Главная Экономика 00:01 04 Июля 2025 3414
Почему автомобили не покупают, а склады затоварены

Судя по всему, поставщики китаемобилей в Россию слегка просчитались

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
На российском рынке - хаос из 130 китайских автобрендов и 800 моделей. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Высокая ключевая ставка, убивающая потребительские кредиты, высокие цены на автомобили, на которые давит еще и выросший до небес утильсбор, привели к падению продаж и затовариванию рынка. Лучше держать деньги на банковском депозите и ездить на старенькой иномарке, чем покупать новую машину, да еще китайскую. Примерно так нынче думает средний российский потребитель.

Не вполне комфортно чувствует себя и российский монополист «АвтоВАЗ», снижение продаж которого составило 20%. Хотя именно бюджетные автомобили в народе всегда были самыми популярными, но и тут теперь поговаривают о сокращении производства. Встают заводы, производящие грузовики и спецтехнику.

Китайские поставщики, которые с 2022 года активно наращивали свое присутствие в России, судя по всему, просчитались. Тысячи автомобилей Chery скопились на площадках вокруг бывшего завода Volkswagen в Калуге, где теперь собирают «китайцев». Аналогичная ситуация в Есипово: у бывшего завода Mercedes скопились внедорожники Exeed, чьи продажи упали на 70%. Затоваривание китайскими машинами наблюдалось и в конце 2023-го, и в конце 2024-го. Все думали, что проблема рассосется сама собой. Однако в нынешнем году стало ясно: желание производителей из Поднебесной сбыть явно не соответствует нашим возможностям купить.

Причин здесь множество. Главная — высокие цены на китайские авто, которые у нас в среднем вдвое выше, чем в КНР. Удвоением мы обязаны не столько алчности китайцев, сколько ввозным пошлинам и так называемому утильсбору, который по факту таковым не является, а представляет собой дополнительный платеж, призванный, по мысли правительства, заставить производителей инвестировать в Россию, локализовать производство. Потому как за 1,5 млн рублей, которые теперь прибавляются к цене некоторых китайских авто, можно утилизировать десяток вышедших в тираж иномарок.

Замысел правительства в отношении китайцев не сработал, за два года лишь единицы китайских автопроизводителей задумались о переносе производства в нашу страну, да и то речь идет о крупноузловой сборке. Виной тому не только санкции, которых боятся наши восточные партнеры, но и невысокий интерес к российскому рынку: он слишком мал для них.

Что такое 1,6 млн ежегодных потенциальных продаж авто в России для китайского автопрома, выдающего на-гора 30 млн машин? Они посчитали прибыль и риски при заходе на наш рынок и склонились к экспорту готовой продукции. А теперь и это под угрозой.

Ну и что получается? Раньше были понятные мерседесы и прочие ауди, тойоты с хондами, а также «корейцы». Теперь же на российском рынке хаос из 130 китайских автобрендов и 800 моделей (точно посчитать, боюсь, ни у кого не получится), большинство из которых мало знакомы российскому потребителю. Сами китайские производители, опять же за исключением единиц, не особенно и стремятся прекратить сумятицу, внятно позиционировать свои машины. Все сводится к словам: «самые-самые, воплощения мечты покупателя, вершина технологий». Но что за ними?

Неразбериху усугубляет изначально скептическое отношение россиян ко всему китайскому. Впрочем, потребительские свойства и качество товара порой и в самом деле не блещут. Неделю назад довелось услышать оценку от опытного мастера-приемщика в салоне известного дилера, который раньше продавал и обслуживал «немцев» и «японцев». Он охарактеризовал машины крупного китайского бренда, используя исключительно крепкие выражения. А к этому добавил, что приходится ждать запчасти от китайских поставщиков месяцами, есть трудности с каталогами и адаптацией машин под наш рынок. Сам я столкнулся с ржавчиной хромированных деталей кузова китаемобиля уже через полгода его эксплуатации и полтора месяца ждал их замены по гарантии.

Кстати, особенность китайских машин в том, что при двойной оцинковке кузова толщина защитного покрытия, включая краску, составляет около 0,2 мм, что в 3-4 раза меньше, чем имелось у западных и японских машин. Высокие технологии позволяют китайцам экономить на лакокрасочном покрытии, но для наших условий это не плюс, а минус: чуть задел — и голый металл налицо, а там и до ржавчины недалеко.

