Главная Культура 16:37 14 Марта 2024 1828
Женский голос страны

В МАМТе поставили оперу молодого Родиона Щедрина о русском матриархате ХХ века

Сергей Бирюков
Такая разная любовь: мучительное испытание для Варвары (Лариса Авдеева) и повод покуражиться для Владимира (Кирилл Матвеев). Фото предоставлены МАМТом

Изучая историю первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в связи с ее нынешней постановкой в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, я был здорово удивлен: такая непростая судьба! Совсем не как у написанного примерно тогда же балета «Конек-Горбунок». Тот не сходит с главных сцен страны больше 60 лет. Эта – ну да, премьера, как тогда было принято в случае «молодого перспективного автора», сразу в нескольких театрах: Новосибирск, столичный Большой, Пермь… Но всюду – скорое снятие с репертуара, и потом – лишь отдельные проблески, включая тот же «Стасик» в 1981-м и, как ни удивительно, Литовскую оперу, в 1973-м даже записавшую (и великолепно!) произведение на фирме «Мелодия».

Музыка – ничуть не хуже «Горбунка»: молодой дух, темперамент, свежесть. В чем же дело? Думаю – в сюжете. Никак не сказочном и не лубочном: опера «Не только любовь» написана по прозе Сергея Антонова – автора знаменитой повести «Дело было в Пенькове» и других произведений о деревне середины ХХ века. Той, которую война оставила почти без мужиков, превратив женскую крестьянскую долю, и так тяжелую, в испытание на грани выживания. Мотивы «Пенькова» узнаются, например, в образе ищущего молодецкого куража парня. Но есть и более непосредственная основа – повесть «Тетя Луша», дополненная отзвуками «Дождей» и «Поддубенских частушек». Председатель колхоза Варвара Васильевна, имея в резерве бригадира – инвалида войны Федота, четверку трактористов и уйму крестьянок, по большей части бессемейных, как и она сама, должна поднимать хозяйство. Где взять для того силы – физические, моральные? И «как на свете без любви прожить»?

Для ответа на эти вопросы Щедрин обратился к еще одному источнику образов – частушке. Серьезными композиторами до той поры практически не тронутая, она поразила юного Родиона во время его студенческих каникул в деревне. Где, как он потом писал, «бурьян затягивал скелеты пожарищ», а «омужичившиеся, почерневшие на ветрах и стужах женщины вершили матриархат». И – «хрипло, надсадно, отчаянно, тоскливо голосили они частушки… В устной сиюминутной частушке люди позволяли себе позубоскалить над властью, поиздеваться. Часто и матерные рифмы смачно шли в ход… Но частушки были и со слезою. Горестные, скорбные, отчаянные. Вдовьи, солдатские, хмельные частушки-страдания… За этими куцыми, варварскими мотивами для меня стояли еще и застившие глаза зарева мук и счастья, стояла не экранная вовсе, не книжная, не нотная – из музгизовских сборников – залихватская безудержная жизнь. Так тогда существовала и пела, плясала, топоталась, любила, томилась, ревновала, горюнилась, судачила, ухмылялась, злоязычила, материлась, терпела, страдала – страна».

Об этом – либретто, виртуозно написанное Василием Катаняном (мужем Лили Брик, опекавшей молодого Щедрина, Майю Плисецкую, Андрея Вознесенского и других шестидесятников). И – музыка, от первых девичьих посиделок в вынужденный весенний простой (зарядили дожди, сеять нельзя) до маленькой кантаты «Девичьи частушки» (так обозначено в партитуре) во втором действии с его жесткой моралью «То, что парень изменил, это не изменушка. Считается изменушка, когда изменит девушка» и, наконец, нарочито-жизнерадостным финалом – «Шел деревней, люди спали, заиграл в гармошку – встали… Лес, река, поля, дубравы – все советская держава… Белый голубь в небе кружит, прочный мир всем людям нужен…».

«Ох ты, дождик, дождик, дождь, скверная погода. Очень ты не нужен нам в это время года»

На этом фоне «смеха сквозь слезы» выделяется бравада песенок вернувшегося с городской учебы Владимира. А главное – линия Варвары с ее тремя монологами и знаменитой, давно ставшей концертным номером песней «По лесам кудрявым, по горам горбатым, по долинам ровным – всюду я ходила, все цветы видала-разглядывала…», подытоженной горьким вздохом: «Ой, мамонька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?». В последнем из этих монологов, на фоне призрачного хора за сценой звучащем как сон-кошмар (отсюда прямой ход к сюрреализму «Мертвых душ» и поздних щедринских опер по Лескову), к женщине приходит осознание: «Ведь тебя здесь поставили о людях думать… Не похвалят, что чужого жениха к рукам прибрала». И явившегося с мыслью о легкой любовной победе Владимира она ошарашивает холодным инструктажем, как перекрыть крышу обветшавшего коровника. Единственно лишь вырвавшейся фразой «да не свались – убьешься» выдав, что творится в ее душе.

Понятно, от исполнительницы этой партии в большой степени зависит успех спектакля. И Лариса Авдеева не подводит – ни внутренним огнем голоса, ни энергией (в том числе физической – ведь приходится плясать без всяких скидок) актерства. Хотя конкуренция ей выпадает самая жесткая – прежде всего с великими предшественницами Ириной Архиповой и Тамарой Синявской.

Но, конечно, опера эта (как и сама деревенская жизнь) – дело артельное, и тот же образ Варвары потерялся бы внеяркого ансамбля солистов– без эффектного «форса» Кирилла Матвеева (Володя Гаврилов), юношеской порывистости Марии Макеевой (Наташа), кряжистости Феликса Кудрявцева (Федот), мрачноватой взрывчатости Станислава Ли (тракторист Иван Трофимов), отчаянного веселья Евгении Афанасьевой (Девушка с высоким голосом)…

Ничего бы не вышло без многокрасочного хора с его диапазоном от фонового «тинатина-тиралира» до хлещущего по ушам набата «Нет, нет, нет, нет» в сцене прозрения (хормейстер Станислав Лыков).

Наконец, без безошибочно точного оркестра, чьи штрихи-голоса то сольются в фугу-дождик, то уморительно спародируют деревенскую самодеятельность, а то – совсем редко – зарыдают во всю мощь чувств, скрываемых Варварой (дирижер Феликс Коробов).

Отдадим должное и визуальному решению режиссера Евгения Писарева с его единомышленниками (сценограф Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова, хореограф Сергей Землянский). Никаких модных апокалиптических фантазий – только гиперреализм мокнущей под безнадежным дождем степи, холод и бескрайность которой подчеркиваются стальным шагом уходящей за горизонт ЛЭП. Смогут вернуть ей тепло и плодоносность эти несколько десятков людей в скромных одеждах 1950-х?

Финал оперы – словно групповое фото на память о тех, кто поднимал страну

Постановщики, убрав финальные, явно в дань официозу написанные 28-летним Щедриным аккорды, оставили только замирающий, словно улетающий от зрителя в толщу тех давних лет частушечный говорок. Ответ в нем должны расслышать мы сами.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3365
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3266
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3113
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?