Главная Культура 16:37 14 Марта 2024 1316
Женский голос страны

В МАМТе поставили оперу молодого Родиона Щедрина о русском матриархате ХХ века

Сергей Бирюков
Такая разная любовь: мучительное испытание для Варвары (Лариса Авдеева) и повод покуражиться для Владимира (Кирилл Матвеев). Фото предоставлены МАМТом

Изучая историю первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в связи с ее нынешней постановкой в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, я был здорово удивлен: такая непростая судьба! Совсем не как у написанного примерно тогда же балета «Конек-Горбунок». Тот не сходит с главных сцен страны больше 60 лет. Эта – ну да, премьера, как тогда было принято в случае «молодого перспективного автора», сразу в нескольких театрах: Новосибирск, столичный Большой, Пермь… Но всюду – скорое снятие с репертуара, и потом – лишь отдельные проблески, включая тот же «Стасик» в 1981-м и, как ни удивительно, Литовскую оперу, в 1973-м даже записавшую (и великолепно!) произведение на фирме «Мелодия».

Музыка – ничуть не хуже «Горбунка»: молодой дух, темперамент, свежесть. В чем же дело? Думаю – в сюжете. Никак не сказочном и не лубочном: опера «Не только любовь» написана по прозе Сергея Антонова – автора знаменитой повести «Дело было в Пенькове» и других произведений о деревне середины ХХ века. Той, которую война оставила почти без мужиков, превратив женскую крестьянскую долю, и так тяжелую, в испытание на грани выживания. Мотивы «Пенькова» узнаются, например, в образе ищущего молодецкого куража парня. Но есть и более непосредственная основа – повесть «Тетя Луша», дополненная отзвуками «Дождей» и «Поддубенских частушек». Председатель колхоза Варвара Васильевна, имея в резерве бригадира – инвалида войны Федота, четверку трактористов и уйму крестьянок, по большей части бессемейных, как и она сама, должна поднимать хозяйство. Где взять для того силы – физические, моральные? И «как на свете без любви прожить»?

Для ответа на эти вопросы Щедрин обратился к еще одному источнику образов – частушке. Серьезными композиторами до той поры практически не тронутая, она поразила юного Родиона во время его студенческих каникул в деревне. Где, как он потом писал, «бурьян затягивал скелеты пожарищ», а «омужичившиеся, почерневшие на ветрах и стужах женщины вершили матриархат». И – «хрипло, надсадно, отчаянно, тоскливо голосили они частушки… В устной сиюминутной частушке люди позволяли себе позубоскалить над властью, поиздеваться. Часто и матерные рифмы смачно шли в ход… Но частушки были и со слезою. Горестные, скорбные, отчаянные. Вдовьи, солдатские, хмельные частушки-страдания… За этими куцыми, варварскими мотивами для меня стояли еще и застившие глаза зарева мук и счастья, стояла не экранная вовсе, не книжная, не нотная – из музгизовских сборников – залихватская безудержная жизнь. Так тогда существовала и пела, плясала, топоталась, любила, томилась, ревновала, горюнилась, судачила, ухмылялась, злоязычила, материлась, терпела, страдала – страна».

Об этом – либретто, виртуозно написанное Василием Катаняном (мужем Лили Брик, опекавшей молодого Щедрина, Майю Плисецкую, Андрея Вознесенского и других шестидесятников). И – музыка, от первых девичьих посиделок в вынужденный весенний простой (зарядили дожди, сеять нельзя) до маленькой кантаты «Девичьи частушки» (так обозначено в партитуре) во втором действии с его жесткой моралью «То, что парень изменил, это не изменушка. Считается изменушка, когда изменит девушка» и, наконец, нарочито-жизнерадостным финалом – «Шел деревней, люди спали, заиграл в гармошку – встали… Лес, река, поля, дубравы – все советская держава… Белый голубь в небе кружит, прочный мир всем людям нужен…».

«Ох ты, дождик, дождик, дождь, скверная погода. Очень ты не нужен нам в это время года»

На этом фоне «смеха сквозь слезы» выделяется бравада песенок вернувшегося с городской учебы Владимира. А главное – линия Варвары с ее тремя монологами и знаменитой, давно ставшей концертным номером песней «По лесам кудрявым, по горам горбатым, по долинам ровным – всюду я ходила, все цветы видала-разглядывала…», подытоженной горьким вздохом: «Ой, мамонька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?». В последнем из этих монологов, на фоне призрачного хора за сценой звучащем как сон-кошмар (отсюда прямой ход к сюрреализму «Мертвых душ» и поздних щедринских опер по Лескову), к женщине приходит осознание: «Ведь тебя здесь поставили о людях думать… Не похвалят, что чужого жениха к рукам прибрала». И явившегося с мыслью о легкой любовной победе Владимира она ошарашивает холодным инструктажем, как перекрыть крышу обветшавшего коровника. Единственно лишь вырвавшейся фразой «да не свались – убьешься» выдав, что творится в ее душе.

Понятно, от исполнительницы этой партии в большой степени зависит успех спектакля. И Лариса Авдеева не подводит – ни внутренним огнем голоса, ни энергией (в том числе физической – ведь приходится плясать без всяких скидок) актерства. Хотя конкуренция ей выпадает самая жесткая – прежде всего с великими предшественницами Ириной Архиповой и Тамарой Синявской.

Но, конечно, опера эта (как и сама деревенская жизнь) – дело артельное, и тот же образ Варвары потерялся бы внеяркого ансамбля солистов– без эффектного «форса» Кирилла Матвеева (Володя Гаврилов), юношеской порывистости Марии Макеевой (Наташа), кряжистости Феликса Кудрявцева (Федот), мрачноватой взрывчатости Станислава Ли (тракторист Иван Трофимов), отчаянного веселья Евгении Афанасьевой (Девушка с высоким голосом)…

Ничего бы не вышло без многокрасочного хора с его диапазоном от фонового «тинатина-тиралира» до хлещущего по ушам набата «Нет, нет, нет, нет» в сцене прозрения (хормейстер Станислав Лыков).

Наконец, без безошибочно точного оркестра, чьи штрихи-голоса то сольются в фугу-дождик, то уморительно спародируют деревенскую самодеятельность, а то – совсем редко – зарыдают во всю мощь чувств, скрываемых Варварой (дирижер Феликс Коробов).

Отдадим должное и визуальному решению режиссера Евгения Писарева с его единомышленниками (сценограф Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова, хореограф Сергей Землянский). Никаких модных апокалиптических фантазий – только гиперреализм мокнущей под безнадежным дождем степи, холод и бескрайность которой подчеркиваются стальным шагом уходящей за горизонт ЛЭП. Смогут вернуть ей тепло и плодоносность эти несколько десятков людей в скромных одеждах 1950-х?

Финал оперы – словно групповое фото на память о тех, кто поднимал страну

Постановщики, убрав финальные, явно в дань официозу написанные 28-летним Щедриным аккорды, оставили только замирающий, словно улетающий от зрителя в толщу тех давних лет частушечный говорок. Ответ в нем должны расслышать мы сами.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10917
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6384
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6211
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5981
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5269
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?