Китайская специфика накладывается на аппетиты российских дилеров, которые нервничают в условиях нестабильного рынка и непонятного маркетинга. Хотите заявить претензии по гарантии — будьте готовы заплатить 10-20 тысяч рублей за диагностику. А потом еще 20-30 тысяч за элементарное техническое обслуживание, без которого не будет заводской гарантии. Кстати, сроки между ТО обычно сокращены до 10 тысяч км пробега, что также не повышает доверия потребителей к китайским авто.

И вот при том, что ввоз машин из Поднебесной за пять месяцев упал почти вдвое, на складах остаются нераспроданными до 750 единиц товара. Не помогают даже серьезные скидки, на которые идут некоторые бренды. По данным агентства «Автостат», 77% проданных в 2025 году машин оказались «прошлогодними», а склады продолжают полниться неликвидом.

В Китае хоть и рынок, но с планово-социалистическим регулированием. Тамошние производители, привыкшие у себя вырабатывать стратегии и планы, переносят такой подход и на Россию, которую, как известно, умом не понять и аршином общим не измерить. А в результате продажные площадки забиты грузовиками и легковушками.

Захватить-то больше половины авторынка наши восточные партнеры захватили, но надо же еще стабильно продавать, а с этим проблемы. Если за пять месяцев прошлого года было продано 412 тысяч китайских авто, то через год этот показатель составил 280 тысяч. Падение на 32%! Китайские производители это, разумеется, прочувствовали и... сократили ввоз в нашу страну своей продукции более чем вдвое. А дальше что?

На минувшей неделе Ассоциация «Российские автомобильные автодилеры» (РоАД) совещалась с представителями Главного управления Центробанка по Центральному федеральному округу. Торговцы машинами из Москвы, Брянска, Калуги, Орла, Воронежа и других городов искали ответ на вопрос, что делать с падающим российским авторынком. Президент РоАД Алексей Подщеколдин по итогам разговора выразил надежду: «Нам удалось донести информацию о критическом положении дел в авторетейле, и нас услышали». Так ли это, узнаем очень скоро. Хотя, признаться, меня терзают смутные сомнения. Пока можно только с уверенностью предположить, что если наверху не учтут ситуацию, то нам действительно светит перспектива остаться один на один с продукцией «АвтоВАЗа». А это мы уже проходили.

Кстати, в Индии сейчас производится примерно столько же машин, сколько в Китае, и было бы логичным увидеть их в качестве конкурентов если не китаемобилям, то хотя бы «Искрам» и «Ладам». Но индийский автопром наш рынок в упор не видит. Ничего не слышно и о приходе иранцев, о которых еще недавно говорили как о возможной альтернативе.

Хотя чему тут удивляться? Эта ситуация не очень-то волнует чиновников: какая им разница, покупают или не покупают машины в России. Миллиардом отчислений в бюджет больше, миллиардом меньше: Однако в масштабах страны это уже привело к резкому старению автопарка: более 70% автомобилей, колесящих по нашим дорогам, старше 10 лет, а средний их возраст приближается к 16 годам. Старый конь, может быть, борозды не портит, но к автомобилям эта мудрость явно не подходит.

Чтобы преодолеть нынешнюю тенденцию, надо продавать ежегодно по 2,5 млн авто, то есть на миллион больше, чем сейчас. Но справится ли с этой задачей «АвтоВАЗ», который активно борется с китайской экспансией? Да и хватит ли денег у потребителя при нынешних ценах? Ведь за десяток лет машины подорожали как минимум втрое, но даже оптимисты не рискнут утверждать, что настолько же стали богаче граждане России. Параллельный импорт «немцев» и «японцев» не в счет, они сугубо для фанатов и толстосумов.

А ведь на авторынок давит еще и политика повышения штрафов, все новых требований к получению водительских прав, сокращение парковочных мест в городах и введение платы за них. Каршеринг также делает владение авто, независимо от страны-производителя, невыгодной роскошью. И что? Времена, когда автопробегом ударяли по бездорожью, уходят в Лету? Автомобиль теперь бьет по карману и заставляет искать альтернативу в виде общественного транспорта и иных средств передвижения. В масштабах Москвы или Питера это, может быть, еще возможно. Но как это скажется на связанности регионов России и вообще на ситуации в нашей необъятной стране? В то время когда Китай нагоняет по темпам автомобилизации Америку и поголовно пересаживается с двухколесных средств передвижения на четырехколесные, Россия опять идет своим путем. Вот только куда он нас заведет...

В России продолжают падать продажи легковых автомобилей, а строители заявляют о стагнации на рынке жилья. Граждане откладывают деньги в кубышку

Алекс Зверев
Труд
При этом, по данным Росстата, доходы россиян растут как на дрожжах. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Агентство «Автостат» сообщило о падении авторынка: в мае в стране было продано лишь 94 023 новые машины — против 99 408 продаж апреля. Одновременно вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о начинающейся...

