Главная Экономика 00:01 02 Июня 2023 7650
Китайская грамота

Ученики показали учителям, как делать машины и самолеты

Александр Киденис
Китайский авиалайнер С919 совершил первый коммерческий рейс. Фото: Ding Ting/Синьхуа, globallookpress.com

Вместо того чтобы в партнерстве с Россией трудиться над созданием дальнемагистрального и широкофюзеляжного конкурента американскому боингу и европейскому эрбасу, авиастроители Поднебесной сделали свой самолет. Он поменьше и подешевле, зато уже летает. В отличие от российского МС-21, проект которого задуман еще в 90-е годы.

В минувшее воскресенье, 28 мая, новенький китайский авиалайнер С919 (С означает «China») успешно совершил первый коммерческий рейс по маршруту Шанхай — Пекин. Пассажиры получили на память специальные посадочные талоны праздничного красного цвета. Две девятки в каталожном номере присвоили неслучайно: цифра 9 в китайской традиции означает вечность и долголетие. Но этими же двумя символами девять (!) лет назад было решено обозначить и совместный российско-китайский авиалайнер CR929 (CR означал «China — Russia») — широкофюзеляжный авиагигант вместимостью до 300 пассажиров в трехклассовом варианте — люкс, бизнес и эконом — с дальностью маршрутов до 14 тысяч километров. Для маршрутов покороче предполагалась компоновка на 440 пассажиров — больше, чем в стандартном поезде дальнего следования.

Этот проект был одобрен Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в 2014 году во время визита российского президента в Пекин. Было решено, что разработкой будущего авиагиганта займутся российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Китайская корпорация коммерческой авиации (COMAC). Срок исполнения — 2023 год, с началом предложений первых машин на мировой рынок не позже 2025 года. А пока в Шанхае под этот проект создали предприятие China — Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRCAIC), а в России — специальный инженерный центр, в Шанхае — его филиал. В июне 2018 года партнеры согласовали общий вид нового лайнера, в ноябре на авиасалоне China Airshow в Чжухае CR929 впервые предстал перед публикой в виде полномасштабного макета. Через год самолет показали и в России — на МАКС-2019, но «частично». Ибо специально для московского авиашоу был смонтирован лишь полноразмерный макет отсека самолета длиной 22 метра, шириной 5,9 метра и высотой 6,5 метра. Для демонстрации построили отдельный павильон, который стал одним из самых заметных на авиасалоне.

Но основная работа велась в КБ — российских и китайских: в России разрабатывали ц-ентроплан и консоли крыла с механизацией, в Китае — фюзеляж и оперение. Российские инженеры также отвечали за авионику и работу систем управления, то есть наиболее сложных компонентов. И это понятно: если китайцы в авиастроении — относительные новички, то россияне традиционно слывут асами. Проект считался самым высокотехнологичным в совместном «авиапортфеле» двух государств, но большинство этих технологий — российские. Под него в Московском авиационном институте (МАИ) и Шанхайском университете Цзяо Тун создали совместную магистратуру, но большинство профессоров были наши, российские. И...

Споткнулись на двигателях. Изначально рассматривались готовые варианты от General Electric и Rolls-Royce — с альтернативой на будущее в виде пермско-рыбинского ПД-35, на котором лишь опытно-конструкторские работы должны были по плану завершиться в 2027 году. А ведь двигатель ПД-35 позарез необходим российской авиационной промышленности для создания новых широкофюзеляжных самолетов. На него не пожалели денег — общий объем инвестиций, одобренный президентом РФ, составил 180 млрд рублей. В общем, надеялись облетать новый суперлайнер на западных моторах, потом сменив их на отечественные.

Теперь в связи с международными санкциями на General Electric и Rolls-Royce можно не рассчитывать. Своих моторов нет, о чем 21 сентября 2022 года президент РФ Владимир Путин на встрече с руководителями инженерных школ в Великом Новгороде откровенно заявил: «Ну не производили мы даже с советских времен конкурентоспособных авиадвигателей для гражданской авиации...»

