Киносмотр был назван так в честь основоположника документального кино, знаменитого американского режиссера Роберта Флаэрти. В 1922 году он на целый год поселился рядом с семейством эскимосов и снял фильм «Нанук с Севера», который считается первым настоящим документальным фильмом в истории кинематографа.
Фестиваль «Флаэртиана» в этом году был юбилейным, он прошел в 25-й раз, что подогрело к нему интерес публики и творцов. В оргкомитет киносмотра поступило порядка 800 заявок со всех частей света, это намного больше, чем в предыдущие годы. В разные фестивальные секции было отобрано более 100 лент, снятых в традициях Роберта Флаэрти, то есть, методом длительного наблюдения за жизнью своих героев. В результате тщательной селекции в международный конкурс были отобраны 13 картин из Китая, Индии, Италии, Чили, Ирана, Франции, Дании, Германии, Египта, других стран. Еще 15 работ вошли в национальную конкурсную программу. И 10 картин попали в студенческий конкурс.
Битва за фестивальные награды была серьезная. Международное жюри, которое возглавляла кинорежиссер и сценарист из Индии Ништа Джайн, после жарких баталий присудило Гран-при «Большой Золотой Нанук» и премию в 250 000 рублей китайской ленте «Она танцует у моря». Ее снял режиссерский дуэт в составе Цзянь Фань и Изабеллы Цзань. Картина рассказывает об известной китайской поэтессе, родившейся с ДЦП, что не помешало ей дважды выйти замуж, причем, во второй раз за молодого красавца, и выпустить полдюжины популярных стихотворных сборников. Тиражи ее книг на сегодняшний день превысили 2 миллиона экземпляров, и 47-летняя поэтесса не намерена останавливаться на достигнутом. Вдохновляющий пример!
Приз «Серебряный Нанук» за открытие новых тем и героев и премия в 75 000 рублей достались опять-таки китайскому фильму «Тетушка Ху и ее райский сад». Это история немолодой женщины, которая живет в бедном районе китайского мегаполиса Чунцин. Режиссер Пань Чжици наблюдал за ней и ее окружением десять лет. Тетушка Ху собирает в городе всевозможный хлам и создает из него красивые композиции, напоминающие райский сад. В связи с разрастанием города их дом попадает под снос. Что теперь будет с «райским садом»?
Приз «Серебряный Нанук» за оригинальное художественное решение и премия в 75 000 рублей ушли создателям иранского фильма «Сезон винограда» в режиссуре Ибрагима Хезари. Фильм изящно «рифмует» процесс созревания гроздьев винограда, превращения их в вино, с чувствами влюбленных, проживших вместе жизнь. Еще одна иранская картина «Под солнцем», рассказывающая о тяжелой сезонной работе пожилых женщин на заброшенном соляном руднике, была отмечена призом жюри.
В секции «Российская Флаэртиана» лучшей была признана лента «У ветра нет хвоста», снятая режиссерами Никитой Сташкевичем и Иваном Власовым. Картина повествует о семье ямальских кочевников, младшей дочери которых пришла пора отправляться в первый класс. Скоро за ней в суровую тундру прилетит вертолет, чтобы забрать девочку в городской интернат и надолго разлучить ее с родителями и привычным укладом жизни. Лишенная назидания и лобовой публицистики, эта лента деликатно касается важных социальных, культурных, психологических проблем, с которыми сталкиваются в нашей стране (и не только в нашей) малые народы и народности.
В студенческом конкурсе победил фильм «Дом моей матери» Дарьи Гушан – очень личное наблюдение режиссера за переменами, происходящими в ее семье.
Свое слово в определении победителей сказали и пермские зрители, которые всю неделю активно посещали конкурсные и внеконкурсные показы. По оценке губернатора Прикамья Дмитрия Махонина, на сеансах «Флаэртианы» побывали более 11 тысяч человек, продемонстрировав постоянно растущий интерес пермской публики к авторскому документальному кино. Приз зрительских симпатий в итоге завоевал фильм «Бродячий оркестр» Даниэле Чини, наполненный музыкой и радостью жизни.
Фестиваль в Перми завершился, но у него в скором времени будет продолжение. Лучшие фестивальные фильмы покажут в ходе «Эха Флаэртианы» — спецпоказов, которые пройдут в конце ноября в социальных кинозалах Пермского края.