Главная Экономика 00:01 04 Июля 2025 5233
Почему автомобили не покупают, а склады затоварены

Судя по всему, поставщики китаемобилей в Россию слегка просчитались

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
На российском рынке - хаос из 130 китайских автобрендов и 800 моделей. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Высокая ключевая ставка, убивающая потребительские кредиты, высокие цены на автомобили, на которые давит еще и выросший до небес утильсбор, привели к падению продаж и затовариванию рынка. Лучше держать деньги на банковском депозите и ездить на старенькой иномарке, чем покупать новую машину, да еще китайскую. Примерно так нынче думает средний российский потребитель.

Не вполне комфортно чувствует себя и российский монополист «АвтоВАЗ», снижение продаж которого составило 20%. Хотя именно бюджетные автомобили в народе всегда были самыми популярными, но и тут теперь поговаривают о сокращении производства. Встают заводы, производящие грузовики и спецтехнику.

Китайские поставщики, которые с 2022 года активно наращивали свое присутствие в России, судя по всему, просчитались. Тысячи автомобилей Chery скопились на площадках вокруг бывшего завода Volkswagen в Калуге, где теперь собирают «китайцев». Аналогичная ситуация в Есипово: у бывшего завода Mercedes скопились внедорожники Exeed, чьи продажи упали на 70%. Затоваривание китайскими машинами наблюдалось и в конце 2023-го, и в конце 2024-го. Все думали, что проблема рассосется сама собой. Однако в нынешнем году стало ясно: желание производителей из Поднебесной сбыть явно не соответствует нашим возможностям купить.

Причин здесь множество. Главная — высокие цены на китайские авто, которые у нас в среднем вдвое выше, чем в КНР. Удвоением мы обязаны не столько алчности китайцев, сколько ввозным пошлинам и так называемому утильсбору, который по факту таковым не является, а представляет собой дополнительный платеж, призванный, по мысли правительства, заставить производителей инвестировать в Россию, локализовать производство. Потому как за 1,5 млн рублей, которые теперь прибавляются к цене некоторых китайских авто, можно утилизировать десяток вышедших в тираж иномарок.

Замысел правительства в отношении китайцев не сработал, за два года лишь единицы китайских автопроизводителей задумались о переносе производства в нашу страну, да и то речь идет о крупноузловой сборке. Виной тому не только санкции, которых боятся наши восточные партнеры, но и невысокий интерес к российскому рынку: он слишком мал для них.

Что такое 1,6 млн ежегодных потенциальных продаж авто в России для китайского автопрома, выдающего на-гора 30 млн машин? Они посчитали прибыль и риски при заходе на наш рынок и склонились к экспорту готовой продукции. А теперь и это под угрозой.

Ну и что получается? Раньше были понятные мерседесы и прочие ауди, тойоты с хондами, а также «корейцы». Теперь же на российском рынке хаос из 130 китайских автобрендов и 800 моделей (точно посчитать, боюсь, ни у кого не получится), большинство из которых мало знакомы российскому потребителю. Сами китайские производители, опять же за исключением единиц, не особенно и стремятся прекратить сумятицу, внятно позиционировать свои машины. Все сводится к словам: «самые-самые, воплощения мечты покупателя, вершина технологий». Но что за ними?

Неразбериху усугубляет изначально скептическое отношение россиян ко всему китайскому. Впрочем, потребительские свойства и качество товара порой и в самом деле не блещут. Неделю назад довелось услышать оценку от опытного мастера-приемщика в салоне известного дилера, который раньше продавал и обслуживал «немцев» и «японцев». Он охарактеризовал машины крупного китайского бренда, используя исключительно крепкие выражения. А к этому добавил, что приходится ждать запчасти от китайских поставщиков месяцами, есть трудности с каталогами и адаптацией машин под наш рынок. Сам я столкнулся с ржавчиной хромированных деталей кузова китаемобиля уже через полгода его эксплуатации и полтора месяца ждал их замены по гарантии.

Кстати, особенность китайских машин в том, что при двойной оцинковке кузова толщина защитного покрытия, включая краску, составляет около 0,2 мм, что в 3-4 раза меньше, чем имелось у западных и японских машин. Высокие технологии позволяют китайцам экономить на лакокрасочном покрытии, но для наших условий это не плюс, а минус: чуть задел — и голый металл налицо, а там и до ржавчины недалеко.

