Главная Экономика 19:50 30 Июня 2020 3425
Где крылья делать будем?

Почему производство самолетов-такси Ил-103 перенесено из России в Венгрию?

Анатолий Журин
Ил-103, Фото: © UAC globallookpress.com

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров давно ищет пути вывода из кризиса загибающегося российского авиапрома, но тропки эти очень уж извилисты. Вот, например, новость из последних: возобновляется производство самолетов-такси Ил-103, но не в подмосковных Луховицах, где за десятилетие с 1997-го по 2007-й было выпущено 66 таких машин, а в: Венгрии. После 13 лет паузы господин Мантуров нашел новую площадку для выпуска за пределами России.

Говорят, следом из Таганрога на зарубежный авиазавод может «улететь» и производство знаменитого борца с лесными пожарами гидроплана Бе-200. Работа над ним началась еще в 1992 году, но за минувшие почти три десятилетия было выпущено всего чуть более десятка таких машин. По одной штуке в три года: Если он не нужен России, где ежегодно сгорают океаны леса, то почему бы производство самолета не отдать туда, где его оторвут, что называется, с крыльями?

А вот что известно об Ил-103. Четырехместный (пилот и три пассажира) одномоторный поршневой самолет — воздушное такси. Он совсем невелик даже для своего класса: длина 8 метров, без нагрузки весит 765 кг, максимальная взлетная масса — 1460 кг. Самолеты этого типа поставлялись в разных вариантах: для перевозки пассажиров или грузов, обучения курсантов училищ пилотированию вместо снятого с производства Як-18Т, проведения экологического контроля, выполнения научных или разведывательных операций.

Замечательный авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов надеялся, что этот самолет будут серийно строить наши заводы, он найдет спрос на рынке. Ил-103 не раз выставлялся на престижных авиасалонах — и всегда к нему проявляли повышенный интерес. На Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель — Иннова/Эврика» машина удостоилась золотой медали. Ил-103 в 1996-м получил сертификат Межгосударственного авиакомитета, а вслед за тем и сертификацию FAA (США). Но вмешались «новаторские» преобразования, затеянные пришедшими в отрасль «эффективными менеджерами». Они решили передать производство Ил-103 в МАПО «МиГ», где завершался выпуск истребителей МиГ-29. По сути, все надо было начинать с нуля, ведь там не было опыта производства гражданской техники.

«Такая идея, — размышлял Генрих Новожилов, — могла принадлежать людям, которые мало что понимают в авиационных делах. Ведь чтобы успешно продавать самолет, нужно обеспечить его послепродажное обслуживание, что без серийного завода осуществить практически невозможно. Какой чудак будет заниматься самолетами, вкладывать силы, средства, если кто-то вместо него будет их продавать?» Генеральный конструктор как в воду глядел: пыл «новаторов» быстро угас, и вскоре Ил-103 сняли с производства.

Нынешний всплеск интереса к возобновлению производства самолета столь же необъясним, как и его остановка. Трудно разгадать задумки тех, кто сегодня решает судьбу российского авиапрома.

К примеру, попробуйте объяснить, как и почему в головы нашим чиновникам 12 лет назад пришла идея подписать соглашение о создании совместного предприятия ОАО «Вертолеты России» и англо-итальянской компанией AgustaWestland. Состоялась церемония закладки капсулы в честь начала строительства в поселке Томилино Московской области сборочного комплекса гражданских вертолетов АW139, на которой присутствовали глава Минпромторга Денис Мантуров и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Объявленные перспективы нового предприятия по размаху напоминали межпланетный шахматный турнир в Нью-Васюках. Хотя эксперты хватались за голову: заявленный вертолет AW139 уступал по грузоподъемности российскому аналогу, не годился для эксплуатации в северных широтах. К тому же он очень дорогой. «Это то же самое, что организовать за бюджетные деньги на АвтоВАЗе сборку „бентли“ или „майбахов“, — заявил эксперт в области вертолетной техники Евгений Матвеев. — Нам нужен народный вертолет».

