Главная Культура 09:49 03 Мая 2012 174
Паппанинский кураж
Фестиваль Ростроповича завершился гарибальдийски-лихим марш-броском итальянцев в Москву
Сергей Бирюков
Дирижер Антонио Паппано во главе оркестра Национальной Академии Санта Чечилия удивил московскую публику не только напористой игрой, но и бурной жестикуляцией. Фото Сергея Бирюкова

Двумя концертами одного из самых знаменитых симфонических коллективов мира – оркестра Национальной академии Санта Чечилия (Италия) – завершился крупнейший музыкальный смотр этого сезона из числа тех, что проходили в Москве – Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича. Обозреватель «Труда» нашел это выступление эффектным и эмоционально заразительным, хотя в деталях не безупречным – как и сам фестиваль.

Оркестр академии Санта Чечилия, наряду с Оркестром Тосканини – лидер симфонической культуры Италии. Достаточно сказать, что именно ему главный итальянский симфонист XX века Отторино Респиги некогда поручил премьеры своих симфонических поэм «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима». Среди главных дирижеров коллектива – такие великие музыканты, как Джузеппе Синополи и Игорь Маркевич, за его пультом стояли Густав Малер, Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян… Антонио Паппано возглавил коллектив в 2005 году. Рецензенты традиционно отмечают взрывную эмоциональность маэстро, и нынешние московские концерты подтвердили эту репутацию. Хотя не в каждом из произведений программы эта эмоциональная, темповая и звуковая избыточность (напомнившая некоторые крайности стиля Тосканини) была уместна.

Бесспорно, индивидуальность маэстро лучше всего легла на образцы итальянского театрального симфонизма – такие как увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» с ее плакатными контрастами пейзажных, лирических и батальных образов, как весело-волшебный «Танец часов» Понкиелли из оперы «Джоконда», как увертюра к «Аиде» Верди… Однако любопытно: Паппано взял не то краткое вступление, которое обычно играется во всех оперных театрах мира, а длинный вариант увертюры, написанный Верди для самой первой, миланской премьеры, но самим композитором забракованный – и на теперешнем московском концерте стало ясно, почему. Пьеса невероятно длинна, шумна, тематически избыточна, тогда как в окончательном варианте гениальным музыкальным драматургом оставлены только два главных образа – нежная мелодия Аиды и тяжело ступающая тема жрецов. Однако такой лаконизм – явно не во вкусе Паппано, в творческом почерке которого внешний блеск играет более важную роль, чем мудрая сдержанность.

Сыгранная в подобной манере Четвертая симфония Шумана приобрела такой характер экзальтации, на который, пожалуй, даже этот неистовый романтик не рассчитывал: в последнем из своих симфонических циклов он стремился уравновесить напор быстрых частей проникновенной лирикой – как, например, во второй части «Романс», но дирижер словно этого намерения не заметил, превратив партитуру в почти неостановимый поток экспрессионистических излияний.

Во второй вечер в качестве большой симфонии маэстро избрал Девятую Дворжака – самую знаменитую у выдающегося чешского мастера, и надо признать, драматическая сила этой вершинной партитуры заставила Паппано превзойти самого себя. В пламенном потоке музыки не потонули тонкие лирические моменты и причудливые гармонические краски второй части, а в общей драматургии точно выделены тематические переклички частей, так мастерски продуманные Дворжаком и скрепляющие форму в неразрывное целое, как сложная система контрфорсов, аркбутанов и нервюр нерушимо держит ажурную конструкцию гигантского готического собора.

Увы, за эту удачу слушателей ждала «компенсация» в виде далеко не идеального исполнения Третьего фортепианного концерта Прокофьева. Здесь, впрочем, главные нарекания – в адрес не дирижера, а солистки из Китая Юджи Вонг. Говорят, очаровательная 25-летняя девушка – уже международная звезда. Но если судить по московскому концерту, ее игре, достаточно виртуозной, элементарно не хватает физической силы: покрыть звуком не очень уж большой Колонный зал Дома Союзов ей не удалось, во многих местах, где рояль играет отнюдь не фоновую роль, он «тонул» в оркестровой массе. Тем более странно было наблюдать манерные пассы дивы, так вдохновенно вихлявшей всеми суставами, словно она свингует в какой-нибудь джазовой пьесе. Судя по немногочисленным донесшимся до слуха фрагментам фортепианной партии, эксцентричная Юджи действительно начудила с акцентами, насажав «джазовых» синкоп там, где их Прокофьев (кстати, не любивший джаз) совершенно не предполагал, а важные тематические моменты, наоборот, глотая. Но юность и обаятельная самоуверенность девушки (внешне чем-то напомнившей нашу Анну Чапман) сделали свое дело: зал неистовствовал и потребовал бисов, каковыми стали «прошептанная» себе под нос «Мелодия» Глюка и небольшая фантазия на темы «Кармен», лихо оторванная по принципу «главное – не терять темпа».

