Главная Культура 14:46 01 Ноября 2017 3819
Четыре миллиона за отрезок холста Дейнеки

В Москве открылась выставка работ с будущих русских и советских торгов Сотбиса

Сергей Бирюков

В Москве сегодня и завтра работает выставка произведений отечественного искусства, в том числе впервые организуемого отдельного аукциона советского искусства, которые будут выставлены на торги Сотбис в конце ноября. Корреспондент «Труда» узнал у сотрудников известного аукционного дома, какие художественные работы стали открытием для них самих и насколько велика вероятность того, что эти вещи после продажи будут доступны публике.

В нынешнем году отмечается 10-летие деятельности офиса Сотбиса в России, и нынешняя выставка – уже вторая в 2017-м, демонстрирующая московским зрителям произведения, с которыми работает аукционный дом. Всего, как нам рассказала глава этого офиса Ирина Степанова, коллекционеры русского искусства приобрели его за эти 10 лет на 880 млн долларов. Если в 2010-м, а также в 2013-2014 годах наблюдался спад продаж, то в последние годы суммарная оценка торгов растет, а доля проданных лотов достигает 80 процентов. Общий объем мировых торгов Сотбиса за последний год возрос на 8 процентов – это уже информация председателя совета директоров Сотбис Европа лорда Марка Полтимора, причем 26 процентов покупателей совершают свой выбор по интернету, освобождая себя от необходимости лететь в Лондон, Нью-Йорк или еще какой-нибудь город, где проводятся торговые сессии. 45 процентов новых покупателей пришли на торги именно через Сеть: это самый быстрорастущий сегмент рынка.

Организаторы нынешней выставки во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени Алексея Щусева представили на ней два грядущих вскоре аукциона. Один – традиционные торги русским искусством в Лондоне 28 ноября. Особая их гордость, как сказал представитель русского отдела Сотбиса Рето Барметтлер – «Портрет Надежды Сапожниковой» кисти Николая Фешина, где изображена ученица и возлюбленная художника, с которой он сблизился во время своей работы в Казани после окончания петербургской Академии художеств. Самим автором она была послана в Америку на всемирную выставку в Питтсбурге, в этой же стране в 1924 году оказался и сам живописец, а картина многие годы хранилась в Художественном музее Сан-Диего, но теперь продается, т.к.музей нуждается в средствах для новых приобретений, более, как там считают, для него профильных. Редкий шедевр русского периода (в основном в мире известны уже эмигрантские работы Фешина) оценен в 1,2 – 1,8 млн фунтов стерлингов.

Другая примечательная группа работ – 14 произведений Александры Экстер.

Александра Экстер «Обнаженные с виолончелью в изумрудном лесу». 60-80 тыс. ф. ст.

Среди прочего их выделяет досконально ясный провенанс, что для русского авангарда крайне важно, т. к. в этой сфере особенно много сомнительных вещей. Коллекция идет от наследников Инно Эзрати – парижского ученика и друга художницы, которого она прятала от нацистов, охотившихся за евреями, и который после Второй мировой войны стал ее душеприказчиком. Привезти в Москву удалось 13 работ, представляющих и графику (театральную, книжную), и масляную живопись. Цены на эти захватывающие экспрессией и одно временно женственным изяществом вещи – от «демократичных» по представлениям коллекционеров 8 тысяч фунтов до 180 тысяч.

Александра Экстер «Натюрморт с канделябром» 80-120 тыс. ф. ст.

Представлены 5 книжных и театральных работ Льва Бакста, уже бывших на Сотбисе в 1970-е – 1980-е годы. А вот отсутствующая на выставке сюрреалистическая вещь Павла Челищева 1933 года из коллекции английского поклонника сюрреализма Эдварда Джеймса (Челищев, заметим, начал сюрреалистические опыты заметно раньше Сальвадора Дали) выставляется на аукционе впервые и оценивается в 150-200 тысяч.

Некоторые работы попали в «смежные» тематические торги – например, «Лунный свет» Григория Брускина (Современное искусство), «Маленькие продавщицы яблок» Алексея Харламова (Европейское искусство XIX века).

Семен Файбисович «Портрет Горбачева» 40-60 тыс. ф. ст.

Впервые в истории Сотбиса организуется отдельный аукцион советского искусства. Это отклик на 100-летие Октябрьской революции – дату, отмечаемую, по словам Рето Барметтлера, всеми крупнейшими художественными институциями, от Королевской академии до аукционных домов. Представлены вещи от начала1920-х годов до 1991 года – картины Эрика Булатова «Прощай, Ленин», попавшей на обложку каталога (который, правда, еще не вышел на бумаге, но, обещают, вот-вот выйдет).

