Граффити на стенах жилых домов в поселке близ Питера раскололи жителей на любителей и противников «настенной живописи».
Герои популярного мультика «Мадагаскар» смотрят с торцов панельных многоэтажек бывшего совхоза. Прежде Шушары кормили город. Застроен поселок невыразительными однотипными домами. Пыль столбом зимой и летом. С севера впритык к Шушарам пролегла кольцевая автодорога... Одна радость с недавних пор — живописные «полотна», появившиеся на зданиях.
Высокопрофессиональные граффити в исполнении молодых талантливых мастеров стрит-арта. Неформальный лидер у них — Антон Онищенко, с гордостью называющий себя уличным художником. На его страничке в социальных сетях главное слово в текстах — «добро». И его работы тоже добрые. Симпатяга зебра, удобно устроившаяся на отведенном ей «полотне», 30-метровый красавец жираф, что-то высматривающий у самой крыши 12-этажного здания, целая стена с героями «Руслана и Людмилы».
Пригласили уличных художников «освежить пейзаж» в поселке сотрудники одной из управляющих компаний. Оплатили вместе с застройщиком расходы на краски, кисти и предложили: творите! Ушло, к слову, на того же жирафа не менее 160 литров краски. А на удивительные иллюстрации к «Руслану и Людмиле» — почти 300 литров. Трудились добрых два месяца. Дело кропотливое: перед тем как украсить здание героями Пушкина, торцевую стену семиэтажного дома разбили на фрагменты, сделали эскизы. Так родилось единое по сюжету и почерку «полотно».
«А теперь нас заставляют все это закрасить, смыть, уничтожить, — говорят с недоумением в управляющей компании. — Мол, не положено. Городская жилищная инспекция против».
Корреспондент «Труда» позвонила в инспекцию Петербурга. Там сослались на документ, принятый год назад в преддверии саммита G20, проходившего на берегах Невы. Власти постарались тогда привести город в порядок, избавиться от безыскусных граффити на граните набережных и на статуях. Но тут, в Шушарах, совсем ведь иное дело! Специалист КГиА, которому я дозвонилась, на мой вопрос взялся зачитывать монотонным голосом тот самый, лета 2013 года, документ, гласящий о том, что «художественное оформление глухих брандмауэрных стен зданий и ограждений возможно только в рамках согласованных комитетом проектов комплексного благоустройства». После чего добавил категорично: «Мы крайне обеспокоены тенденцией стихийного нанесения изображений на фасадах зданий, сооружений Петербурга, в том числе профессиональными художниками». — «Но вы были там, в Шушарах? Видели картины на стенах?» — «Был. Видел. Не положено». С мазней надо бороться. А если не мазня? Местные жители дружно встали на защиту разрисованных стен. А в управляющей компании объявили тем временем, что готовят к росписи новый дом — уже пятый в «галерее» под открытым небом. Надо ли бить по рукам людей, украшающих жизнь в отдельно взятом поселке?