Отдельных слов заслуживает манера поведения Паппано на сцене. Сказать, что дирижер экспансивен – ничего не сказать. Экспансивны были Тосканини, Бернстайн. Но даже они вряд ли так страшно гримасничали, как наш нынешний гость, все время будто что-то грызущий, жующий, шипящий… Тем слушателям, которые хотят сосредоточиться на музыке, а не на суетливой акробатике, советую на его концертах садиться не в самые первые ряды партера.

После концертов вспомнился вычитанный когда-то в американском русскоязычном издании «Русский базар» грустный рассказ нашего знаменитого баритона Владимира Чернова о том, как ему пришлось готовить с неистовым Антонио исполнение «Евгения Онегина» в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера»:

«Мне не хватает русской атмосферы, наверно, постановщики не почувствовали поэзию Пушкина и музыки. У меня было столкновение с дирижером Паппано на репетиции последней сцены с Татьяной. Дирижер машет палочкой, как будто дирижирует концертным исполнением симфонического оркестра. Я ему говорю: ”Подождите, здесь надо паузы делать, здесь каждое слово звучит отдельно, как слезы капают: «А счастье...было...так возможно...так близко...» А дирижер отвечает: «Но это же скучно!»

Позволю себе также замечание по поводу одной неприятной особенности Колонного зала. Еще на концертах фестивалей симфонических оркестров мира, традиционно в течение многих лет здесь проходящих, автор этих строк заметил постоянный раздражающий писк типа «вилкой по тарелке». Пищало и сейчас. Проведенное собственное небольшое расследование показало: это скрипят сидения в зрительном зале. Неужели у Федерации независимых профсоюзов – далеко не самой бедной организации России – нет денег на элементарный ремонт своего главного парадного зала? Ведь это позор – приглашать лучшие музыкальные коллективы планеты играть в такой «грязной» звуковой атмосфере.

И все же, подводя итог, скажу: фестиваль Ростроповича завершился на достаточно высокой эмоциональной ноте – какой и достоин этот масштабный праздник длиной в месяц. Пусть он приносил иногда разочарования (вроде программы Владимира Юровского, Лондонского филармонического оркестра и пианиста Рудольфа Бухбиндера, где небрежно были сыграны 5-й концерт Бетховена и 4-я Симфония Брамса), но чаще – яркие художественные открытия, вроде концертного исполнения оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» с участием «симфонической сборной» Англии, или программы классических скрипичных сонат в интерпретации вернувшегося на концертную сцену после длительного перерыва Максима Венгерова, или первого в мире исполнения того варианта оратории «Иван Грозный» Прокофьева, который был благословлен самим композитором.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:16 / 19 Марта 2021 48042
Весь вечер на Маниже

Кому понадобилось, чтобы на «Евровидении» спела уроженка Таджикистана с песней о русской женщине?

Сергей Беднов
Труд
Тут либо загадочная русская душа сработала, либо чья-то продуманная комбинация. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Да, оттоптались на ней пользователи Сети в последние часы Международного женского дня знатно. Едва узнали, кто будет представлять нашу страну на Евровидении, так и начали. К настоящему моменту процесс не только...

Культура 00:18 / 02 Апреля 2021 19527
Ты неси меня, река...

Показ «Угрюм-реки» Первый канал анонсировал как премьеру года. Дождались: социальные сети переполнились раздраженными комментариями

Сергей Беднов
Труд
Новую экранизацию легендарной саги можно определить парой слов: «богато» и «затянуто». И оба - с добавлением «слишком». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На протяжении почти месяца, завершая программу «Время», Екатерина Андреева напоминала: нас вновь ждет встреча с прекрасным. А было бы правильным, если бы она давала зрителям еще и несколько ценных советов:...

Культура 00:02 / 02 Апреля 2021 18820
Жизнь в розовом цвете

На экраны выходит фильм, который стал сенсацией главного американского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Розовое облако» с сайта kinopoisk.ru

Снятый в 2019 году, а задуманный, естественно, намного раньше, фильм «Розовое облако» предугадал мировую моровую чуму, которая обрушилась на человечество. В реальности случилась эпидемия ковида, а в фильме...

Культура 00:06 / 26 Марта 2021 15145
Английский связной

На экраны вышел британский триллер про главный шпионский сюжет ХХ века

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Игры шпионов» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Игры шпионов» обречен на повышенный интерес российских зрителей. И потому, что в нем, наряду с Бенедиктом Камбербэтчем, которого у нас всенародно полюбили после сериала о Шерлоке Холмсе, снимаются...

Культура 00:05 / 02 Апреля 2021 14238
Каманча и ангелы

В Доме кино прошла премьера фильма о человеке с яркой и поучительной судьбой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Владимир Каманцев - герой фильма «Каманча и благодать». Фото: «ВКонтакте»

Он служил в ВДВ, был разведчиком. Воевал в Чечне. В одном из боев был тяжело ранен. Окровавленного, его вытащили на себе боевые товарищи. После демобилизации Владимир пытался учиться в институте, но чаще...