Об этом было известно еще при рождении совместного российско-китайского проекта CR929. Одно из популярных военных обозрений писало: «В России созданием и производством авиадвигателей монопольно занимается Объединенная двигателестроительная корпорация. Никакие значимые отраслевые программы без ее участия невозможны в принципе. А в ОДК классическая иерархическая структура с большим количеством разного рода управленческих надстроек. В частности, «Ростех», «Оборонпром», собственно ОДК... Не будет большим преувеличением сказать, что во всех трех структурах отрабатываются только схемы движения денег. Именно там расположены многочисленные «трубопроводы», по которым перемещается денежная масса, а также бессчетные вентили и задвижки, служащие для направления средств в ту или иную сторону. При этом начальники вентилей, задвижек и клапанов (на два, три и более положений) в «полном шоколаде», и ни один из них не является на деле создателем двигателей. Их моральное право заниматься этим ни на чем не базируется...»

Как в воду глядели: в конце 2022-го генеральный конструктор пермского АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев сообщил: «По ПД-35 у нас были плановые разработки до 2027-2028 года. В связи со всеми событиями сроки сдвигаются на пару лет вправо, потому что средства сейчас перераспределены...» То есть на каком-то «трубопроводе» опустилась задвижка, и российского двигателя даже в ближайшие годы не будет.

А затем вице-премьер Денис Мантуров заявил, что Россия вообще выйдет из проекта российско-китайского суперлайнера. Точнее, не совсем выйдет, а «примет для себя решение из партнера в рамках этого проекта перейти в статус поставщика агрегатов, компонентов...». Причина простая: «У наших китайских коллег в этом проекте присутствуют заявки на участие от различных производителей компонентов третьих стран». Как пояснил Мантуров, «мы же такой формат для себя не рассматриваем с учетом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем...».

В общем, не нужно удивляться, что китайцы перестали торопиться с созданием совместного CR929 — зато ускорили работы по собственному С919. И теперь вот выпустили его в небо. Новый лайнер, в названии которого нет «крамольной» для Запада буквы R, способен взять на борт лишь до 190 пассажиров и пролететь без посадки до 5,5 тысячи километров, то есть является среднемагистральным. Зато его изготовитель — та же самая Китайская корпорация коммерческой авиации (COMAC), наш партнер по несостоявшемуся суперлайнеру — уже имеет больше тысячи заказов на новый самолет, в основном от китайских компаний. А если учесть, что в мировом пассажирском авиапарке самый большой спрос имеют именно среднемагистральные машины, перспективы перед китайским С919 открываются вполне приличные.

С российской точки зрения у С919 есть серьезный недостаток — он не совсем китайский. «На нем половина агрегатов иностранных, — говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. — Стоит абсолютно иностранный французско-американский двигатель. Иностранные шасси, ВСУ и, главное, американские компьютеры. Он зависит от иностранных поставщиков еще сильнее, чем российский Sukhoi Superjet. Без разрешения этих иностранных поставщиков китайцы не смогут его продать никуда. Вокруг Китая идут определенные игры, и он в любой момент может оказаться в похожей ситуации, как Россия. То есть под санкциями...»

Может быть, Ланецкий в чем-то прав — время покажет. Но вспомним, что еще недавно в Китае не было собственной автомобильной промышленности — от слова «совсем». А сегодня эта страна производит треть автомобилей мира и занимает первое место по автоэкспорту. На российском авторынке китайская доля за последний год выросла с 9 до 40% и продолжает увеличиваться. К концу года точно зашкалит за 60%.

А ведь начинали они со стопроцентного ввоза в свою страну сначала продукции западных автозаводов, а потом и самих заводов.

«Китайцы поступили мудро, — говорит генеральный директор международной консалтинговой компании «Автобосс» Татьяна Григорьева. — В отличие от нас, открывая двери западным автопроизводителям, они твердо сказали: «Приходите, но с одним условием — только через создание совместных предприятий!» То есть западные автоконцерны заходили в КНР со всем комплексом поставщиков компонентов для обязательной локализации в стране. В результате стекла, шины, аккумуляторы, генераторы, электроника — все стало собираться, а потом и производиться на месте. Причем китайцы заставили западных автопроизводителей не только построить заводы, но еще создать при них корпоративные университеты по подготовке инженерных кадров. И смогли сначала построить отечественную автоиндустрию, независимую от Запада, а потом во многом превзойти европейцев и американцев, создав свою собственную крепкую инженерную школу.