Среди ранних топовых картин – «Партийное собрание на фабрике» Серафимы Рянгиной (1930, была в 1932-мна Венецианской биеннале). Вещь интересна своей переходностью: по выразительным средствам это во многом образец авангарда, родственный в частности фотографиям Александра Родченко, а по тематике уже тяготеет к классическому соцреализму. Ее ожидаемая цена – 150-200 тысяч фунтов. Самый дорогой лот – ранняя работа Александра Дейнеки «Шахтер», которую, к сожалению, не смогли привезти, как было сказано, из соображений логистики: по-видимому, доставлять полотно, предварительно оцененное в 3,5 – 4,5 млн фунтов стерлингов, оказалось слишком накладно. Его редкость уже в том, что из ранних произведений выдающегося советского мастера только эта и еще одна картина до сих пор находились в частных руках, остальные, в том числе знаменитый шахтерский цикл, разошлись по музеям. К тому же «Шахтер»– часть более крупной работы «В штреке», которая показывалась в Москве на выставке ОСТ (Объединения станковистов) в 1925 году, но после того была, по выражению Барметтлера, порезана художником, оставившим себе только этот фрагмент, после смерти Дейнеки купленный частным коллекционером, а последние полтора десятка лет находившийся в Америке.

В ответ на вопрос журналиста «Труда», какие еще работы произвели впечатление открытия, Рето Барметтлер указал картину Давида Штеренберга – портрет отца и сестры, сделанный во время приезда художника из Парижа к своим родственникам в Житомир. До сих пор гораздо более известны позднейшие произведения Штеренберга, созданные после возвращения в уже революционную Россию.

Очень редкий на аукционах художник – Георгий Рублев, фигурирующий на торгах всего второй раз. Эта работа из крупнейшей американской коллекции советской живописи, собранной Рэем Джонсоном в Миннеаполисе, тоже возникла на переходе от неопримитива 1920-х к соцреализму (правда, этого полотна на нынешней московской выставке я не нашел). Ее оценка – от 400 до 600 тысяч фунтов.

Целый сюжет был рассказан в связи с небольшой картиной Ивана Айвазовского «Отплытие корабля» (1874). Работу, по словам Барметтлера, нашли в неожиданном месте, у русской немки, перебравшейся в Германию.

Иван Айвазовский «Отплытие корабля». 80-120 тысяч фунтов стерлингов

Но она не привезла картину с собой из России, как сперва подумал Рето, а получила ее в подарок от другой пожилой женщины в благодарность за то, что та за ней ухаживала во время болезни. Когда Рето получил приглашение посмотреть вещь, поразился, насколько она загрязнена и в какую плохую раму помещена. Было известно, что это Айвазовский, но истинной ценности полотна его хозяйка не представляла. Когда он заключил, что по самым «консервативным» оценкам это 80 тысяч фунтов, а может быть и существенно больше, та заволновалась: забирайте ее скорее, а то как бы чего не вышло…

На самом деле состояние изображения оказалось очень хорошим, его надо было просто очистить от грязи, что сделали реставраторы одной из фирм, с которыми сотрудничает Сотбис.

Но естественно возник вопрос провенанса: как попала вещь к той больной и впоследствии скончавшейся старушке? Что было до того? Рето Барметтлер честно признается: тут пробел. Но так с русской живописью происходит очень часто. И если для авангарда, как мы уже говорили, вопрос происхождения критичен из-за обилия сомнительных вещей, то по отношению к такому классику, как Айвазовский, существуют надежные методы экспертизы. Каждую такую картину просвечивают инфракрасными лучами на предмет – есть ли под красочным слоем рисунок. Иван Константинович все важные элементы обязательно прорисовывал карандашом, даже простую линию горизонта. Просвечивание подтвердило эту и много других особенностей письма мастера, откуда высокий эстимейт вещи – до120 тысяч фунтов.

Как особо важную задачу Рето Барметтлер выделил представление отечественного искусства ХХ века во всей его многосторонности. До сих пор на Западе бытует расхожее мнение, будто подлинное творчество в нашей стране существовало только до наступления эры соцреализма. Сотбис доказывает, что это не так, обнародуя, например, мастерский и настроенческий «Натюрморт с цветами» Александра Герасимова – первого народного художника СССР, первого президента Академии художеств СССР, зарекомендовавшего себя придворным сталинским портретистом. Есть в каталоге и «неожиданные» работы других советских мастеров – Налбандяна, Ткачева, Пименова…

Андрей Мыльников «На веранде в Мартышкино». 30-50 тыс. ф. ст.

Еще одна проблема, встающая в связи с частным приобретением искусства – насколько публичными остаются произведения, проданные на торгах? За последние 10 лет, считает Рето Барметтлер, ситуация заметно улучшилась. Многие прежде малодоступные широкому зрителю произведения попали (в том числе через аукционный дом) в новые частные музеи – Институт русского реалистического искусства, Музей русского импрессионизма… Да и сам аукцион, дающий шанс сделать качественные репродукции недостаточно известного шедевра и произвести его исследования, можно считать одной из важных форм публичности.

И все равно, признаюсь, что-то защемило, когда увидел работы наших хрестоматийных авторов с сотнетысячными фунтовыми и долларовыми ценниками. Хотя бы потому, что ни упомянутому Дейнеке, ни тем более его герою-шахтеру в голову не могли прийти те суммы, в которые их горение – у мольберта ли, в шахте – будет оцениваться утонченными эстетами на далеком Западе. И уж точно эти эстеты вряд ли разделят порывы, двигавшие советским живописцем и безвестным советским пролетарием. Великая страна потерпела физическую и моральную катастрофу, а искусство осталось ее «реликтовым излучением» наподобие того, что до сих пор бродит по космосу как свидетель страшного взрыва, уничтожившего предыдущую вселенную и создавшего нашу.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3462
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3367
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3189
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?