Главная Экономика 00:01 09 Августа 2024 7038
Бес дорожный попутал

Почему богатая страна строит дешевые, но недолговечные автомагистрали

Александр Киденис
Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». Но увы – не срослось. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

«Автодорожная сеть в России деградирует», — прямо заявил министр транспорта Роман Старовойт на заседании комитета по развитию транспортной инфраструктуры Госдумы. И предложил не начинать новые большие стройки, пока не приведены в порядок уже существующие автомагистрали. А ведь не хватает и тех и других.

Между тем два года назад на совещании по вопросам дорожного строительства президент Владимир Путин потребовал привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети дорог страны (138 тысяч км ) в течение пяти лет, не останавливая нового строительства. «У нас есть все, чтобы вести строительство на высочайшем уровне, с соблюдением всех экологических норм, выполнять современные требования по качеству дорожного полотна и его долговечности, по безопасности дорожного движения», — подчеркнул тогда глава государства.

После чего вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал за пять лет построить и реконструировать более 4 тысяч км дорог, а еще 3 тысячи км расширить до четырех полос. Чуть раньше он заявил, что правительство рассчитывает привести в порядок 85% дорог в крупнейших агломерациях к 2023 году, а к 2024-му — еще и как минимум половину региональных дорог. А теперь взглянем на карту. Приемлемые показатели по части состояния дорог демонстрировали лишь пять регионов: Москва (97,6%), Ханты-Мансийский автономный округ (86,5%), Краснодарский край (84,6%), Челябинская область (83,1%) и Республика Ингушетия (81,6%). А у аутсайдера — Архангельской области — нормальных дорог оказалось лишь 13,3%, чуть больше километра из каждых десяти. Хотя у соседей в Вологодской области, почти таких же северян, их набралось 35,1%, у Карелии — 43,3%, у Коми — 51%.

Учтем: это показатель не обеспеченности регионов автодорогами, а лишь состояния уже имеющихся трактов, улиц и переулков. И в почти заполярном ХМАО за этим следят лучше, чем во многих благоприятных по климату регионах. Местный интернет-сайт автодорожных тендеров заполнен десятками победителей — это и акционерные общества, и ООО, и многочисленные индивидуальные предприниматели. Объемы работ тоже разные: от сотен тысяч рублей за устройство бетонного тротуара до десятков миллионов за ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия в целом поселке. Совокупно деньги уходят немалые: технологии используются дедовские, а материалы нередко экономят. Зато результат почти как в Москве. Впрочем, в Нижневартовске уже отремонтировали улицу Интернациональную по самой последней евротехнологии «георешетки», защищающей асфальт от высоких нагрузок, увеличивая срок его службы. Почему же в ХМАО все это получается, а у архангелогородцев не очень, особенно если сравнивать с Югрой?

Понятно, в нынешних условиях лесному краю по бюджетным доходам (и расходам!) невозможно соревноваться с нефтегазовым лидером страны. Но каковы могут быть долгосрочные перспективы у обделенного природными месторождениями населения? Надеяться, что геологи когда-нибудь найдут залежи углеводородов, железной руды, алмазов, или срочно сколачивать дедовские тротуары из сосновой доски? И куда деваться безлесным районам — например, Ставрополью или Калмыкии? Но главное: почему Германия, в отличие от Югры не добывающая ни нефти, ни газа, по строительству автобанов вдвое опережает Россию? А еще в этой стране совсем нет дорог-развалюх.

Впрочем, ответ известен: немецкие автодороги служат как минимум в пять раз дольше российских, их не нужно ремонтировать каждые два-три года и ежегодно «переасфальтировать», затрачивая гигантские силы и средства. Немцы на деле исповедуют старинный принцип рачительных хозяев: мы не так богаты, чтобы тратиться на дешевые, но недолговечные дороги.

Два года назад премьер Михаил Мишустин с гордостью сообщил о российском рекорде: в стране за 2022 год построено и отремонтировано более 22 тысяч км дорог. Через год — новое достижение. «Построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс, почти втрое больше, чем годом ранее», — доложил глава правительства.

Но почему-то в обоих победных рапортах в единую цифру были сведены два разных показателя: «построено» и «отремонтировано». И отсутствовал третий: сколько километров уже имеющихся российских дорог перешли за это время в категорию «убитых»? В статистике государственной программы ликвидации аварийного жилья делается именно так: сообщается, сколько за такой-то срок расселено развалюх — и сколько ветхого жилья тем временем перешло в стадию аварийного. Это помогает лучше видеть реальную ситуацию.