Зато мы после введения санкций остались «безлошадными», ибо ни у одного из иностранных производителей не было в России 100-процентной локализации. По рейтингу Минпромторга, максимальная степень локализации — 8800 баллов. Но у западных автоконцернов, имевших свои предприятия в России, она колебалась в пределах от 1,5 до 3 тысяч. Мы не брали лучшие технологии, не обучали им наших инженеров. Запад нас использовал, а мы его нет. И за 30 лет не сумели построить свое независимое автохозяйство...

Не занимаемся мы этим и ныне. Например, обещаем создать производство собственных электрокаров, но опять надеемся на заграничного дядю — поставщика компонентов. Лишь в Калининградской области к 2025 году планируется запустить завод для обеспечения тяговыми аккумуляторами 50 тысяч электромобилей — и это крупнейший проект в стране. Тем временем Китай в 2022 году уже продал 5,67 млн электромобилей либо в сочетании с ДВС и возможностью подзарядки от электросети, либо исключительно в сочетании с тяговой батареей. А ведь порядка 40% стоимости электромобиля приходится именно на батарею.

Сегодня Китай осваивает авиационную отрасль по образцу создания собственного автопрома. Они уже построили «свой Суперджет» — ARJ21, очень похожий на Ту-334. Все основные и сложные узлы самолета зарубежные, но самолет летает. Нынешний С919 был своего рода техникумом. С суперлайнером CR929, можно считать, авиастроители Поднебесной оканчивают университет. Ибо после выхода России из проекта эта страна фактически станет единственным обладателем суперсовременного гражданского самолета хай-класса, построенного на 85-90% со всеми технологиями и последними наработками российской науки. С таким багажом можно смело пробиваться в линейку лидеров мирового авиастроения. Пожелаем им удачи?

Комментарии для сайта Cackle

В его основе лежит грядущая дедолларизация мировой экономики, уверен бывший французский военный разведчик Пьер Плас

Фото: CHROMORANGE/Bilderbox, globallookpress.com

Реальной причиной конфликта на Украине является приближающийся конец «эпохи доллара», что влечет за собой утрату США своего влияния в мире. Такое мнение высказал РИА Новости бывший французский военный разведчик, капитан в отставке...

С 1 января 2024 года в стране будет повышен МРОТ – сразу на 18,5%, что гораздо выше инфляции, объявил президент 

Фото: www.kremlin.ru

Реальные располагаемые доходы россиян (за вычетом инфляции) за первую половину 2023 года выросли на 4,7%. Об этом во вторник, 22 августа заявил на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент России Владимир...

Туризм в Узбекистане сегодня – сфера приоритетная. Развитию этой отрасли уделяет большое внимание руководство страны, заинтересованы в развитии туризма и частные компании

Наталья Кочеткова
Фото предоставлены Комитетом по туризму при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан

Восток любят все: за его красоту и гостеприимство, за его мудрость, древнюю историю и архитектурные памятники. Он привлекает гурманов и паломников, ценителей утончённой поэзии и изящного танца. Одним словом, путешественники стремились на Восток...

Имя основателя партии ЛДПР получил пассажирской самолет авиакомпании «Россия»

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

В России в воздух поднимется пассажирской самолет, названный в честь основателя партии ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). «Новое...

Не имей 100 рублей, а имей в заначке доллар

Александр Киденис
Труд
Эксперты считают: без изменения геополитической и внутриполитической повестки ситуация с курсом рубля вряд ли улучшится. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

«Основная причина падения курса рубля, который уже пробил отметки 100 рублей за доллар и 110 за евро, — политика Центрального банка», — заявил в начале недели помощник президента России Максим...

Лидеры отечественной строительной индустрии пытаются убедить президента, что в отрасли нет проблем. Но это не так

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«На рынке недвижимости начинают возникать и определенные дисбалансы», признал вице-премьер Марат Хуснуллин. Фото: пресс-служба правительства РФ, globallookpress.com

Вот и отшумели фанфары по поводу Дня строителя, который шумно отмечался в минувшее воскресенье, 13 августа. По этому поводу было даже созвано совещание в Кремле, где руководители отрасли произносили речи об успехах,...

Экономика 00:11 / 18 Августа 2023 4930
Имя в обмен на уху

Два молодых москвича поменяли свои паспортные имена ради бесплатной еды в сети ресторанов «Тануки»

Алекс Зверев
Труд
Компания объявила, что будет всегда бесплатно кормить «фанатов суши», если те станут Тануками Тануковыми. Фото: Michael Kappeler/dpa, globallookpress.com

Для рестораторов это была рекламная акция. Компания объявила, что будет без денег кормить до гробовой доски «преданных фанатов суши», если те сменят в паспорте свои ФИО на Танукова Танука Тануковича или Танукову...

