На просторах интернета гуляет видеоролик, на котором президент Белоруссии Александр Лукашенко сурово отчитывает своих министров на совещании правительства. Разговор идет на повышенных тонах. «Делайте так, чтобы людям было хорошо... Людям по х*ру на твой макроуровень... С 6 октября запрещается всякий рост цен. За-пре-ща-ет-ся!» — взывает глава братской республики с характерным нажимом на шипящие звуки. Естественно, такое выступление у многих пользователей вызвало восторг: именно так нужно сегодня разговаривать с чиновниками, так надо реагировать на рост цен, так защищать свой народ, только так их, чиновников и цены, можно обуздать! Но это все поэзия, а как быть с прозой?
Ведущие экономисты мира спорят, как лучше сдержать инфляцию и не задушить при этом экономический рост. Политики легко изобретают и сразу начинают претворять на практике доморощенные рецепты борьбы с вечным злом — обесценением покупательной способности национальных денег. Если коротко, инфляцией. Президент Турции Эрдоган как перчатки меняет глав Центрального банка, которые не справляются годами с гиперинфляцией лиры, достигшей сегодня 33% при учетной ставке в 42% годовых. Аргентина, которая по рецептам Милея стала ультралиберальной Меккой, также страдает от прироста цен в 33,6% за год. Зона евро удерживает инфляцию в среднем в 2,2%, но темпы роста ведущих экономик ЕС близки к стагнации. Без инфляции развития не существует, но зашкаливающий рост потребительских цен больно бьет по благосостоянию граждан. И где она, золотая середина?
И вот руководитель Белоруссии придумал, как сладить с воровкой-инфляцией. Надо всего лишь приказать ценам стоять на месте, не двигаться — под угрозой всевозможных кар и при всенародном одобрении. Вопрос один: это поможет? Раздосадованный цифрами Александр Григорьевич наехал на министров, так и не сумевших обеспечить «справедливое ценообразование во всех сегментах рынка по широкому спектру продукции», за недостаточный контроль и активность. Он лично подал пример, как надо действовать в интересах народа.
И поводы для такого грубого вмешательства в столь тонкую материю у него имеются. «Несмотря на господдержку сельхозпроизводителей, дешевые кредиты для перерабатывающих предприятий, льготные условия для размещения торговых объектов, молоко, хлеб, мясо, крупы и другая социально значимая продукция продолжают дорожать каждый месяц», — возмутился глава государства. Батька заверил сограждан, что в стране не будет товарного дефицита, а на прилавках останется качественная продукция в широком ассортименте.
Ну а если экономика не испугается запрета президента, то, очевидно, придется показательно наказывать спекулянтов и саботажников. Кто не спрятался, я не виноват! Александр Григорьевич потребовал жестко разобраться со спекулянтами, которые накрутили цены на отечественные товары, прикрывшись удорожанием импорта. Отдельное внимание главы государства привлекла проблема «недобросовестного посредничества». «Комитет госконтроля докладывает: есть факты, когда яблоки, лук, свеклу и капусту, выращенные нашими сельхозпредприятиями, бюджетники закупали у посредника с наценкой под 300%! Четко должно быть прописано: посредничества быть вообще не должно», — приговорил белорусский лидер.
Вообще-то, несмотря на столь острую критику президента, макроэкономическое положение республики, тесно связанной с Россией (50% торговли), стабильно и вполне благополучно. По данным Евразийского банка развития (ЕАБР) за сентябрь, золотовалютные резервы РБ впервые превысили 12,4 млрд долларов и растут уже девятый месяц подряд, а с начала года поднялись почти на 3,5 млрд. Резервные активы в иностранной валюте тоже заметно выросли, как и стоимость золота в структуре резервов. Белорусский рубль стабилен.