Китайская специфика накладывается на аппетиты российских дилеров, которые нервничают в условиях нестабильного рынка и непонятного маркетинга. Хотите заявить претензии по гарантии — будьте готовы заплатить 10-20 тысяч рублей за диагностику. А потом еще 20-30 тысяч за элементарное техническое обслуживание, без которого не будет заводской гарантии. Кстати, сроки между ТО обычно сокращены до 10 тысяч км пробега, что также не повышает доверия потребителей к китайским авто.

И вот при том, что ввоз машин из Поднебесной за пять месяцев упал почти вдвое, на складах остаются нераспроданными до 750 единиц товара. Не помогают даже серьезные скидки, на которые идут некоторые бренды. По данным агентства «Автостат», 77% проданных в 2025 году машин оказались «прошлогодними», а склады продолжают полниться неликвидом.

В Китае хоть и рынок, но с планово-социалистическим регулированием. Тамошние производители, привыкшие у себя вырабатывать стратегии и планы, переносят такой подход и на Россию, которую, как известно, умом не понять и аршином общим не измерить. А в результате продажные площадки забиты грузовиками и легковушками.

Захватить-то больше половины авторынка наши восточные партнеры захватили, но надо же еще стабильно продавать, а с этим проблемы. Если за пять месяцев прошлого года было продано 412 тысяч китайских авто, то через год этот показатель составил 280 тысяч. Падение на 32%! Китайские производители это, разумеется, прочувствовали и... сократили ввоз в нашу страну своей продукции более чем вдвое. А дальше что?

На минувшей неделе Ассоциация «Российские автомобильные автодилеры» (РоАД) совещалась с представителями Главного управления Центробанка по Центральному федеральному округу. Торговцы машинами из Москвы, Брянска, Калуги, Орла, Воронежа и других городов искали ответ на вопрос, что делать с падающим российским авторынком. Президент РоАД Алексей Подщеколдин по итогам разговора выразил надежду: «Нам удалось донести информацию о критическом положении дел в авторетейле, и нас услышали». Так ли это, узнаем очень скоро. Хотя, признаться, меня терзают смутные сомнения. Пока можно только с уверенностью предположить, что если наверху не учтут ситуацию, то нам действительно светит перспектива остаться один на один с продукцией «АвтоВАЗа». А это мы уже проходили.

Кстати, в Индии сейчас производится примерно столько же машин, сколько в Китае, и было бы логичным увидеть их в качестве конкурентов если не китаемобилям, то хотя бы «Искрам» и «Ладам». Но индийский автопром наш рынок в упор не видит. Ничего не слышно и о приходе иранцев, о которых еще недавно говорили как о возможной альтернативе.

Хотя чему тут удивляться? Эта ситуация не очень-то волнует чиновников: какая им разница, покупают или не покупают машины в России. Миллиардом отчислений в бюджет больше, миллиардом меньше: Однако в масштабах страны это уже привело к резкому старению автопарка: более 70% автомобилей, колесящих по нашим дорогам, старше 10 лет, а средний их возраст приближается к 16 годам. Старый конь, может быть, борозды не портит, но к автомобилям эта мудрость явно не подходит.

Чтобы преодолеть нынешнюю тенденцию, надо продавать ежегодно по 2,5 млн авто, то есть на миллион больше, чем сейчас. Но справится ли с этой задачей «АвтоВАЗ», который активно борется с китайской экспансией? Да и хватит ли денег у потребителя при нынешних ценах? Ведь за десяток лет машины подорожали как минимум втрое, но даже оптимисты не рискнут утверждать, что настолько же стали богаче граждане России. Параллельный импорт «немцев» и «японцев» не в счет, они сугубо для фанатов и толстосумов.

А ведь на авторынок давит еще и политика повышения штрафов, все новых требований к получению водительских прав, сокращение парковочных мест в городах и введение платы за них. Каршеринг также делает владение авто, независимо от страны-производителя, невыгодной роскошью. И что? Времена, когда автопробегом ударяли по бездорожью, уходят в Лету? Автомобиль теперь бьет по карману и заставляет искать альтернативу в виде общественного транспорта и иных средств передвижения. В масштабах Москвы или Питера это, может быть, еще возможно. Но как это скажется на связанности регионов России и вообще на ситуации в нашей необъятной стране? В то время когда Китай нагоняет по темпам автомобилизации Америку и поголовно пересаживается с двухколесных средств передвижения на четырехколесные, Россия опять идет своим путем. Вот только куда он нас заведет...

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5816
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5347
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4801
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?