Ключевой задачей экономической повестки должен стать выход на ежегодный прирост инвестиций как минимум на 5%, заявил на совещании по экономике президент РФ Владимир Путин. «А лучше 5-7%, чтобы уже в следующем году обеспечить темпы экономического роста выше мировых. Рассчитываю здесь на совместную партнерскую работу правительства Российской Федерации и Банка России», - приводит слова Путина сайт Кремля. Устойчивость бюджетной системы важна, но этого недостаточно для роста, подчеркнул глава государства. Также для повышения результативности необходимо скоординировать работу Центробанка и правительства, отметил президент.
В январе Путин пообещал взяться за повышение реальных доходов населения. По его словам, экономика выросла почти вдвое, но реальные доходы остались на месте.
В дни Давосского форума о поддержке отечественных проектов говорил Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Фонд будет вкладывать не только в иностранные инвестиции, но и в российские проекты. Дмитриев рассказал и о создании «особого инфраструктурного фонда». За три года он соберёт до 600 млрд бюджетных денег. Государство ставит на инвестиции «с барского плеча»: стоит ли удивляться назначению вице-премьером давнего сторонника рывка за счёт госсредств Андрея Белоусова?
Доверие и климат, где вы?
«Наверное, это возможно. Задача разогнаться до 7% роста инвестиций звучит не первый раз. Но реальный драйвер экономики – частный сектор, - не спешит вкладывать деньги. Это не вражеские происки, а неэффективная политика властей, не очень удачный бизнес-климат», - сказал порталу TRUD.RU директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Серьёзные инвестиции не выстрелят за счёт государства, уверен он. «Ну, десятую часть государство даст. Две десятых – госкомпании. А остальное должен вложить частный бизнес. Но как напоить верблюда насильно?», - задаётся вопросом эксперт. То, что представляется важным бизнесу, игнорируют чиновники. В судах по-прежнему телефонное «право», а руки силовиков развязаны. Институты не функционируют нормально, продолжается конфронтация с крупнейшими западными экономиками. Скептически смотрит Буклемишев и на новый состав кабинета министров. «Речь не о смене некоторых лиц. Главное изменить курс корабля», - заметил эксперт. Вряд ли государство ещё больше поглотит российскую экономику: дальше просто некуда. Но даже существующая эффективность продолжит падать, прогнозирует он.
Цифры взяты с потолка, сказал TRUD.RU доктор экономических наук Никита Кричевский. «Инвестиции – не армейский приказ. Они зависят от многого, и прежде всего, от уровня доверия бизнеса к государству», - заметил экономист. Бизнес (и особенно крупные госпредприятия) не понимает, что дальше. Поэтому предпочитает не вкладывать средства в национальные проекты. Зато на счетах уже около 15 трлн рублей. «Путин должен был сказать: мы предлагаем такие-то условия. Льготы, снижение ставки рефинансирования, вливания в инфраструктуру и так далее. Но ничего конкретного», - сказал Кричевский. Что бы ни говорила Набиуллина о роли частного сектора, Центробанк открыто упирает на госинвестиции. «С чего те же олигархи начнут вкладывать деньги? Бизнес понимает, что ключевая ставка высока», - рассуждает эксперт. Долгосрочных иностранных инвестиций в нашу экономику пока ждать не приходится: санкции всё ещё в силе, напомнил Кричевский.
Структура инвестиций и качество инвестиционного процесса совершенно не соответствуют реальным потребностям роста российской экономики, считает экономист Алексей Ведев. По его данным, реальное сокращение инвестиций в основной капитал началось ещё в 2013 году, а максимальный спад превысил 14% вместо официально заявленных 11,4%. 2018 год завершился со спадом 6,8%, а не со значением 3,4%. По мнению Ведева, архитекторы концепции нацпроектов не осознают не осознают последствий «обвального снижения доли инвестиций в оборудование в составе инвестиций в основной капитал» (цит. Forbes).
Указывает Ведев и на серьёзный дисбаланс в инвестировании. Так, в большинстве обрабатывающих производств, в информатике и связи расходы на оборудование составляют от 60 до 95% всех инвестиций, в аграрном и финансовом секторах и добыче (кроме углеводородов) – более 40%. Несмотря на ослабление рубля, импортозамещение оборудования состоялось лишь частично, пишет экономист.
Новый консенсус элит?
Экзотическую версию предложил в телеграм-канале экономист Михаил Хазин. Запустить инвестиционный цикл можно только за счёт рублёвого инвестиционного ресурса, который запретил МВФ, пишет в эксперт. «И откуда взял 5-7%? Из моих текстов, посвященных политике ЦБ, из которых следует, что это нормальные темпы роста, которые могут быть обеспечены на несколько десятилетий, если начать повышать монетизацию экономики?», - спрашивает эксперт. По его мнению, Путин, наконец, осмелел и «сломал либеральный консенсус» элит, дал «конкретное задание» повысить темпы инвестиций до 7%. Президент хотел бы участия Центробанка в этом процессе, одно правительство не справится. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, считает Хазин, и пальцем не пошевелит из-за оглядки на МВФ. Впрочем, не готовых обеспечивать должный уровень рублёвых инвестиций ждут аппаратные чистки, пытается расшифровывать сигналы президента экономист.
Мучительные роды
На днях представители естественных монополий (РЖД, «Газпром», «Ростелеком» и другие) раскритиковали законопроект о защите капиталовложений. Первое чтение документ прошёл в декабре 2019 года. Монополистам не понравилось то, льготы для инвесторов начнут действовать лишь спустя 3 года после старта сделки. Государство и госкомпании смогут самостоятельно объявлять о инвестпроектах и привлекать в них вкладчиков. Нет в проекте и условий отказа от участия в инвестировании. А введение постоянных тарифов грозят убытками для компаний.
До этого глава правительства Михаил Мишустин пообещал в скорейшие сроки доработать законопроект.
Напомним, документ предусматривает два инвестиционных режима: общий и проектный. Первый устанавливает отсрочку на три года для вступления любых норм, способных ухудшить инвестиционный климат. Проектный режим касается крупных инвестпроектов и гарантирует постоянные налоговые условия на период от 6 до 20 лет и устанавливает порядок лицензирования и пользования территорий.