Председатель правления Нацбанка Белоруссии Роман Головченко заявил в сентябре, что НБ продолжит придерживаться цели по инфляции не более 5%, но «в текущем и следующем годах рост потребительских цен может превысить целевой прогноз», то есть выйти за 7%. "Текущий уровень инфляции на три четверти обусловлен удорожанием 20 укрупненных позиций. Прежде всего это мясо, мясопродукты, молочные продукты, плодоовощная продукция, кофе, кондитерка, общественное питание«,- признал глава Нацбанка. Одной монетарной политикой ЦБ цены не сдержать — нужно инвестировать в повышение производительности во всех отраслях. Или достаточно просто приказать ценам не расти?
Для сравнения можно посмотреть на другие страны ЕАЭС, так же тесно связанные с Россией. Годовая инфляция в Казахстане ускорилась в августе до 12,2%, главным образом за счет подорожания продуктов и услуг из-за внешнего давления и повышения тарифов на «коммуналку». Экономика Казахстана ускорит свой рост до 5,5% с опорой на масштабную государственную поддержку инвестиционных проектов. Инфляция в Узбекистане к концу года вый-дет на 8,1% при темпах роста экономики в 6,5%. Главным фактором роста цен остаются услуги ЖКХ. Прогноз роста для Киргизии также повышен аж до 10,3%, что обеспечили высокие цены на экспортируемое золото, активные расходы населения и инвестиции. Инфляция ожидается на уровне 7,3%, как у белорусов. Кстати, сельское хозяйство в Средней Азии устойчивое и конкурентное.
Инфляция в странах Центральной Азии остается высокой, что их руководство вообще не беспокоит, так как темпы роста все компенсируют, а уровень жизни растет. Самая низкая инфляция (завидуйте!) — 3,3% — у Таджикистана при темпах роста в 8,4%. А вот главная экономика ЕАЭС — российская тормозит на фоне СВО, но не останавливается. Рост экономики России, по данным ЕАБР, замедлится до 2% из-за охлаждения внутреннего спроса на фоне длительного периода высоких процентных ставок. Инфляцию ЦБ догонит до 7,5%, но рубль ослабеет к концу 2025 года до 95 рублей за доллар. Высокие ставки укрепляют национальную валюту, а дешевеющая нефть и сокращение экспорта сократят приток инвалюты в страну под санкциями.
Естественно, что замедление локомотива ЕАЭС — России сказывается и на рынках стран — членов объединения. Впрочем, республики Закавказья, Средней Азии и Белоруссия даже ускорились в своем развитии с 2022 года, став шлюзом выхода на мировой рынок для российской торговли и сохранив свою инвестиционную привлекательность. Прогноз ЕАБР по росту экономики Белоруссии улучшен до 3%, что на фоне ЕС и ЕАЭС очень прилично. Однако инфляция ускорилась до 7,7% из-за роста внутреннего спроса, влияния повышенной инфляции в России и: постепенного ослабления госконтроля над ценами. В 2025-м еще и инфляционные ожидания населения Белоруссии резко возросли, и это сказалось на предсказуемости цен, ведь бизнес вынужден закладывать в цены будущий рост издержек, усиливая внутреннее давление на стоимость товаров и услуг. Вот тут-то Александр Григорьевич и не сдержался.
К сожалению, в приказном порядке цены не заморозить. Многие пробовали еще в СССР, но заканчивалось всегда одним — товарным дефицитом. Антимонопольный контроль рынка нужен, но основа сельского хозяйства Белоруссии — малые и средние хозяйства, конкуренция которых сама должна гасить цены и оптимизировать издержки, если рыночные механизмы работают. Если же директивным порядком загнать их под потолок прейскуранта, то они либо разорятся и уйдут с рынка, либо начнут снижать качество продукции за счет урезания зарплат, удешевления сырья и отказа от обновления оборудования. Дотация социально значимых видов продуктов — мера целевая, а не стимул роста. Хотя нерегулируемый рынок тоже не панацея, но без рыночных механизмов и инициативы частников наполнить разнообразную продуктовую корзину нельзя.
Это вроде бы аксиома, но то и дело требующая доказательств на живых людях.

