Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 15:05 30 Декабря 2021 3626
Волшебная флейта Теодора Курентзиса

Оркестр musicAeterna устроил 2021 году роскошные проводы

Сергей Бирюков
Дирижирует Теодор Курентзис. Фото Александры Муравьевой предоставлено пресс-службой musicAeterna

В своем любимом Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna сыграли заключительную программу этого года – балеты Стравинского «Петрушка» и «Жар-Птица». Ощущение, будто с картинки в альбоме начала ХХ века сняли полупрозрачный шмуцтитул, и она засверкала природной яркостью красок.

Стравинского Курентзис в свое время играл немало, особенно в период активного освоения руководимым им тогда Пермским театром оперы и балета русского репертуара начала ХХ века. Но, во-первых, с тех пор прошло немало времени, во-вторых – одно дело звук театрального оркестра, пусть даже такого нерядового, из ямы во время спектакля, другое – концерт на лучшей академической сцене столицы уже в ранге самостоятельного симфонического коллектива с мощным международным признанием.

Эту музыку продвинутый слушатель знает едва ли хуже, чем, допустим, 40-ю или 41-ю симфонии Моцарта (кстати, тоже замечательно игранные musicAeterna в уходящем году). Кажется, дай в руки партитурную бумагу – по памяти запишешь близко к тексту этот начальный флейтово-кларнетово-валторновый гул, отвечающие ему «гармошечные» аккорды тутти, остро ритмованный перепляс деревянных и труб под эксцентричные акценты струнных… Но отчего именно в версии musicAeterna изображаемая композитором ярмарочная «шарманка» поскрипывает и посвистывает особенно натурально, флейта Фокусника реально заколдовывает внимание, а «Русская пляска» сражает прямо-таки пулеметной лихостью?

Наверное, отчасти дело в опробуемой сейчас дирижером расстановке музыкантов – террасообразно, так что одинаково хорошо слышны из любого места зала как концертмейстеры, так и шестые-восьмые пульты, а также весь тройной состав духовых от подпускающего смачные басы контрафагота до попискивающей за ту самую шарманку флейты-пикколо.

Но главное, думаю, все-таки в другом – в огромное работе, которую проделывают оркестр и его лидер на репетиционной базе, а догадываюсь, и у себя дома, потому что на одних репетициях до такой степени с музыкой не сживешься. Мне случалось присутствовать при том, как Теодор со своими подопечными готовился к выступлениям. Подобного вгрызания в смысл и технические детали текста я не наблюдал больше ни у кого. Не сомневаюсь – и на этот раз музыканты так же филигранно оттачивали все фортепианные выплески, выражающие страсти заглавного героя, покряхтывания английского рожка, символизирующего Мавра, бравады трубы, ассоциирующиеся с образом Балерины. С васнецовско-кустодиевской щедростью собирали воедино многокрасочную палитру финала «Петрушки»…

А потом, чуть завуалировав остроту контуров и смягчив грани – все-таки «Жар-Птица» на пару лет старше и «импрессионистичнее» своего младшего брата, – но с тем же неизменным любовным отношением к роскошной партитуре рассказали чудесную историю победы света над тьмой, подвигнувшую молодого Стравинского на первый в его огромной творческой жизни балет. Сорвав заслуженную овацию, поставили в программе точку, против которой вряд ли возражал бы и сам Игорь Федорович – экстазное адажио из «Щелкунчика» обожаемого им (и всем музыкальным миром) Чайковского.

Но закончить эту заметку о musicAeterna хочу все же другим сюжетом. Речь о недавней, тоже декабрьской программе, но выдержанной в совершенно ином тоне. Тогда оркестр сыграл новую пьесу сербско-германского композитора Марко Никодиевича «Токката» («Разделение воды на небесную и морскую, день второй») и Четвертую симфонию Шостаковича. Прекрасно, что Курентзис выискивает по белому свету талантливых авторов и продвигает их систематично и настойчиво – как того же Марко или, допустим, крымчанина Алексея Ретинского. Но в данном случае событием большого, по крайней мере для меня, масштаба стало исполнение именно партитуры Шостаковича.

Я много раз слышал ее, но всякая попытка уловить глобальный смысл этого громадного, больше часа, симфонического рассказа заканчивалась провалом. Наверняка в том была прежде всего моя вина, но подозреваю, что и не всякий исполнитель с достаточной отчетливостью эту композиторскую сверхзадачу себе представлял.

