Конец октября, темные силы ехидно потирают руки в предвкушении своего очередного шабаша под названием хэллоуин – и тут им грандиозный подарок со стороны международной шоу-компании «Стейдж энтертейнмент»: знаменитый мюзикл «Бал вампиров» начинает свой прокат в Москве. Премьера с приглашением знаменитостей прошла в субботу, а сегодня, 31-го – специальный ночной показ, приуроченный непосредственно к дате, когда в западном мире, а теперь и в России принято весело выяснять отношения с чертовщиной.
Мюзикл, восходящий к ироническому кинохоррору Романа Полански «Бесстрашные убийцы вампиров» 1967 года, начал свое существование в 1997 году в Вене в режиссуре самого Полански и с тех пор пережил много сценических версий и редакций. Так, в 2000 году свою режиссерскую версию для Германии и Франции предложил голландец Корнелиус Балтус.Именно этот вариант, в декорациях художника-постановщика будапештской версии 2007 года Кентаура, и поставили в 2011 году в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии («Золотая маска» за лучший спектакль в 2013 году), а теперь под эгидой все той же компании «Стейдж Энтертейнмент» и руководителя ее российского подразделения Дмитрия Богачева – в Московском доме молодежи. Но московский вариант, как подчеркнул на премьере Корнелиус Балтус, не буквально копирует питерский: в МДМ помещение почти вдвое больше, и действие приобретает интерактивные черты, что может подтвердить автор этой заметки – вампиры выходят в зрительный зал и скалят зубы прямо над головами публики. Некоторые зрители, посмелее, отвечают им тем же, добавляя постановке драйва.
Спектакль очень зрелищен. Сцена переносит нас в скалистые горы, где бушует вьюга, из мглы которой проступает сруб старинного трактира, становящегося местом завязки действия. Все очень похоже на то, как выглядит в исходном фильме. В том числе герои – например, Андрей Бирин в роли чудака-профессора Абронсиуса, охотящегося за вампирами, так же являет собой пародийную копию Альберта Эйнштейна. А вот его юный ассистент Альфред в исполнении Александра Казьмина еще и чем-то напоминает молодого Александра Демьяненко, из-за чего черный юмор Полански неожиданно начинает чуть-чуть светить отраженным светом наших родных комедий Леонида Гайдая.
Особенно впечатляет второе действие, где забавная парочка ученых добирается-таки до тайного замка графа-вампира. Меньше чем за час здесь меняются 16 сцен: ворота в виде пасти гигантской летучей мыши, гостиная с темным бархатом стен и тусклым золотом портретных рам, спальня с вычурным балдахином, библиотека с замшелыми многоэтажными полками, склеп с громадными саркофагами, кладбище, из-под плит которого выбираются для своего танца мертвецы… Добиться киношного темпа смены планов в совсем не киношных условиях помогают современная техника и 16 монтировщиков.
Но, конечно, мюзикл не был бы мюзиклом без качественного музыкального исполнения. Здесь все держится на крепкой руке постоянного дирижера проектов «Стейдж Энтертейнмент» Мариам Барской и на нескольких главных поющих актерах. Имею в виду прежде всего участника питерской и немецкой постановок Ивана Ожогина (граф фон Кролок), Александра Казьмина и Андрея Бирина, ансамбль которым составляют Агата Вавилова в роли служанки Магды и открытие нынешнего кастинга – Ирина Вершкова в роли красавицы Сары, дочери хозяина трактира Шагала, которую похищает Кролок. Ирина по первому образованию – кибернетик (!), зато второе, как певица, получила на эстрадном факультете ГИТИСа у знаменитой Елены Шаниной – Кончиты Аргуэльо из легендарной рок-оперы театра Ленком «Юнона и Авось». И ее броский вокал в контрапункте то с ярким баритоном Ожогина, то со звонким тенором Казьмина составляет основу музыкальной конструкции спектакля. Правда, утверждают знатоки петербургской постановки, там исполнитель роли Кролока брал на себя гораздо больше эмоциональной и вокальной нагрузки. Возможно, Москва потребовала дополнительной акклиматизации? Ирине, при всей ее харизме, тоже можно пожелать большего разнообразия вокальных красок, а не только восторженного голошения на застывшей улыбке.Впрочем, всякий спектакль на премьере выглядит сыроватым…
Зато Бирин – Абронсиус великолепен в комической скороговорке, по виртуозности мало уступающей той, что любил подкидывать своим исполнителям Россини. Отлично вычищена гармония хора, легко справляющегося с таким суровым испытанием, как пение а капелла. Уморителен в роли «нестандартно ориентированного» графского сына Герберта, гоняющегося за Альфредом, Кирилл Гордеев...
А еще спектакль под названием «Бал вампиров» немыслим без броских танцев. Их пунктир, придуманный бродвейским хореографом Деннисом Каллаханом, прошивая всю постановку, идет по нарастающей – от первой визуальзированной мечты Сары, воображающей себе праздник в графском замке, до «реального», танца призраков в средневековой спальне, пляски мертвецов на кладбище и, наконец, масштабной сцены свадьбы графа с Сарой. Особый нерв балету придает участие эффектного танцовщика Арлтана Анжджаева – хореографического двойника Кролока, чьи глаза и руки, кажется, мечут молнии.
Буду откровенен: по музыкальному материалу «Бал вампиров» - не «Призрак оперы», не «Кошки» и уж тем более не «Звуки музыки» где что ни номер, то шлягер, намертво застревающий в ушах. Все-таки Джим Стейнман, при всем уважении к его хиту TotalEclipseoftheHeart, когда-то сочиненному для Бонни Тайлер и заслужившему «Грэмми», не Уэббер и не Лоу. Да, на создание партитуры у него в свое время было только полтора месяца, и он ее в основном составил из своих песен разных времен, сочиненных для американских поп-звезд. Отсюда недостаточная разработанность музыкальной драматургии. Даже то колоритное обстоятельство, что хозяин трактира Йоне Шагал – еврей (это понадобилось авторам сюжета, чтобы объяснить его нечувствительность к кресту как «антивампирскому» средству), практически никак не отражено в музыке – а уж как можно было его развернуть в череде национальных песен и плясок!
Не отличается особым изяществом и русский текст Сусанны Цирюк. Спасибо, хоть обошлось без прямых корявостей, которыми не брезгуют стихоплеты других мюзикловых проектов, вплоть до самых известных, вроде Юлия Кима. Тут же, в «Бале вампиров», увлекательный видеоряд и симпатичные герои во многом компенсируют прямолинейность фраз типа «О, моя любовь, мы с тобою вместе вновь» и дефицит юмористических заходов.
А может, это именно то, что нужно нынешней светской публике? Главное – чтоб зрелищно и дорого. Это в спектакле есть. И зал в субботу постоянно оглашался аплодисментами и криками «браво!».
Правда, Филипп Киркоров, с которым мы случайно столкнулись лицом к лицу при выходе, был на удивление индифферентен и даже, пожалуй, мрачноват – настолько, что я не решился спросить: «Ну как вам?» А уж Филипп Бедросович знает толк в мюзиклах, сам когда-то на «Чикаго» и прочие проекты замахивался.
Или, возможно, просто жалел, что не он в этот вечер был графом Кролоком?
