Главная Культура 00:14 17 Апреля 2015 2689
Зрелищность требует жертв

Создателей криминальной саги «Однажды в Ростове» можно поздравить. Но не безоговорочно

Сергей Беднов

На Первом канале с грандиозным успехом продолжается показ криминальной саги «Однажды в Ростове». Что сказать — сериал удался на славу. И те, кто уже ставит его в один ряд с «Ликвидацией», в общем-то, правы. В «Ростове» — крепкий драматургический материал, мощный актерский состав, хорошо передана атмосфера эпохи. То есть авторов можно поздравить? Можно. Но не безоговорочно. Есть в этом фильме момент, который смущает.

Предваряя показ сериала, его создатели неизменно подчеркивали, что построен он на двух реальных эпизодах нашей недавней истории, а именно — новочеркасской трагедии и «деле банды Толстопятовых». Да уж, эпизоды действительно реальнее некуда. Оба долгие годы замалчивались и стали достоянием гласности только в перестроечные времена. Первый эпизод переносит нас в Новочеркасск, где войс-ка в упор расстреляли демонстрацию рабочих, возмущенных ростом цен. Второй — в Ростов-на-Дону, на жителей которого в течение пяти лет наводили ужас неуловимые грабители. Оба исторических эпизода изложены в фильме с подробностями, призванными убедить зрителя: да, именно так все и было.

Сцены новочеркасской бойни снимались в тех местах, где они происходили, и в той последовательности, в какой случились на самом деле. В сериале присутствуют реальные персонажи, имевшие к трагедии непосредственное отношение: Хрущев, Микоян, генерал Шапошников, отказавшийся выполнять приказ о расстреле безоружных людей.

С бандитами все тоже, можно сказать, в соответствии с материалами конкретного уголовного дела. Они и на экране братья Толстопятовы, а не какие-нибудь вымышленные Тонкоруковы, сходство которых с реальными людьми следует считать неслучайным. Эти «герои» грабят и убивают примерно в той же последовательности, в какой грабили и убивали в жизни.

И обе эти истории тесно увязаны между собой многочисленными сюжетными хитросплетениями. А началось все с того, что талантливый ростовский художник Толстопятов-младший почти случайно оказался в Новочеркасске как раз в роковые дни. Увиденное настолько потрясло трепетную душу, что у него, склонного к криминалу, но прежде ограничивавшегося всего лишь рисованием фальшивых купюр, возникло твердое желание отомстить государству, вмиг ставшему ненавистным. И последовавшие вслед за тем нападения братьев со товарищи на гастрономы и сберкассы не только желанием легких денег были продиктованы, но и являлись карой системе, безнаказанно убивающей своих граждан.

Но есть одна, мягко говоря, неувязочка. Дело в том, что события в Новочеркасске, унесшие жизни нескольких десятков людей, произошли 1-2 июня 1962-го. А банда Толстопятовых орудовала в Ростове в 1968-1973 годах, то есть когда во главе страны был уже «дорогой Леонид Ильич», а выведенного в сериале Никиту Сергеевича давно предали забвению за волюнтаристские решения и прочие ошибки. Мало того, художник Толстопятов-младший не мог оказаться в Новочеркасске в 1962-м, поскольку именно в это время отбывал в колонии общего режима четырехлетний срок за фальшивомонетничество и освободился двумя годами позже. Именно там, в колонии, ему и пришла в голову мысль сколотить банду принципиально нового для СССР типа: состоящую только из родственников и самых близких людей, не способных на предательство, а также вооруженную автоматическим оружием, а не малоэффективными пистолетами. Другой идеологии не предвиделось.

Кстати сказать, ростовчане называли команду Толстопятовых «фантомасами», поскольку во время налетов ее участники натягивали на лица капроновые чулки. А фильм Андре Юнебеля «Фантомас», сделавший этого персонажа безумно популярным, вышел на наши экраны только в 1967-м.

Зачем же создателям сериала «Однажды в Ростове» понадобились эти сдвиги во времени? Почему они отправили бандитов в Новочеркасск хрущевских времен? Вероятно, потому, что каждая из указанных двух историй до полноценной захватывающей драматургии, способной удержать зрителя у экрана на протяжении трех недель, сама по себе недотягивала. Из первой без наличия бандитов, скорее всего, получилась бы социальная драма в духе тех, что снимали в конце 80-х, сколь ни разукрашивай ее личными трагедиями отдельных героев. Из второй вышел бы очередной криминальный боевик в стиле ретро. А тут — целое эпическое полотно с захватывающим сюжетом и жизненной подоплекой!

Имели ли авторы право ради зрелищности искусственно соединять исторические события, которые в реальности связывало лишь то, что происходили они в одном регионе Советского Союза? Разумеется, да. Речь же все-таки о художественном произведении, а не о документальном расследовании в духе программы «Следствие вели...». Но вопросы остаются.

Стоило ли большую трагедию использовать как повод к очеловечиванию центральных персонажей? А она именно для этого и была нужна. Ведь кем были бы на экране Толстопятовы, которые, кстати сказать, никогда не интересовались политикой, без новочеркасской линии? Так, упырями, для которых человеческая жизнь ничего не значит. А тут они чуть ли не народные мстители. Для пущих сантиментов авторы придумали Толстопятовым еще и больную маму, за которой братья трогательно ухаживают. На самом деле ничего такого не было.

В принципе во всем этом нет ничего нового. Злодеев, если они главные герои, часто наделяют неким позитивным бэкграундом. Но во всем должно быть чувство меры. Даже в объединении бузины и дядьки. Например, на НТВ параллельно с сериалом «Однажды в Ростове» идет «Ленинград 46». Там тоже изначально сочувствуешь герою Гармаша, бандиту и убийце, потому что он воевал, побывал в плену, получил тяжелое ранение, потому что его бросила жена. Но, вероятно, многих покоробило бы, если бы для смягчения этого образа были подробно показаны ужасы блокады.

 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25601
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?