Главная Экономика 00:02 13 Ноября 2020 5310
Любой каприз за наши деньги

Один километр Центральной кольцевой автодороги стоит миллиард рублей. И это не предел

Алекс Зверев
Фото: Moscow-Live.ru

Вчера, 12 ноября, в Подмосковье сдан в эксплуатацию 106-километровый участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) ценой по миллиарду рублей за каждый километр. Эта дорога стала одной из самых дорогих автомагистралей мира. Не считая России, где уже строят и подороже.

Но сначала порадуемся итоговому результату работы строителей. Потому что Третий участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-3) построен супердорого, но хорошо. Он связал трассы М7 «Волга» и М11 «Нева» в обход столицы через Солнечногорский, Дмитровский, Пушкинский, Щелковский и Ногинский районы и стал частью международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Магистраль четырехполосная и скоростная, после обкатки она получит знак, разрешающий скорость 140 км/ч, время в пути — один час вместо сегодняшних трех-четырех. Она сооружалась и будет эксплуатироваться как самая технологичная автомагистраль России — с интеллектуальными системами управления движением (включая безбарьерное взимание платы) и даже возможностью движения беспилотных автомобилей, когда они появятся на наших просторах.

Но теперь в эту бочку меда добавим ведро дегтя — строчку из доклада Минтранса, обнародованного в декабре 2018 года. Там сообщалось: средняя стоимость строительства автодороги в стране в однополосном исполнении составляет около 19 млн рублей, а стоимость строительства четырехполосной магистрали категории 1А (бессветофорная и без пересечения потоков на одном уровне), какой является ЦКАД-3, по методике ведомства не должна превышать 156 млн рублей за километр.

В отечественной прессе уже приводились сравнения ЦКАД-3 с лучшими мировыми образцами. Например, в Норвегии знаменитый 24,5-километровый Лердальский тоннель, соединяющий Осло с Бергеном, обошелся в 7 млн долларов за 1 км, что почти вдвое дешевле километра российского ЦКАД-3. А ведь норвежская дорога проложена сквозь горы высотой до 1800 метров и являет собой произведение искусства благодаря трем искусственным пещерам (гротам), делящим тоннель на четыре примерно одинаковые секции. Их придумали для снятия у водителей напряжения, возникающего при длительном движении в однообразных условиях, а также для того, чтобы дать им возможность отдохнуть. Помимо трех больших пещер через каждые 500 метров есть аварийные ниши. И, естественно, тоннель оснащен всеми современными интеллектуальными системами. А стоил вдвое дешевле!

А в Америке совсем недавно 27-километровый хайвей (шесть полос) в штате Вашингтон, похожий на российский ЦКАД-3, но считающийся одной из самых широких дорог в мире, обошелся налогоплательщикам в 8,9 млн долларов за километр. Отчего же так дороги российские дороги и почему их стоимость имеет привычку возрастать по мере приближения к финишу?

Изначально ЦКАД обещали построить за 300 млрд рублей. Потом пришлось добавлять из бюджета еще 40 млрд — на которые, между прочим, можно было проложить еще одно Третье транспортное кольцо. В чем причина? «Задержки строительства (как и рост стоимости дороги) связаны с тем, что в проекте не были учтены многие инженерные коммуникации, а также расположение магистральных газопроводов и нефтепроводов, — объясняет гендиректор ПАО «ГИТ» Сергей Минко. — Потребовалось предусмотреть либо обход этих коммуникаций, либо возможности безопасного пересечения». Не кажется ли вам, что это довольно наивное объяснение? Тогда мы вправе задать следующий вопрос. Получается, халтурное проектирование привело к существенному удорожанию стройки, но кто за это ответил?

Профессор Московского автодорожного института (МАДИ) Михаил Якимов называет еще причину удорожания дорожного строительства в России: «В первую очередь влияет, конечно, низкая квалификация специалистов со стороны заказчика, а также со стороны согласующих органов, представителей власти как субъекта Федерации, так и местного самоуправления». Но почему для участия в тендере на сооружение супермагистрали не пригласили зарубежных конкурентов? Еще одна загадка. Можно было бы предположить, что страна предпочитает платить своим гражданам, а не варягам. Но мы же видим, кто именно строит наши дороги. Российских рабочих там днем с огнем не найти.

Президент Владимир Путин осенью 2018 года предположил третью причину: банальное воровство. И потребовал от Генпрокуратуры, Следственного комитета и Счетной палаты проверить соблюдение «интересов РФ при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства». А еще через полгода Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении руководителя «Автодора» (заказчика стройки) Сергея Кельбаха — за злоупотребление должностными полномочиями и нанесение ущерба в 2 млрд рублей. Следствие не завершено до сих пор, хотя расследуется разворовывание всего 0,5% стоимости новой супермагистрали.

