперной программы Большого, прежде почему-то не жалуемые Туганом Таймуразовичем и сразу просвистывавшие мимо сцены ГАБТа на ведущие западные площадки, теперь получат доступ к главным партиям в родных стенах.

Да и театр в целом, оставшись без зарубежных гастролей, проявит (не хочется произносить обидное слово «вынужденно») больше патриотизма, чем обычно, отправив свои спектакли в Якутск, Челябинск, Калининград...

Ну а что с теми работами, которые все-таки оказались нокаутированы санкционным 2022-м? Например, с оперой «Хованщина», постановщиками которой значились Туган Сохиев и британский режиссер Саймон Макберни, или балетом Алексея Ратманского «Искусство фуги». Начав ответ издалека («один наш коллега сейчас добирался из Лондона до Москвы 20 часов»), Урин пояснил, что нынешнее состояние логистики препятствует скорейшей отдаче этих долгов (если б только оно! — «Труд»). «Но я рад, что большинство наших коллег понимают ситуацию и ведут переговоры о переносах сроков реализации своих проектов на 2024-й, 2025-й, 2026-й годы».

Цифра 2026 прозвучала из уст гендиректора неспроста: в этот год Большой театр отметит свое 250-летие. Конечно, говорить о конкретных репертуарных намерениях так задолго трудно, но будут, пообещал Владимир Георгиевич, и конференции, и выставки, и выпуск трехтомной энциклопедии «Большой театр». И даже, возможно, показ одной очень серьезной оперы и одного очень серьезного балета на одной очень серьезной московской площади. Впрочем, для того понадобятся очень серьезные согласования, так что тут гендиректор предпочел не углубляться в подробности.

Ну и о вечном: под занавес встречи представительница Кореи задала самый, наверное, сакраментальный вопрос, который во все времена приходится слышать руководству Большого театра: будет ли новогодний «Щелкунчик». «Будет!» ответил дружно хохотнувшему залу Урин. И вправду — есть, есть абсолютные ценности.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11684
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7356
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7036
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6327
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6207
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?