Главная Культура 00:24 13 Октября 2023 3669
«Я оптимист, но не настолько»

К 90-летию со дня рождения Марка Захарова

Любовь Лебедина, театральный критик
Захаровская формула успеха так и осталась неразгаданной. Фото: Александр Стернин/Russian Look, globallookpress.com

Фразу, вынесенную в заголовок, Марк Захаров произнес в свои 85, когда за плечами был огромный путь — розы и шипы, бесконечная борьба с цензурой и три государственных премии. В течение 46 лет, с 1973-го по 2019-й, он строил свой «Ленком», считавшийся в ту пору самым популярным театром страны, а снятые Марком Анатольевичем фильмы разошлись на цитаты, превратив занятых в них актеров в любимцев публики.

Мои дружеские отношения с Марком Анатольевичем складывались постепенно, от одной премьеры к другой, в ходе откровенных бесед в его овальном кабинете. Нарушить негласный уговор об их абсолютной приватности было немыслимо. Если бы я допустила это, Захаров не стал бы отвечать на мои звонки или перезванивать. Эта обязательность бесконечно загруженного репетициями и прочими неотложными делами Захарова поражала — в моей практике ею не обладал ни один из его коллег. Удивительная по нынешним временам культура уважения к человеку...

Он появился на свет в семье военного, объявленного уже через год после рождения сына шпионом и врагом народа. Ребенком Маркуша вместе с мамой и бабушкой отправились в места, не обозначенные на карте, чтобы поддержать главу семейства. Только в 1943 году они вернулись в Москву. Мама, мечтавшая стать актрисой, устроилась в Дом пионеров вести драматический кружок. Семья считала каждую копейку. Но о трагедии, случившейся с отцом, в доме не упоминали...

У меня тоже не хватило духа спросить о некоторых деталях биографии режиссера. В частности, почему Захаров сжег партбилет, о чем в начале 90-х трубила пресса. Постепенно узнавая Марка Анатольевича, я поняла: то был не просто эффектный жест в угоду политической конъюнктуре, а нечто личное — желание быть свободным от любой системы и внешних обстоятельств.

Притом он ставил «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского и «В списках не значился» Бориса Васильева о героях Брестской крепости со студентом ГИТИСа Александром Абдуловым в роли лейтенанта Плужникова. В этих произведениях, считал он, отражалась история страны и дух русского народа.

Придя в «Ленком» в 1973-м, одинаково далеком и от безвозвратно канувшей оттепели, и от еще не брезжившей перестройки, Захаров поставил дело так, что каждый актер должен был принести на сцену свое понимание правды и поступков героев. Это было нечто отличное от традиционного психологического театра. Игровая стихия втягивала исполнителей в стремительный водоворот действия, заставляла двигаться, взлетать над бездной и падать, кричать и молиться, вовлекая зрителей в мощное энергетическое поле. Как бы шутя или извиняясь, Марк Анатольевич упоминал о своей повышенной энергетике. А между тем то был его фирменный почерк, делавший каждый спектакль сгустком эмоций.

Сегодня мало кто помнит постановку «Доходное место» по пьесе Александра Островского в Театре Сатиры, быстро снятую с репертуара чиновниками от культуры, с чьей точки зрения Жадов Андрея Миронова выглядел опасным смутьяном. И хотя Захаров не принял предложение худрука Валентина Плучека влиться в коллектив «сатириков», дружба с Андрюшей и его товарищем по труппе Александром Ширвиндтом продолжалась всю жизнь. И какая дружба! Однажды 8 марта, в день рождения Миронова, друзья презентовали ему: батарею, поскольку тот постоянно мерз.

Куда более серьезным подарком оказалась роль Остапа Бендера в захаровском фильме «12 стульев», явившем нам артиста во всем блеске.

Вдобавок к таланту отличного рисовальщика и карикатуриста Захаров обладал даром по глазам актера определять его способность сыграть ту или иную роль. Так, наблюдая за лукавым прищуром Евгения Леонова, часто называвшего сурового мэтра Маркушей, Захаров пришел к убеждению, что нашел Тевье-молочника для «Поминальной молитвы». В леоновском персонаже обнаружилась такая смесь комического и трагического, что режиссер не побоялся пойти поперек старинного театрального завета о невозможности переиграть ребенка и животное — выпустил на сцену живую лошадь, развозившую молоко для бедных сельчан.

Классика стала коньком в режиссуре Захарова. Хотя со своими единомышленниками он мог позволить себе все, от гоголевской «Женитьбы» до рок-оперы «Юнона» и «Авось». С 1981-го прошло более 40 лет, но пронзительная баллада и поныне заставляет зрителей воспарять к вершинам любви и духа. Неслучайно во время сбора накануне очередного сезона актеры по традиции поют «Аллилуйю любви» Вознесенского — Рыбникова, ставшую неофициальным гимном коллектива.

А сколько бы раз ни показывали по ТВ «Обыкновенное чудо» с волшебными преображениями ленкомовских актеров и «Тот самый Мюнхгаузен» с Олегом Янковским в заглавной роли, я всегда вспоминаю рассказ Олега Ивановича о том, какие заповеди он получил от Марка Захарова, переезжая из Саратова в Москву. За дословность не ручаюсь, но смысл такой. Первая — ни с кем не ругаться. Вторая — ничего не требовать, сами придут и все дадут (это, понятно, позаимствовано у булгаковского Воланда). Третье — принадлежать всем, но конкретно никому. Даже поставленному над тобой режиссеру (последнее особенно любопытно в устах режиссера, которого в «Ленкоме» за крутость между собой называли Мраком Анатольевичем).

:Двухтысячные годы превратились для него в испытания. Ушли в мир иной жена, с которой прожиты 58 лет, Николай Караченцов, Олег Янковский, Александр Абдулов, державшие на плечах весь репертуар. Надо было заниматься вводами новых актеров, а сил уже не хватало. Но тлела мечта о завершении задуманного «Капкана». Не получилось — спектакль выпало доделывать уже дочери, Александре Захаровой, как и следовало ожидать, после смерти отца ушедшей (задвинутой?) в тень.

Захаровская формула успеха так и осталась неразгаданной. Но, как сказал Александр Ширвиндт, опровергая то самое «Я оптимист, но не настолько», — ему, освещавшему людские души непреложной верой в лучшее, надо было еще при жизни поставить памятник. Стал ли таковым «Ленком», соблюдаются ли в нем захаровские заповеди? Однозначного ответа нет. Но одно точно справедливо: театр теперь носит имя Марка Захарова.

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 8433
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Зачем НТВ возил в Донецк и Горловку завсегдатая наших ток-шоу американца Майкла Бома?

Сергей Беднов
Труд
Даже представляя своего героя непосвященным, авторы этой затеи навели тень на плетень

Поездки в зону проведения СВО участников «голой вечеринки» и прочей попсы сыграли дурную шутку. Теперь публично заявить: «Я ездил в Донбасс!» считается некорректным. А сейчас — внимание!...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Isai Hernandez, globallookpress.com

Слабый пол способен на очень сильные поступки, и мы, мужчины, знаем о том не понаслышке. Кто из нас не готов признаться себе: вроде бы я не подкаблучник, но почему-то всегда выходит не по-моему?...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Чем постановщик «Войны и мира» не угодил активистам?

Любовь Лебедина, театральный критик
Труд
Фото: © Genrietta Peryan, globallookpress.com

В Театре имени Вахтангова исчез с афиши творческий вечер памяти Римаса Туминаса — художественного руководителя коллектива с 2007 по 2022 год, первоначально назначенный на 4 июня. В программе...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?