Увы, в России много воруют, но редко и мало ловят расхитителей, особенно в автодорожном бизнесе. Самое знаменитое дело против генерального директора СУ-802 Олега Хоменко, одного из строителей Московской кольцевой автодороги (МКАД) расследовалось с конца 1999 года до конца 2008 года. Там украли чуть больше 40 млн долларов из средств, выделенных московским бюджетом. Жуликами использовались все способы и методы: фирмы-однодневки, липовые подряды, подмена качественных строительных материалов дешевыми, отмывание денег, перевод их на счета в западных банках. Тот следственный многотомник и нынче может служить энциклопедией автодорожного воровства. Читай, изучай, примеряй к нынешним будням — многое станет понятнее.

Кстати

Остается добавить, что судебные решения, по которым Хоменко с двумя подельниками приговаривался к заключению, два раза отменялись и отправлялись на пересмотр. Через девять с лишним лет, 30 декабря 2008 года, уголовное дело было прекращено за истечением срока давности. Зато страна доподлинно узнала, что, по самым скромным оценкам, 25% средств, выделяемых государством на автодорожное строительство, разворовывается...

Комментарии для сайта Cackle
Экономика 00:01 / 13 Августа 2021 47676
Горим сизым пламенем

Лесные пожары наша авиация тушит почему-то в Греции

Александр Киденис
Труд
На российские самолеты-амфибии Бе-200ЧС в Греции не нахвалятся. А в Якутии их что-то не видать. Фото: Роман Денисов/Russian Look, globallookpress.com

Такого еще не было. К сегодняшнему дню в Якутии уже сгорело более 6 млн гектаров леса. Для наглядности: представьте себе охваченный огнем квадрат с длиной каждой стороны в 240 км (больше, чем расстояние от Москвы...

Экономика 00:09 / 20 Августа 2021 23190
Год без троллейбуса

У Москвы могло быть 2300 электрических машин, а есть только 700

Георгий Красников, транспортный обозреватель
Труд
С таким написанным по-русски транспарантом вышли год назад на маршруты троллейбусы Женевы, Биля, Пекина, Мехико, Санкт-Петербурга. Фото из социальных сетей

Вот уже год мы живём в новой транспортной реальности. 24 августа 2020 года был совершён последний рейс классического московского троллейбуса, после чего его 86-летняя эпоха закончилась. Хотя власти пообещали этот вид транспорта...

Какие прожекты предлагает реализовать в Сибири министр обороны Сергей Шойгу

Александр Киденис
Труд
Возникает вопрос: где Сергей Кужугетович собрался брать для новых городов население? Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Первый из трех — пяти новых городов-миллионников, говорил министр, может появиться в районе границы Хакасии и Красноярского края. Это не экспромт — еще год назад Шойгу признавался журналистам в давней...

«Аэрофлот» получил Boeing 777. Как тут не вспомнить недавние заявления руководства авиакомпании об «импортозамещении» в небе?

Галина Пономарева, спецкор «Труда»
Труд
Российские лайнеры у нас - для внутреннего пользования. Да и то не сейчас, а когда-нибудь потом. Фото: Leonid Faerberg/Keystone Press Agency, globallookpress.com

На нынешней неделе эти события почти совпали по времени: «Аэрофлот» получил Boeing 777 и поделился радостью с журналистами, пригласив их полюбоваться новеньким лайнером. А в подмосковном небе разбился в испытательном полете Ил-112В,...

В первом полугодии 2021 года крупнейший российский производитель нефти показал выдающиеся результаты

Антон Захаров
Труд
Аналитики высоко оценивают перспективы реализации проекта «Восток Ойл», NPV которого, по предварительным прогнозам, может составлять 80–120 млрд долларов. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

На прошедшей неделе «Роснефть» первой среди отечественных нефтегазовых компаний представила результаты работы за второй квартал и первое полугодие 2021-го. На фоне нескончаемых разговоров об энергопереходе,...

Свинья-копилка, похоже, приказала долго жить

Максим Башкеев
Труд
Российские банки отмечают устойчивый рост интереса к так называемым подростковым вкладам. Фото: CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Наши подростки давно не пользуются гипсовой свиньей с прорезью для монет, чтобы собрать денег на байк или гаджет. Для хранения накоплений и для покупок они теперь пользуются банковским пластиком. Российские банки отмечают...