Но кто же из наших чиновников, которым доверено принятие важных решений, прислушивается к профессионалам? Результат оказался предсказуем. Вместо 250 запланированных к производству машин AW139 на сегодня имеем лишь восемь (!). И это понятно: кому они нужны, если наши старички еще советского разлива Ми-8 и дешевле, а груза и пассажиров берут вдвое больше. Затея с треском провалилась, но кто за это ответил? Правильно, никто. И тот же министр снова бодро рапортует о выходе нашего авиапрома из кризиса и снова принимает странные решения.

Но вернемся к многострадальной машине Ил-103. Как заявил «Труду» бывший главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов, лично он был категорически против переноса производства машины в Венгрию. «Для меня очевидно, что этот непонятно кем инициированный проект не будет реализован, — сказал он. — Если продолжать самолет все же делать, то только в Луховицах. Но для начала надо бы задаться вопросом, кому самолет будет нужен в России».

С Таликовым солидарен и Герой России, летчик-испытатель Рубен Есаян: «Чушь какая-то! Наша машина должна делаться в России. У нас что, переизбыток рабочих мест в авиастроении, чтобы размещать заказы в других странах?»

А может, у нас уже не осталось специалистов, рабочих кадров, способных поставить на конвейер простой самолетик? Но тогда надо честно это признать, а не морочить голову разговорами о международной кооперации.

P.S. Наш великий авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов словно предвидел печальную перспективу одного из последних детищ руководимого им ОКБ. В его книге «О себе и самолетах» есть такие слова: «Судьба этой небольшой машины невольно натолкнула меня на размышления о судьбе авиационной промышленности России. К сожалению, они грустные. Я уверен, что такие самолеты нужны и для любителей авиации, а главное, для молодежи, которой государство обязано предоставить возможность изучать летное дело. Не исключаю, что ошибаюсь, и государство сегодня никому ничем не обязано».

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 6467
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Очень многих россиян волнует судьба денег на депозитных счетах, подозрительно напоминающих финансовые пирамиды

Евгений Акатов
Труд
Фото: Николай Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

В Центробанк поступило более 2 тысяч жалоб россиян по поводу их вкладов, из них четверть касались несогласия с начисленными процентами. В остальных речь шла о ненадлежащем информировании по условиям....

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 4762
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

Не беспокойтесь: штрафы за просрочку платежей ЖКХ вырастут, а деньги со счета снимут и без вашего участия

Александр Киденис
Труд
Долги потребителей за коммунальные услуги в России составляют полтора триллиона рублей. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

На приведение в порядок жилищно-коммунальной системы в России к 2030 году требуется 4,5 трлн рублей, а долги потребителей за коммунальные услуги в России сейчас составляют треть от суммы — 1,5 трлн....

«У Банка России нет таких полномочий по законодательству, нет», - заявила глава Центробанка

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Банк России не станет замораживать вклады просто потому, что не обладает соответствующими полномочиями, в которых и не нуждается. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. «У Банка России...

Экономика 00:01 / 21 Февраля 2025 3539
Свистать всех назад

Российский авторынок ожидает возврата южнокорейских и японских автомобилей, а маркетплейсы и супермаркеты - модных товаров из Европы

Александр Киденис
Труд
Потери экономики России от ухода из страны зарубежных компаний за последние три года оцениваются в $100 миллиардов. Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

В России восстанавливается потребительский спрос: по данным СберИндекса, в 2024 году объемы розничной торговли в стране выросли на 15%. Правда, наибольшим спросом пользовались товары для животных (на Wildberries...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

… А также перепечи, калитки и ярушки

Максим Башкеев
Труд
Как еда помогает развивать туризм и смежные с ним отрасли? Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Гастрономическая карта, составленная Роспатентом, уже содержит больше двух сотен региональных брендов. Среди них и привычные уху названия, и экзотика: перепечи, калитки, ярушки и посикунчики. Как еда помогает развивать туризм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?