Что случилось нынче? Возможно, мои мозги наконец поднакопили тот минимум нейросвязей, на который рассчитывал у своих слушателей Шостакович. Однако, как и в случае с балетами Стравинского – полагаю, главный шаг совершили музыканты. Они «просто» дали себе труд вслушаться в каждую из великого множества населяющих эту партитуру тем-образов. И получилась грандиозная картина жизни, состоящей из мириад отдельных маленьких жизней.

Порой, как в самом начале, направляемых некоей общей волей, двигающей их к строительству чего-то надчеловечески громадного, но по ходу дела неостановимо разбегающихся на отдельные потоки и ручейки, собрать из которых искомую утопическую махину, несмотря на все попытки «согнать» голоса в жесткие фугато, хоралы, марши, никак не удается. Сами же эти голоса чем дальше, тем больше окрашиваются горькой иронией, лишь время от времени смягчаемой робкими волнами лирики или образами детской непосредственности: ведь и в самом жестком из миров рождаются и растут дети... Но моменты просветлений недолги, даже птицеподобный флейтовый клич в выжженном лесу этой железной вселенной резок и бездушен.

А когда, кажется, все же грядет финальное успокоение – разражается чудовищный апофеоз. Да, это мажор, но страшнее любого минора: гармония найдена – но когда жить уже нечем. Не ключ ли тут ко многим более поздним шостаковичевским апофеозам, по поводу которых исследователи ломают копья – что хотел сказать композитор, какую победу утвердить: человека над разрушением или разрушения над человеком?

Четвертая вообще, как стало ясно, ядро громадного куста едва ли не всех следующих симфоний Шостаковича: Пятой, Шестой, Седьмой, даже Пятнадцатой (перкуссионный «стук костей» из 2-й части – не предслышание ли финала последней симфонической партитуры мастера?). И все это помогли услышать Курентзис с его коллективом.

Прекрасный, хоть и не самый щедрый на улыбки год прожили музыканты, играющие ТАКОЕ и ТАК. Подчас наверняка и страшный. Но сколько сделано, сколько езжено – наверное, никто больше из отечественных оркестров не совершал столько шагов навстречу аудитории в разных частях страны и мира. Имею в виду не только исполнения музыки, но и творческие лаборатории, мастер-классы, просветительские резиденции от российской Перми до швейцарского Люцерна. Да, эти концерты дороги в самом буквальном смысле – стоимость места в консерваторском партере нынче зашкаливала за 15 тысяч рублей. Но, во-первых, это Москва – в регионах расценки другие, во-вторых – разве качество и отдача musicAeterna меньше, чем, допустим, мастеров Большого балета или чеховского МХТ? Притом что те театры – государственные, а оркестр Курентзиса – независимый коллектив, зарабатывающий на жизнь сам.

Комментарии для сайта Cackle
Отечественный кинопрокат вошел в зону турбулентности
Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Fabian Sommer/dpa, globallookpress.com

То, о чем в последние три месяца с тревогой говорили прокатчики, к сожалению, начало сбываться. В России стали в массовом порядке закрываться кинозалы. Тревожные вести приходят из Санкт-Петербурга, Нижнего...

Ведущий шоу «Страна талантов» поговорил с корреспондентом «Труда» о теплоте и душевности искусства

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алексей Воробьев рад юному пополнению «Страны талантов». Фото предоставлены телеканалом НТВ

На канале НТВ завершилось шоу «Страна талантов», на протяжении двух месяцев предоставлявшее площадку тем, кто посвятил себя народным музыкальным традициям. Фольклор вечен — но в какой степени он интересен...

Ким Кардашьян решила сразить публику, появившись на балу Met Gala в платье Мэрилин Монро. Но она в него не влезла

Труд
Эта шубка на Ким неспроста: она прикрывает шнуровку и нижнее белье. Фото: IMAGO/RW, globallookpress.com

Одним из самых значительных в мире светских событий по праву считается ежегодный бал Met Gala, средства от проведения которого поступают в пользу Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Принять участие...

Разговор с главой Российского детского фонда, писателем Дмитрием Лихановым, вернувшимся из Мариуполя...

Ольга Щербакова
Труд
Дмитрий Лиханов и дети Мариуполя

Мы договорились с ним встретиться в кафе у метро. Тут всегда шумно, музыка, бурлит жизнь. И внутренне я даже обрадовалась, потому что разговор предстоял тяжелый. За окном хмурилось небо, народ торопился успеть...

Главред RT Маргарита Симоньян предрекла возвращение Ивана Урганта и свой уход из эфира

Сергей Беднов
Труд
Для спокойствия объясним откровения Маргариты Симоновны минутной слабостью: женщина. Имеет право. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

На прошлой неделе в своем Telegram-канале Симоньян оставила запись: «Нет никаких сомнений, что Ургант вернется. И в страну, и в эфир. А мы — уйдем. За ненадобностью. Точнее, в связи...