В России нашли, наконец, виноватых в росте цен на продукты питания

Александр Киденис
Труд
Оказывается, все зло - от розничной торговли, «безбожно вздувающей цены». Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Осень пришла в Россию с неплохим урожаем, но рынок этого как будто не заметил. Цены на продовольствие продолжили рост, и по инфляции мы по-прежнему впереди планеты всей. Во Франции она нынче 2,4%,...

Министр обороны России предложил построить в Сибири несколько наукоградов. Эта идея у Сергея Кужугетовича Шойгу родилась не спонтанно

Алекс Зверев
Труд
Один «город мечты» главы Минобороны обойдется примерно в полтора триллиона рублей. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Министр обороны России Сергей Шойгу предложил построить в Сибири несколько наукоградов, промышленных и экономических центров с населением по 500 тысяч человек, а лучше по миллиону, и перенести за Урал...

Экономика 00:01 / 10 Сентября 2021 6348
Глубокий вдох

«Роснефть» сокращает объем выбросов парниковых газов

Андрей Андреев
Труд
Ответственное отношение к окружающей среде – неотъемлемая часть корпоративной культуры НК «Роснефть». Фото пресс-службы компании

7 сентября весь мир отмечал Международный день чистого воздуха для голубого неба. Памятная дата учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2019 году и призывает объединить усилия в борьбе с изменением качества воздуха и в целом...

К списку стратегических совместных проектов России и Индии добавилось судостроение

Захар Антонов
Труд
Судостроительный комплекс «Звезда» - один из самых масштабных и перспективных промышленных проектов России. Фото: Rosneft, globallookpress.com

Россия и Индия являются многолетними стратегическими партнерами. Сотрудничество активно развивается, чему способствуют совместные проекты во многих отраслях, в том числе в энергетической, космической, алмазной, сельскохозяйственной....

Нижний Новгород отпраздновал 800-летие в новом свете от МСК «БЛ ГРУПП»

Иван Денисов
Труд
Фото: Allexander Makarov/Russian Look, globallookpress.com

21 августа в Нижнем Новгороде прошли торжественные мероприятия по случаю 800-летия. Город посетил президент России Владимир Путин, который поздравил нижегородцев с юбилеем города в ходе масштабного вечернего гала-концерта...

Экономика 19:01 / 11 Сентября 2021 6018
Дорогая мелочь

Россия задумалась об отказе от металлических денег

Максим Башкеев
Труд
В долгосрочной перспективе бумажные и металлические деньги все-таки обречены. Фото: Valery Lukyanov/Russian Look, globallookpress.com

Их чеканка экономически нецелесообразна, монеты оседают в копилках граждан, и мелкие деньги постоянно приходится дочеканивать. Так не проще ли перестать переводить ценное металлическое сырье? Однако эксперты предостерегают:...

Подводим итоги летнего турсезона и строим планы на бархатный сезон

Галина Пономарева
Труд
В тройку самых популярных летних направлений попал Крым (на фото - пляж в Евпатории). Фото: Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Российская туриндустрия на этой неделе подвела итоги летнего сезона. В общей сложности 20 млн поездок совершили наши сограждане в сезон отпусков. В первой тройке фаворитов — Краснодарский край, Крым и Калининград. Дверь...

Куда катится мир! Производство и потребление водки в России год от года снижается. Но пить мы не бросили, потому что статистика учитывает только легальный алкоголь

Алекс Зверев
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Рейтинговое агентство НРА зафиксировало снижение продаж водки в первом полугодии 2021-го на 4% от прошлогоднего и на 3% — в сравнении с январем — июнем 2019 года. О том, что...

«Мы проблем с нашими запасами не будем испытывать в течение ближайших ста лет», — сказал глава «Газпрома»

Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Запасов газа России хватит еще на век – страна располагает самыми большими резервами этого сырья. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил глава газового холдинга «Газпром» Алексей Миллер. «Мы проблем с нашими запасами...

Экономика 00:14 / 03 Сентября 2021 5522
Увидеть Кабул и улететь

Чему учит нынешняя эпопея со строительством «воздушного моста» из афганской столицы

Анатолий Журин
Труд
Беженцев из Кабула вывозили военно-транспортными самолетами. Оказывается, гражданскими бортами сделать это попросту невозможно. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

На прошлой неделе наша авиация провела первую эвакуацию из Афганистана россиян и граждан бывших советских республик. На военном аэродроме «Чкаловский» приземлились Ил-62 и три Ил-76, предназначенные для перевозки...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?