Свежие соцопросы свидетельствуют: материальное берет верх над духовным. И это не лирика. Вот цифры: улучшить свое финансовое положение в наступившем году планируют 58% респондентов. Здоровье и спорт на втором месте (39%). Духовное же развитие в качестве жизненной цели назвали только 19%. Неужели деньги стали смыслом и мерилом успеха?
Анатолий Вассерман, депутат Госдумы
— Напомню анекдот: все жалуются на нехватку денег, но никто не жалуется на нехватку ума. Вывод: мы все в большинстве своем умные и бедные. А вообще-то о духовном развитии не принято рассуждать вслух, предполагается, что это твое личное, интимное дело. Тут, мне кажется, вопрос не в том, чего людям не хватает, а в том, на нехватку чего жаловаться не принято.
Владимир Вигилянский, протоиерей, настоятель храма мученицы Татианы
— Деньги — это символ, и он по-разному представляется людям. Некоторым деньги видятся как главная цель, достижение которой открывает все врата. Но это, конечно, не так, и жизнь дает нам возможность в этом убедиться. Для других деньги важны как возможность помочь ближнему, воспитать и вылечить детей, вернуть долги. Впрочем, надо признать: все заметнее смещение ценностей к капиталам. Это меняет психологию. Недаром говорят: человек стал богатым — и преобразился, часто не в лучшую сторону. Не все могут справиться с духовным испытанием, которое насылают большие деньги. Некоторые из-за них готовы разрушить семьи и целые государства. Богатством соблазнял Христа дьявол. А Христос сказал: не хлебом единым жив человек. Материальное мы не возьмем в вечную жизнь. Хорошо богатеть делами, делая добро, даря любовь и милосердие.
Никита Масленников, экономист
— Кончились праздники, люди пошли в магазины и увидели ценники. Надо больше платить за проезд и ЖКХ, продукты и лекарства. Тут сама жизнь наталкивает на мысли о материальном, причем на мысли тревожные. По декабрьскому опросу ФОМа, лишь 25% респондентов ожидают улучшения материального положения, а 43% в этом плане не ждут ничего хорошего. Понятно, если государство повышает налоги и сборы тут и там, значит, казна пустеет. Да и все, что происходит вокруг России, оптимизма не добавляет. Так что нынешние итоги социологических замеров меня не удивляют.
Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов
— Цифры говорят о снижении уровня жизни большинства. Если нет стабильности, едва ли мысли о материальном уйдут на второй план. А какая за окном стабильность? Продолжается конфликт на Украине. И лишь с его завершением можно ждать реального, а не выдуманного роста экономики, проведения давно назревших реформ. Судя по опросу, большинство россиян хотели бы улучшить свое материальное положение. Удачи им! Но не знаю, получится ли это в обозримом будущем.
Игорь Николаев, доктор экономических наук
— Материальная составляющая важнее, и в этом есть суровая логика. Были бы деньги, а там можно заботиться о духе. Если не на что купить еды и нечем оплатить «коммуналку», то, извините, не до духовных ценностей. Цены растут, инфляция бьет по карману. Далеко не у всех зарплаты индексируются, а пенсии не поспевают за ростом цен. Опрос свидетельствует о снижении реальных доходов. А экономика не становится здоровее.