Куда в эпоху интернета прикажете девать домашние библиотеки?

Галина Пономарева
Труд
Фото: Vadim Nekrasov/Russian Look, globallookpress.com

Люди постарше помнят время, когда книжных шкафов в квартирах было больше, чем телевизоров и компьютеров. Но что делать с этим кладезем знаний в эпоху интернета? Корреспондент «Труда» ищет ответ вместе с букинистами...

Культура 00:22 / 02 Апреля 2021 13890
Страсти земной богини

На сцене МХТ имени Чехова поставили «Звезду вашего периода». Автор пьесы, режиссер и исполнительница главной роли – Рената Литвинова

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Даже скорбь у Литвиновой выглядит эстетично

Имя Ренаты Литвиновой в афише — хороший манок для зрителей, ну а когда оно присутствует там многократно, как в случае со спектаклем МХТ имени Чехова «Звезда вашего периода», шансов быть незамеченной...

На экраны выходит фильм Данилы Козловского о самой страшной техногенной катастрофе в истории человечества

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Чернобыль» с сайта kinopoisk.ru

Популярный актер выступает в фильме и режиссером, и исполнителем главной роли, и одним из продюсеров. Так что «Чернобыль» вполне можно считать его авторским проектом. Фильм был готов давно, но из-за...

Подарок великого певца стал памятью о «соавторстве» с ним

Соломон Волков, писатель
Труд
Евгений Нестеренко и Георгий Свиридов на сцене Большого зала Московской консерватории. Из семейного архива Г. В.Свиридова

Есть известный анекдот о певцах. Дирижер пеняет «звездному» басу: «Ну и идиот же ты!» На что бас возражает: «А голос?» Евгений Нестеренко, недавно ушедший от нас великий бас, являлся лучшим опровержением этой...

Культура 00:11 / 09 Апреля 2021 12809
Уроки выживания в аду

На экраны выходит зрительский, а не артхаусный фильм про Холокост

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Уроки фарси» с сайта kinopoisk.ru

Этот громкий международный проект был задуман в 2013 году. Сценарий Ильи Цофина «Уроки фарси», написанный по мотивам новеллы немецкого писателя Вольфганга Колхааса «Персидский для капо», понравился Тимуру...

Полемические заметки на полях концертных и выставочных программ

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Одна активная гражданка предложила собрать всю «обнаженку» Эрмитажа в один зал. С табличкой «18+». Фото: Eldio Suzano/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Это похоже на дурной сон. Следственный комитет взялся проверять песню «Русская женщина», с которой певица Манижа будет представлять нашу страну на «Евровидении». Инициировало это разбирательство некое АНО «Ветеранские...

Похоже, в России имперское сознание с его повышенным вниманием к символам становится главной идеологемой

Сергей Беднов
Труд
12 апреля на Байконуре состоялся грандиозный концерт. Длительностью те самые 108 минут. Фото телеканала «Россия 1»

Празднование Дня космонавтики, и без того помпезное, завершилось совсем уж грандиозным концертом на космодроме Байконур. Он длился 108 минут — ровно столько, сколько и полет Гагарина. Но вот интересно,...

Простояв полвека, легендарный памятник после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года

Алекс Зверев
Труд
Фото: Sergey Smirnov, globallookpress.com

Сооруженный в память о великой Сталинградской битве знаменитый монумент на Мамаевом кургане простоял полвека. А после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года. Такая вот примета времени. Сегодня мало...

Популярная актриса – о фильме «По колено» и «маленьких людях» с большой душой

Сергей Бирюков, Рената Гарифуллина
Труд
Анастасия прекрасно знает, каково «маленькому человеку», да еще провинциалу завоевать столицу. Фото предоставлены видеосервисом IVI

На видеосервисе IVI стартовал сериал «По колено» — по жанру комедийный, но, как полагается настоящей комедии, имеющий вполне серьезный смысл. Каково тебе в жизни, если ты — маленький человек,...

Исторический музей открыл юбилейный цикл выставок истинно царским вернисажем

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с

К грядущему 150-летию Исторического музея его старший собрат Государственный Эрмитаж припас поистине царский подарок. В Москву прибыла выставка парадных одеяний из бывшей главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Такие...

В «Формуле еды» актриса рассказывает телезрителям, чем интересна наша страна в кулинарном отношении

Александр Славуцкий
Труд
Для Сесиль Плеже, несмотря на ее французское имя, русская еда – родная. Фото предоставлены компанией ВГТРК

В новом сезоне популярной программы «Формула еды», стартовавшем на телеканале «Россия 1», обновился и состав ведущих: к доктору Сергею Агапкину, специалисту по йога-терапии и автору...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?