Сколько денег мы тратим на бесконечные ремонты больших и малых автодорог России, не знает никто, хотя при нынешней цифровизации всего и вся можно было бы уже подсчитать. Но представляется, что Германия и Америка давно бы разорились на этом бюджетном «бизнесе». Потому что, по директивам Минстроя, в России установлены следующие гарантийные сроки для различных слоев «пирога» строящихся дорог: для земляного полотна и слоев основания дороги — не менее восьми лет, а для верхнего слоя — в зависимости от интенсивности движения. Если по участку проезжает более 20 тысяч автомобилей в сутки, то гарантия — минимум два года. Минимум четыре года — при интенсивности движения от 10 тысяч до 20 тысяч автомобилей в сутки. А если еще меньше, можно обойтись щебеночными трактами. То есть о 30-летних автобанах можно не мечтать.

Приведем показательный пример. В июне власти Москвы заявили о масштабном ремонте асфальта на МКАД — одной из главных и лучших магистралей города. Хотя ее капитально и полностью за громадные деньги реконструируют с 2012 года и, казалось бы, должны были вот-вот закончить. Но теперь заммэра по вопросам благоустройства и ЖКХ Петр Бирюков рассказал: асфальт поменяют на 10 участках внутренней стороны и на 18 участках внешней стороны МКАД. А еще на восьми развязках: Боровской, Варшавской, Дмитровской, Калужской, Киевской, Ленинградской, Бутовской и Волоколамской.

Главные слова в этом рассказе — «поменяют асфальт». Хотя с 2006 года в столице все кому не лень экспериментируют с разными технологиями производства и укладки такого покрытия самой напряженной по грузопотоку столичной магистрали. По этой проблеме проводились десятки экспериментов, защищались диссертации, пресса еще полтора десятка лет назад гремела в литавры: «Московские ученые изобрели сверхпрочный асфальт для городских дорог!» Увы: шума было сначала много, потом поменьше, а толку мало до сих пор.

Тем временем в США знаменитые хайвеи строят исключительно из бетона, и эти дороги составляют свыше 60% американских автотрасс. Все просто: даже по документам цементобетонное полотно в США может служить 30 лет, на практике — до полувека. А наш Росавтодор признается, что «гарантийные сроки для верхнего слоя автодороги составляют для асфальтобетонного покрытия от двух до восьми лет, минимальный гарантийный срок для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — пять лет». Но после «гарантийного» износа верхнего покрытия или нижнего слоя дорога не закрывается на капремонт — она служит, пока не развалится. После чего возникают новые проекты с освоением новых бюджетных средств.

Недавно в прессе появилась информация, что по заказу Федерального дорожного агентства разработаны новые стандарты проектирования составов асфальтобетонных смесей с «высокими эксплуатационными характеристиками в зависимости от транспортных нагрузок и климатических условий на конкретном участке строительства». Значит, будем с новым энтузиазмом наступать на старые грабли. И если в государствах Европы цементобетонное покрытие имеют 13-40% автотрасс, в Китае — около 50%, то в России их всего 1300 км — в 92 раза меньше, чем в США. Хотя ведущие цементники уверяют, что стране не хватает лишь специализированной техники и квалифицированных кадров. Сейчас нет дефицита цементов — российские заводы загружены примерно наполовину, сообщают руководители ведущих предприятий отрасли. Предприятия приближены к участкам строительства дорог, цемент не придется возить за тысячи километров. Совершенствуется нормативная база по дорожным бетонам и цементам. Иная ситуация с асфальтом: битумные производства в стране высоко загружены, его стоимость неуклонно растет...

Россия тоже могла стать «страной автобанов и хайвеев». В 1970-е было решено освоить массовое строительство цементобетонных дорог, применяя инновационные машины со скользящей опалубкой на гусеничном ходу. Для этого из США привезли бетоноукладочные комплексы «Автогрейд». Но вскоре строительство таких магистралей начало сворачиваться. Выяснилось, что советские «бетонки» быстро выходят из строя из-за растрескавшихся температурных швов и раскрошившегося поверхностного слоя. Причина была в отсутствии пластифицирующих добавок и герметизирующих материалов. Сказалась и неопытность дорожников, из-за чего купить на грош пятаков не получилось. Вмешались и нефтяники, которым из-за тогдашней низкой глубины переработки добываемой нефти оказалось некуда девать громаду попутно получаемого битума. Сегодня все эти минусы былых времен легко преодолимы, и даже свободного битума на рынке нет, но куда девать целую «асфальтовую индустрию»?

Впрочем, соседняя Грузия объявила о переходе на современные дороги в 2006 году и очень быстро продвигается по этому «цементобетонному» пути. Может быть, у них поучиться?

Но четыре года назад правительством РФ была утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», где указано, что к 2030 году доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства должна составлять до 50%. Как и многие чудесные планы, этот тоже сдвигается к линии горизонта.

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6207
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3178
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?