На Первом канале с грандиозным успехом продолжается показ криминальной саги «Однажды в Ростове». Что сказать — сериал удался на славу. И те, кто уже ставит его в один ряд с «Ликвидацией», в общем-то, правы. В «Ростове» — крепкий драматургический материал, мощный актерский состав, хорошо передана атмосфера эпохи. То есть авторов можно поздравить? Можно. Но не безоговорочно. Есть в этом фильме момент, который смущает.
Предваряя показ сериала, его создатели неизменно подчеркивали, что построен он на двух реальных эпизодах нашей недавней истории, а именно — новочеркасской трагедии и «деле банды Толстопятовых». Да уж, эпизоды действительно реальнее некуда. Оба долгие годы замалчивались и стали достоянием гласности только в перестроечные времена. Первый эпизод переносит нас в Новочеркасск, где войс-ка в упор расстреляли демонстрацию рабочих, возмущенных ростом цен. Второй — в Ростов-на-Дону, на жителей которого в течение пяти лет наводили ужас неуловимые грабители. Оба исторических эпизода изложены в фильме с подробностями, призванными убедить зрителя: да, именно так все и было.
Сцены новочеркасской бойни снимались в тех местах, где они происходили, и в той последовательности, в какой случились на самом деле. В сериале присутствуют реальные персонажи, имевшие к трагедии непосредственное отношение: Хрущев, Микоян, генерал Шапошников, отказавшийся выполнять приказ о расстреле безоружных людей.
С бандитами все тоже, можно сказать, в соответствии с материалами конкретного уголовного дела. Они и на экране братья Толстопятовы, а не какие-нибудь вымышленные Тонкоруковы, сходство которых с реальными людьми следует считать неслучайным. Эти «герои» грабят и убивают примерно в той же последовательности, в какой грабили и убивали в жизни.
И обе эти истории тесно увязаны между собой многочисленными сюжетными хитросплетениями. А началось все с того, что талантливый ростовский художник Толстопятов-младший почти случайно оказался в Новочеркасске как раз в роковые дни. Увиденное настолько потрясло трепетную душу, что у него, склонного к криминалу, но прежде ограничивавшегося всего лишь рисованием фальшивых купюр, возникло твердое желание отомстить государству, вмиг ставшему ненавистным. И последовавшие вслед за тем нападения братьев со товарищи на гастрономы и сберкассы не только желанием легких денег были продиктованы, но и являлись карой системе, безнаказанно убивающей своих граждан.
Но есть одна, мягко говоря, неувязочка. Дело в том, что события в Новочеркасске, унесшие жизни нескольких десятков людей, произошли 1-2 июня 1962-го. А банда Толстопятовых орудовала в Ростове в 1968-1973 годах, то есть когда во главе страны был уже «дорогой Леонид Ильич», а выведенного в сериале Никиту Сергеевича давно предали забвению за волюнтаристские решения и прочие ошибки. Мало того, художник Толстопятов-младший не мог оказаться в Новочеркасске в 1962-м, поскольку именно в это время отбывал в колонии общего режима четырехлетний срок за фальшивомонетничество и освободился двумя годами позже. Именно там, в колонии, ему и пришла в голову мысль сколотить банду принципиально нового для СССР типа: состоящую только из родственников и самых близких людей, не способных на предательство, а также вооруженную автоматическим оружием, а не малоэффективными пистолетами. Другой идеологии не предвиделось.
Кстати сказать, ростовчане называли команду Толстопятовых «фантомасами», поскольку во время налетов ее участники натягивали на лица капроновые чулки. А фильм Андре Юнебеля «Фантомас», сделавший этого персонажа безумно популярным, вышел на наши экраны только в 1967-м.
Зачем же создателям сериала «Однажды в Ростове» понадобились эти сдвиги во времени? Почему они отправили бандитов в Новочеркасск хрущевских времен? Вероятно, потому, что каждая из указанных двух историй до полноценной захватывающей драматургии, способной удержать зрителя у экрана на протяжении трех недель, сама по себе недотягивала. Из первой без наличия бандитов, скорее всего, получилась бы социальная драма в духе тех, что снимали в конце 80-х, сколь ни разукрашивай ее личными трагедиями отдельных героев. Из второй вышел бы очередной криминальный боевик в стиле ретро. А тут — целое эпическое полотно с захватывающим сюжетом и жизненной подоплекой!
Имели ли авторы право ради зрелищности искусственно соединять исторические события, которые в реальности связывало лишь то, что происходили они в одном регионе Советского Союза? Разумеется, да. Речь же все-таки о художественном произведении, а не о документальном расследовании в духе программы «Следствие вели...». Но вопросы остаются.
Стоило ли большую трагедию использовать как повод к очеловечиванию центральных персонажей? А она именно для этого и была нужна. Ведь кем были бы на экране Толстопятовы, которые, кстати сказать, никогда не интересовались политикой, без новочеркасской линии? Так, упырями, для которых человеческая жизнь ничего не значит. А тут они чуть ли не народные мстители. Для пущих сантиментов авторы придумали Толстопятовым еще и больную маму, за которой братья трогательно ухаживают. На самом деле ничего такого не было.
В принципе во всем этом нет ничего нового. Злодеев, если они главные герои, часто наделяют неким позитивным бэкграундом. Но во всем должно быть чувство меры. Даже в объединении бузины и дядьки. Например, на НТВ параллельно с сериалом «Однажды в Ростове» идет «Ленинград 46». Там тоже изначально сочувствуешь герою Гармаша, бандиту и убийце, потому что он воевал, побывал в плену, получил тяжелое ранение, потому что его бросила жена. Но, вероятно, многих покоробило бы, если бы для смягчения этого образа были подробно показаны ужасы блокады.