Главная Культура 16:45 30 Сентября 2016 5947
Услышать «Зазеркалье»

Гастролями известного петербургского театра начался всероссийский фестиваль «Видеть музыку» 

Сергей Бирюков

27 сентября спектаклем «Мадам Баттерфляй» санкт-петербургского театра «Зазеркалье» начался в Москве Первый фестиваль «Видеть музыку». Это – замечательная инициатива Ассоциации музыкальных театров России, президентом которой стал два года назад режиссер, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.

В России много театров, много и театральных смотров, во главе с общенациональной «Золотой маской». Но, как ни странно, до сих пор не было ни одного фестиваля именно музыкального театра. Точнее, были попытки создать регулярные смотры – например, трижды прошло в столице «Музыкальное сердце театра» (2006, 2009, 2012 годы), однако оно было посвящено только мюзиклу и родственным ему явлениям, не охватывая такие основополагающие жанры, как опера и оперетта. И, к сожалению, из-за организационных причин в последние годы этот смотр вовсе не проводился. Что же до «Золотой маски», то там (как и в большинстве других фестивалей) состав афиши праздника, при всей ее широте, неизбежно несет на себе отпечаток субъективных вкусов экспертного совета, что неоднократно становилось предметом критики.

Фестиваль «Видеть музыку» использует другую модель: это именно фестиваль театров. Т.е. коллективам самим предлагается определить, какие спектакли они командируют на смотр. Конечно, и тут момент субъективности исключить невозможно: ведь кто-то должен произвести отбор самих театров – не пригласишь же сразу все 44 имеющиеся в стране труппы. Да и какие-то театры удостаиваются целых гастролей, как санкт-петербургское «Зазеркалье» или «Санкт-Петербург-опера», а какие-то (их большинство) довольствуются показом только одного спектакля. Что из новой затеи вышло, сможем судить 4 ноября, в день завершения фестиваля и вручения его главной награды «Легенда» – за яркое многолетнее служение музыкальному театру, присуждаемой выдающимся режиссерам, актерам, дирижерам и т.п. Других номинаций и наград не предусмотрено.

Как подчеркивает председатель Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян, смотр был бы невозможен прежде всего без поддержки Министерства культуры РФ, а также без готовности московских театров предоставить площадки своим приезжим коллегам. Так, Большой театр на пять вечеров освободил свою Новую сцену для спектаклей «Зазеркалья», Геликон-опера принимает работы Музыкального театра Кузбасса и Санкт-Петербург-оперы, Московский академический музыкальный – Свердловскую музкомедию, Дагестанскую оперу, Ростовский музыкальный театр, Новая опера – Башкирскую государственную оперу и краснодарский балет «Премьера», театр имени Сац – Иркутскую музкомедию, Камерный музыкальный – еще один спектакль Санкт-Петербург-оперы… И, разумеется, сами москвичи тоже предлагают на смотре свои работы прошедшего сезона.

Итак, для открытия приберегли целую обойму спектаклей одного из известных петербургских театров – «Зазеркалье», начав с «Мадам Баттерфляй».

«Зазеркалье» – театр для детей, т.е.для семейного посещения. И «Баттерфляй» для такой задачи – то, что доктор прописал: чудесная музыка, трогательнейший и содержащий достаточно света, при всей трагичности, сюжет, несущий  ясный и глубокий моральный смысл. И именно так постановочная команда (режиссер Александр Петров, художник Владимир Фирер, художник по свету Александр Кибиткин) подает классический шедевр. Никаких провокационных смысловых перевертышей или, скажем, игры в национальные японские театральные традиции. За исключением, может быть, отдельных штрихов, вроде начальной и конечной контурной картинки (персонажи в контражуре на фоне светящегося задника), намекающей на театр теней. Японский колорит? Да – в рамках общепринятых символов: большое изваяние головы Будды (которое потом, с принятием героиней христианства, разваливается на части), тихо журчащий ручеек-фонтан. Смена эмоционального колорита «комментируется» движением и подсветкой ажурных ширм – фантазия на тему легкости и подвижности традиционного японского дома с бумажными стенками. Когда между Чио-Чио-сан и Пинкертоном  царит любовь, подсветка, естественно, теплеет тоном; когда вдруг является грозный дядя-бонза, проклинающий племянницу за измену вере предков – все, понятно, зловеще синеет; когда наконец бедняжка, от которой отвернулись супруг и родные боги и у которой отнимают последнее, самое дорогое – сына, закалывается, фон… догадайтесь с одного раза: правильно, краснеет.

Костюмы? Опять-таки ровно такие, какие и должны быть в опере «про Японию»: красивые, разноцветные, ни минуты не дающие глазу заскучать. Да еще то свадебная церемония, то приход суровых монахов разнообразят сцену ритуальными массовками. Не забыта и столь модная нынче видеопроекция – правда, без чрезмерностей: чуть-чуть волнующейся водички на экране над фонтаном, луна (или солнце) на заднике, становящиеся то больше, то меньше в зависимости от того, прибавляется света в душе Чио-Чио-сан или убавляется.

Словом, нам играют такую «Мадам Баттерфляй», каких на мировых сценах десятки, если не сотни. Все дело в том, как нам ИСПОЛНЯЮТ ОПЕРУ ПУЧЧИНИ «Мадам Баттерфляй».

Исполняют, как мне показалось, достойно. Понятно, что у «Зазеркалья» нет такого выбора голосов, как у «Ла Скала» или Метрополитен-оперы. И тембр Ольги Шуршиной (Чио-Чио-сан) поначалу может «оцарапать» чувствительное ухо резковатостью и сверлящим вибрато. Но эмоциональность и артистичность ведения партии заставляет довольно быстро забыть об этом недостатке. Органичен в вокале и образе Роман Арндт (Пинкертон). Можно было бы пожелать большей красоты и летучести баритону Дмирия Танеева (Шарплес), но для этой роли «уютного старика-резонера», может быть, достаточно и таких скромных вокальных красок…

Главный же «персонаж» постановки – по моему мнению, ее музыкальный руководитель, дирижер Павел Бубельников. Ему удалось несколько претенциозное определение постановщиков «опера в трех медитациях» (в оригинале у Пуччини, конечно, такой ремарки нет) перевести в разряд художественной реальности, притом достаточно убедительно. Темпы часто замедленны, но оркестр и певцы настолько «в настроении», что даже удивляешься: глядишь на часы – вроде бы позднее время, но ты вовсе не устал, наоборот, экспрессия этой трагедии, этого столкновения чистой, наивной, огромной любви и человеческой легковесности, суетности, предательства захватывает тебя все больше. 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4624
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4074
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?