С марта оно дорожает в розничной продаже, а с июня ценники подросли и в барах

Алекс Зверев
Труд
Пивовары кивают на выросшие акцизы. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России на радость любителям яичницы вдруг начали дешеветь куриные яйца, особенно в магазинах эконом-класса. Продавцы объясняют сей факт избытком товара и хорошими поставщиками. Зато с марта в розничной продаже дорожает пиво, а с июня ценники...

В Молдавии мороз – в России недовоз

Алекс Зверев
Труд
В апреле На Молдавию обрушились внеплановые сильные заморозки, побив урожай. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В Молдавии беда: Ассоциация экспортных производителей «Молдова Фрукт» сообщила о потере большей части нынешнего урожая после двух волн сильных заморозков в апреле и града в конце мая. По предварительным...

Пока Африка не допускает депопуляции гомо сапиенс, из-за чего население планеты таки растет, цивилизованный мир не желает размножаться

Надежда Гужева
Труд
Фото: FLPA/Wayne Hutchinson, globallookpress.com

Нобелевский лауреат Клаудия Голдин в своем недавнем исследовании «Младенцы и макроэкономика» нашла как минимум еще две причины, отчего это происходит. И, если следовать ее утверждениям, все, что предпринималось в России...

Помимо смерти и налогов, в жизни россиян неизбежно повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Александр Киденис
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, однажды сказал: «В жизни неизбежны две вещи — смерть и налоги». Сегодня у россиян появилась и третья: коммунальные платежи с их неизбежным...

У россиян появился новый крупный поставщик вина – Белоруссия

Алекс Зверев
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

По данным алкогольной компании Luding Group, в первом квартале 2025 года продажи белорусского игристого в российской рознице выросли более чем в 21 раз! Не подумайте плохого: это только спирт можно гнать из бульбы,...

Все решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на до 20% годовых. Об этом сообщила пресс-служба регулятора. «Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться. Притом что внутренний спрос...

Как не нарваться на подделку, если каждый десятый товар в России - фальсификат

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В России подделывают даже бутилированную воду. Фото: Ralph Kerpa/imagebroker.com, globallookpress.com

Такие данные приводятся в докладе Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. Эксперты ВШЭ отмечают, что уход зарубежных брендов, расширение параллельного импорта и дефицит прозрачных механизмов...

Как отметила глава Центробанка, они растут выше инфляции

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что обеспокоена ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) выше инфляции. Об этом сообщает ТАСС. «Действительно, тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут выше инфляции,...

С 1 июля повышены тарифы ЖКХ. Граждане, не падайте в обморок, все идет по плану…

Александр Киденис
Труд
ЖКХ - это бездонная бочка и черная дыра в одном, так сказать, флаконе. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, коммунальные бунты не за горами. Ростов-на-Дону подал пример: в воскресенье, 29 июня, здесь объявили областную акцию протеста против повышения тарифов на услуги ЖКХ и прошли митинги под лозунгом «Нет...

Талибы больше не террористы: можно с ними торговать, но нужно ли дружить?

Олег Шевцов
Труд
Фото: topntp26/Freepik/a>

Вопрос не зряшный. Движение «Талибан», которое долгое время считалось источником террористической угрозы для соседей, теперь де-юре легализовано в России. Путь к восстановлению сотрудничества с этой важной страной...

«У нас сейчас похолодание экономики, но за похолоданием всегда приходит лето», - сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов

Труд
Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России — Нам все равно, кто ведет переговоры, даже если это действующий глава режима. Но точка, подпись должна стоять легитимных властей. Антон Силуанов, министр финансов РФ — У нас...

Как отметил президент России, речь идет об открытом грабеже

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Запад постоянно говорит о намерении фактически украсть замороженные за рубежом российские активы. Об этом, как передает РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Кстати говоря, как все мы хорошо знаем, это не секрет, значительный...

Владельцам долгосрочных банковских вкладов грозит падение прибыли

Алекс Зверев
Труд
Прибыли эти можно назвать сумасшедшими. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Решение Банка России о снижении ключевой ставки до 20% годовых порадовало бизнес, но встревожило вкладчиков. А дальше — больше: уже в июле ждут продолжения падения стоимости российских денег, что грозит нынешним...

Бывший руководитель государственной корпорации обосновался в Израиле

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Бывший глава государственной корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, уехавший из России после начала специальной военной операции на Украине, в настоящий момент находится в Израиле. Об этом, как передает ТАСС, заявил представитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?