В Каннах пахнет скандалами и сюрпризами

Мария Моисеева
Труд
Один из главных кинофорумов мира открывается 17 мая. Фото: Terence Baelen/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Стартующий 17 мая 75-й Каннский кинофестиваль в этом году пройдет в привычном живом формате. На Лазурном Берегу высадится вся элита мирового кино. Не будет только официальной делегации из России. Да и вообще...

Как царь тащил Россию вперед и что из этого вышло

Евгений ГУСЛЯРОВ, писатель
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda. globallookpress.com

Петру Великому 9 июня исполнилось 350 лет. Могучая и противоречивая фигура, интерес к которой не ослабевает до сих пор. Впрочем, всякую великую суть легче всего объясняет деталь — в ней, как в зеркале,...

Культура 00:16 / 27 Мая 2022 9054
Опять двойка...

На голубые экраны возвращается экс-ревизорро Елена Летучая. И опять с ревизиями

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телевидение понемногу возвращается к дооперационной сетке вещания. И хотя на главных кнопках еще нет ни КВН, ни Петросяна, скандальное шоу «На самом деле» уже в эфире. Но чтобы зритель не почувствовал...

Проект «Живые мемории» - это просветительский киноальманах, где воспоминания выдающихся соотечественников читают наши известные современники

Сергей Николаев
Труд
Среди героев первого сезона был Иван Бунин. Фото: Юлия Зозуля/Keystone Press Agency, globallookpress.com

О том, что довелось пережить жене Достоевского, дочери Льва Толстого, композитору Рахманинову, инженеру и меценату Петру Перцову, Герою Советского Союза Павлу Зайцеву и другим ярким личностям, расскажут Инна Чурикова, Елизавета...

Когда случилась спецоперация и когда интересы отечества потребовали от публичных фигур обозначить свою гражданскую позицию, попса дала слабину

Сергей Беднов
Труд
Даже если попсу не убирать из эфира полностью, а хотя бы ограничить ее присутствие, то чем заполнять образовавшиеся пустоты? Фото: Moscow-Live.ru

На протяжении нескольких десятилетий главным лозунгом наших ведущих каналов был такой: «Из всех искусств для нас важнейшим является попса!». Он хоть и не звучал голосом Малахова в межпрограммке, но как...

Разговор с Юрием Соломиным накануне его дня рождения

Любовь Лебедина
Труд
В роли Доменико Сориано в спектакле «Филумена Мартурано». Фото предоставлено Малым театром

Завтра, 18 июня, у народного артиста СССР, Героя Труда России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрия Соломина день рождения. Ему без одного дня 87, но как же трудно встроиться в его...

В девятый раз праздник на Владимирщине привез мировую классику в глубинку

Сергей Бирюков, Владимирская область – Москва
Труд
Бах в исполнении Бориса Андрианова у подножия Покровской церкви Клязьминского Городка. Фото автора

«Музыкальная экспедиция» — звучит не очень-то фестивально, скорее по-рабочему, трудовому. Но ведь и фестиваль этот особый — без залов с хрустальными люстрами и публики в «Бриони»....

Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром

Евгений Гусляров
Труд
Фрагмент портрета царевны Софьи кисти Алексея Антропова (1772 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Вот какая замечательная деталь есть в биографии царевны Софьи. Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром. Русско-французские литературные связи, например, основаны царевной Софьей. Впрочем, начались эти отношения...

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © West Coast Surfer, globallookpress.com

15 мая во всем мире отметят День семьи. По мне, так это самый важный праздник, ведь он касается самых близких и родных людей. Хотя редкая семейная жизнь обходится без драм и испытаний на прочность. Лиана Мориарти...

Культура 17:01 / 07 Мая 2022 8251
Черная паутина

Литературный обзор

Труд
Фото: © imagebroker/Alfred Schauhuber, globallookpress.com

В эти майские дни на всех телеканалах вереницей идут фильмы про войну — старые и новые. Но очень мало говорят о том, что на самом деле представляет из себя фашизм. Как он зародился, как проникал...

Важно не то, на чем ты играешь, а как, убеждена музыкант-виртуоз, наставница и просто красавица Екатерина Мочалова

Сергей Бирюков
Труд
Екатерина Мочалова со своими главными любимицами – домрой и мандолиной. Фото: Даниил Рабовский. Из личного альбома артистки

Среди музыкальных чудес только что закончившегося XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле (спектакль «Волшебная флейта» с плеядой великолепных молодых певцов, ожившие голоса солдат Великой Отечественной в постановке...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?