С недавних пор у кредитных организаций стало больше причин блокировать счета граждан. Так, клиенту нужно быть готовым отчитаться на что он потратил деньги со счёта и как заработал на вклад. В противном случае средства заморозят. На подобное поведение «Сбербанка» и МКБ пожаловались прессе их клиенты.
Вот пример: клиент собирался вывести через «Сбербанк» накопленную в другом банке сумму. Через неделю после снятия денег «Сбербанк» заблокировал счёт и потребовал объяснить происхождение средств и рассказать на что они потрачены. Когда человек принёс документы, банк пообещал вынести вердикт через долгих три недели.
Другой случай. Человек перевёл в МКБ деньги. Банк потребовал объяснить их происхождение и предоставить выписки из предыдущего банка, а также запросил письменный отчёт о дальнейших тратах.
Согласно «антиотмывочному» закону банки блокируют счета за подозрительные операции вроде частых крупных переводов. Однако до недавних пор вклады настолько не волновали кредитные организации.
Так называемый «антиотмывочный закон» №115 приняли в 2001 году, а в полную силу он заработал в 2012-м. Документ призван не допустить легализации доходов, полученных с нарушением законов. На банки возложена обязанность пристально отслеживать операции клиентов. Центробанк выпустил массу рекомендаций с описаниями «необычных» сделок. Попытки держать под контролем все денежные потоки выходят гражданам и бизнесу боком, а свежие примеры только подтверждают: кто-то перегнул палку. Согласно букве 115-го закона, любая выдача налички клиенту формально может оказаться чуть ли не попыткой финансировать терроризм. Подозрительны для регуляторов и другие операции: например, поступление сумм из разных источников на одну карточку. Никого не волнует, что человек открыл сбор средств на лечение своей бабушки: сначала заблокируем, потом будем разбираться. Терроризм же!
К сожалению для клиентов, в банках не спешат раскрывать критерии подозрительности операций. Согласно закону, кредитная организация обязана проверять операции превышающие 600 тысяч рублей, на практике банки интересуются и куда менее крупными суммами. Основания для разблокирования денег всегда индивидуальны: от общения с сотрудником банка по телефону до предоставления договоров об оказании услуг.
…а они и лоб расшибут
По словам замглавы Росфинмониторинга Павла Ливадного, банки вправе проверять клиентов по самым широким основаниям. Если клиенту что-то не нравится, он может обратиться в специальную комиссию из представителей Центробанка и Росфинмониторинга либо в суд.
Поддержала массовые проверки клиентов юрист межрегиональной коллегии "Закон и человек" Лидия Игнатова. «Подобные случаи были, когда клиенты открывали вклады, никаких вопросов не задавалось со стороны банков. Но когда планировалось снятие, банк мог задать вопрос об источнике дохода и заблокировать счет», — цитирует эксперта канал «РЕН-тв».
Меры банков опираются на закон, пускай и подрывают доверие к финансовой системе, отметил зампредправления Локо Банка Андрей Люшин. «Такие блокировки — это, наоборот, большой шаг в борьбе с незаконным денежным оборотом, который является «ахиллесовой пятой» всей российской экономики», - цитирует специалиста Regnum.
За последние годы блокировками счетов мало кого удивишь: непродуманные запросы Росфинмониторинга и Центробанка открывают кредитным организациям простор для злоупотреблений, говорит председатель комитета ТПП по финансовым рынкам Владимир Гамза.
Банки работают с перекосами, поскольку боятся потерять лицензии на работу, директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Звучали предложения смягчить пресловутый 115-й закон и ограничить право банков вести чёрные списки организаций или предпринимателей. Попадание в чёрные списки обрекает бизнес на смерть, подчеркнул эксперт.
«Если у банка есть вопросы о легитимности денежных средств, то он должен задать все вопросы на входе, а не когда клиент хочет потратить эти деньги. На этапе, когда клиент тратит, это что-то новое. Такого нет нигде в мировой банковской практике», - цитирует гендиректора компании "Ева-бета" Сергея Григоряна Nation News. Он допустил, что в единичных случаях банки могут озаботиться выявлением источников старых счетов.
Пока не существует прямой нормы закона, предусматривающей доказательства «чистоты» денег при открытии вклада, напомнил член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутат от «Справедливой Россия» Олег Николаев. По его мнению, переполох возник после обсуждений контролирующих органов по поводу сомнительных операций. Банки «взяли под козырёк» и «побежали впереди паровоза». Между тем, 30 мая во время выступления в Думе главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной депуаты и руководитель регулятора договорились нивелировать риск для бизнеса в случае обновления требований к сомнительным операциям.
В апреле Минфин предложил блокировать счета клиентов только по двум основаниям. Первое – подозрения регулятора в незаконных операциях возникли не один раз за год; второе – банк должен предъявить реальные доказательства нарушения закона при транзакциях.
