Главная Экономика 00:18 10 Апреля 2020 1151
Авиацию просят крылья не складывать

Когда все это закончится, самолетам заново придется учиться летать

Галина Пономарева
Сейчас из 25 тысяч воздушных судов во всем мире 90% стоят на земле, убытки оцениваются миллиардами долларов. Фото: © Leonid Faerberg, globallookpress.com

Эпидемия лишила нас такой радости, как свобода передвижения. Приняты невиданные в истории меры социальной изоляции граждан: по домам сидят 3,5 млрд человек в 78 странах, или 43% населения Земли. Будем думать, что в обозримом будущем привычный образ жизни к нам вернется, мы снова станем путешествовать не только в онлайне. Но выживет ли к тому времени гражданская авиация? Сейчас эксперты озабочены последствиями беспрецедентного кризиса, поставившего отрасль на край пропасти. Как будут развиваться события?

Это не первый кризис, который переживает крылатая отрасль. Влияли на нее и нефтяное эмбарго 1973 года, и теракты 11 сентября 2001 года в США, и извержение вулкана с непроизносимым названием в Исландии в 2010-м. Да и после финансовых передряг 2008 года количество рейсов внутри Европы восстановилось до прежнего уровня только через восемь лет. Но нынешняя ситуация просто ужасна.

Сейчас из 25 тысяч воздушных судов во всем мире 90% стоят на земле, убытки оцениваются миллиардами долларов. По данным ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), треть перевозчиков готовы покинуть рынок. Никто не знает подлинных масштабов пандемии COVID-19 и сроков ее окончания. Бизнес действует (или уже бездействует) в условиях полной неопределенности.

Самый мягкий, «мечтательный» вариант предполагает, что пик эпидемии придется на апрель-май, перевозки начнут восстанавливаться в начале лета, а ближе к Новому году население все забудет, как страшный сон. «Консервативный» вариант с вероятностью в 50% сдвигает пик кризиса на конец лета — осень. В самом тяжелом случае грядет второй пик эпидемии, все затянется до 2021 года, а перевозки начнут оживать только к лету будущего года...

По оценке видного эксперта Рикардо Женова, только четверть мировых авиакомпаний способны продержаться два-три месяца без выручки, сохранив при этом флот и персонал. Остальные за это время окажутся на краю пропасти банкротства. В группе риска — экстремальные лоукостеры, получающие прибыль за счет большого объема перевозок по минимальным тарифам. Пока нет проблем у грузовых перевозчиков: им только добавилось работы. Китайские авиакомпании возят грузы в пассажирских салонах воздушных судов. Нет сомнений, что выживут крупные авиакомпании, произойдет концентрация рынка. Значит, исчезнет конкуренция, что всегда невыгодно потребителям.

Крис Терри, эксперт британского консалтингового агентства CTAIRA, считает, что спрос на перевозки в докризисном объеме едва ли восстановится даже к 2022 году. Прекратится выпуск воздушных гигантов Airbus A380 и Boeing 777. Самолеты станут дешевле. Стоимость лизинга снизится. Государствам придется поддерживать своих авиастроителей. Так, госбюджет США готов выделить отрасли 58 млрд долларов.

А чего ожидать российским авиакомпаниям? Пока только «Аэрофлоту» удалось подписать соглашение с «ВТБ Лизингом» о переносе на июль 2021 года платежей по 67 самолетам (около 20% всего авиапарка). Это первый прецедент отсрочки платежей на российском авиарынке. Иностранные владельцы самолетов и поставщики запчастей пока не готовы нести убытки из-за отложенных платежей. Их позиция: слабые должны уйти, выживает сильнейший, и нечего трясти деньги из государства, которому и так нелегко. Скорее всего, мелким авиакомпаниям, составляющим часть транспортной системы страны, придется вернуть арендованные воздушные суда и уйти в небытие. Позиции «Аэрофлота», занимающего сейчас свыше 40% рынка в стране, еще больше укрепятся в отсутствие конкурентов.

Последствия кризиса коснутся 67 млн авиаработников по всему миру. Сохранить персонал и избежать социальной напряженности — самая большая проблема компаний. Зарубежные перевозчики выплачивают часть зарплаты летному персоналу на время простоя — к примеру, в Греции это 800 долларов в месяц из бюджета страны. В России пока ограничились созданием горячей линии для работодателей. Юристы консультируют их, как мотивировать сотрудников в условиях удаленной работы. Что делать с летчиками, которые удаленно работать не могут, пока неясно. На этом фоне неожиданным стало решение продлить срок трудовых контрактов иностранным пилотам еще на пять лет, «чтобы не допустить возможного дефицита командиров воздушных судов».

Сейчас идея у авиакомпаний одна: выжить. Так считает Дмитрий Миргородский, партнер консалтинговой компании Concuros. Прекращение с 27 марта международных перевозок, дающих основную прибыль, плюс девальвация рубля, подешевевшего на треть, плюс постоянные расходы на аренду и обслуживание воздушных судов ежедневно добавляют убытков. «Возврат в прошлый век вследствие разрушения рынка — вполне реальный вариант ближайшего будущего», — заключает эксперт.

Что делать

Рецепты по спасению авиакомпаний мало чем отличаются от бесплатных советов, которыми сегодня «лечат» налево и направо всех утопающих. Вот они:

— в первую очередь — максимально сократить расходы. Оперативно анализировать ситуацию, своевременно принимать решения о приостановке деятельности;

— сохранить персонал путем максимально возможного перевода на удаленку;

— своевременно информировать о положении дел коллектив, клиентов, контрагентов и партнеров компании;

— планомерно работать с государственными органами по части минимизации налогообложения и получения субсидий. Лоббировать нужные для бизнеса решения со стороны регуляторов;

— контактировать с кредиторами и отвечать на запросы СМИ — все должны понимать, что и почему вы делаете, и быть уверенными в том, что их интересы учтены;

— иметь заранее подготовленный план деятельности в условиях переформатирования рынка по окончании кризисного периода.

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Может, с принятием прогрессивной налоговой шкалы Минфин наконец-то увидит давно очевидное?

Алекс Зверев
Труд
Между прочим, россияне владеют самым большим флотом суперъяхт в мире. Фото: Christian Charisius/dpa, globallookpress.com

«Следует продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы», — высказался на днях президент Владимир Путин. И тут же...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 3818
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 3043
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Рекордный уровень в 69 тысяч долларов был впервые достигнут 10 ноября 2021 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Стоимость биткоина впервые приблизилась к 70 тысячам долларов. Согласно данным торгов, цена криптовалюты достигла рекордного показателя. На крупнейшей по объему торгов криптовалютами бирже Binance биткоин дорожал на 0,94 процентоа за сутки...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Проектом распоряжения предусматривается распределение субсидий 88 регионам

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Правительство России одобрило выделение денег на проекты по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. «О выделении Минтруду России в 2024 году из резервного...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?