Иски Генпрокуратуры об изъятии собственности у бизнеса в пользу государства начали приобретать массовый характер

Евгений Акатов
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

На Восточном экономическом форуме разгорелась дискуссия о том, идет ли в стране деприватизация. Основанием стали иски Генпрокуратуры об изъятии собственности у бизнеса в пользу государства, которые начали приобретать...

Президент России предложил отечественным чиновникам «быть поскромнее» и не зариться на иномарки

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Неужто большим людям придется отказаться от «Мерседесов»? Фото: Teera Noisakran/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Прошло полтора месяца с тех пор, как Владимир Путин на встрече с работниками обрабатывающей промышленности высказался за то, чтобы пересадить российских чиновников на отечественные автомобили. Произошло это после того,...

Экономика 00:08 / 08 Сентября 2023 3070
Без мужчины никак

Независимые профсоюзы исследовали «экономическое самочувствие» матерей-одиночек. И унизительная бедность – не единственная их беда

Алекс Зверев
Труд
Треть матерей-одиночек существуют на доходы менее 15 тысяч рублей в месяц на члена семьи. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Пока в стране разгораются споры, разрешить ли женщинам свободно глотать таблетки для прерывания нежелательной беременности или напрочь запретить любые аборты, независимые профсоюзы провели исследование «экономического самочувствия»...

Глава Сбербанка Герман Греф с гордостью отчитался о чистой прибыли, чуть-чуть не дотянувшей до триллиона

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Большинство россиян на себе ощущают железную хватку главного ростовщика страны. Фото: Александр Кулебякин, globallookpress.com

Чистая прибыль Сбербанка за январь — август 2023 года составила 999 млрд рублей. Чуть-чуть до триллиона не дотянули. Такие цифры гордо привел глава банка Герман Греф в кулуарах Восточного экономического форума....

Экономика 00:01 / 01 Сентября 2023 3022
Рожайте, милые!

В Госдуму внесен законопроект об увеличении материнского капитала на 170 тысяч рублей. Поможет ли это в решении демографической проблемы?

Александр Киденис
Труд
В нынешнем году в России уже поставлен антирекорд по рождаемости. Фото: Jan Husar/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Авторы документа предлагают с 1 февраля 2024 года платить российским матерям за рождение первого ребенка 756,7 тысячи, за второго и третьего — до миллиона рублей. Парламентарии полагают, что законопроект...

Главная причина роста потребления деликатеса - катастрофическое падение зарубежного туризма

Алекс Зверев
Труд
Фото: «Комсомольская правда»/Russian Look, globallookpress.com

В первом полугодии 2023 года число покупок черной икры в столичном регионе оказалось на 11% выше прошлогоднего, что и зафиксировали аналитики ресурса «ЧекИндекс», крупнейшего в России оператора фискальных...

Почему наше государство не строит доходные дома

Александр Киденис
Труд
В царской России доходные дома были обычнейшим делом. Но в современной перенимать опыт прошлого не хотят. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В России очень скоро подорожает ипотека. Нуждающийся в квартирах народ выстроился в очереди за кредитами по старым ценам. Параллельно растут цены на рынке аренды жилья. Надувается еще один «пузырь»,...

На прошлой неделе чиновники вновь шумно обсуждали проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Петербург. В который уже раз…

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Пока мы думали, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей. Фото: Li Ziheng/Синьхуа, globallookpress.com

К давней идее во время открытия движения на линии московского железнодорожного диаметра вернулся президент Владимир Путин. Еще ничего толком не сделано, нет ни одного километра рельсов ВСМ, нет подвижного состава, нет...

Крым экспортирует в Китай китайские сливы урожая-2023. А еще куриные лапки, травяной чай тизан, натуральное мороженое и легендарный портвейн

Сергей Ильченко, Крым
Труд
В Китае очень любят сладкие вина. Фото: Martin Moxter/imagebroker.com, globallookpress.com

Казалось бы, продавать в Поднебесную сливы китайской селекции — это как поставлять снег эскимосам. Но Восток — дело тонкое. Десятый год Крым обложен всеми мыслимыми и немыслимыми санкциями, западная...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?