В Госдуму внесен законопроект о продлении использования еще на три года 750 официальных мусорных полигонов России, срок ликвидации которых истекает. Теперь предполагается продлить эту «жизнь» до 2028 года. Иначе, как утверждает один из авторов законопроекта сенатор от Карелии Игорь Зубарев, страну ожидает мусорный коллапс. Ибо объявленная еще в 2019 году реформа, на которую потрачено 94 млрд рублей, провалилась без лишнего шума и треска — бытовых и промышленных отходов на российской земле стало не меньше, а больше.
Вообще-то наша страна никогда не была лидером по «замусориванию» собственной территории. В прошлом году Россия «произвела» 60 млн тонн различных отходов — это в 4,3 раза меньше США, в 3,5 раза — Китая, в 2,81 раза — Индии, в 1,33 раза — Бразилии и в 1,08 раза — Индонезии. Но из 17 млн кв. километров общей площади нашей страны на главной полосе расселения в 3,8 млн кв. километров (22% всей территории) живут и мусорят (!) подавляющее большинство — 86% всего российского населения. Следовательно, и коэффициент загрязнения действительно обитаемой площади требуется умножать вчетверо, вплотную приближая его к американскому. Но в США на первичную переработку отправляется около 23% всего бытового мусора, а в России — 13%.
Конечно, считать можно по-разному. Теоретически многоэтажный жилой дом с одной квартирой с тараканами можно назвать относительно чистым. Но попробуйте сказать об этом соседям трехкомнатной квартиры в типовой многоэтажке на юге Москвы, на хозяйку которой несколько лет писал жалобы весь дом. Нехорошая квартира была завалена кормом для восьми кошек, заселена тараканами, клопами, опарышами и другими паразитами, а едкий запах гнили и мочи распространялся на несколько этажей. Но ответчица с юридическим образованием умело пользовалась тонкостями законодательства, избегая ответственности под флагом права на частную собственность.
Аналогичную многомесячную войну с соседями — пенсионерами «Плюшкиными» — пришлось объявлять жильцам и коммунальщикам бывшей элитной многоэтажки во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. А в Кемерово разъяренные жители решили сами навести порядок в своем доме — они наглухо запенили дверь в квартиру, из которой, пользуясь многомесячным отсутствием хозяев, по всему подъезду лезли тараканы.
Квартирные соседи-мусорщики — это не вся российская беда. По различным данным, в нашей стране самое большое количество дач и загородных земельных владений: хотя бы один дачный участок имеют 63% россиян, еще 14% время от времени арендуют загородные дома. Но по другой статистике, не меньше пятой части этой земельной частной собственности не имеет инфраструктуры для избавления от бытовых отходов и мусора, из-за чего окрестные поля и перелески завалены гниющими отходами жизнедеятельности.
По данным экологов, количество неофициальных мусорных полигонов в прошлом году составляло от 10 до 12 тысяч. Причем с сокращением количества на 10-15%, но ростом совокупных площадей до 4 млн гектаров, что сопоставимо с территорией такой страны, как Нидерланды. Мусорные свалки рассредоточены по всей стране между городами и поселками. Медики утверждают, что расположение полигона бытовых отходов в 10 км от поселения укорачивает срок жизни этих людей в среднем на три — пять лет.
А еще за последние десятилетия мы изрядно сократили запасы чистой питьевой воды, которой могли бы торговать по всему миру. Западносибирская Обь ныне стала самой грязной из больших рек страны. Это неудивительно: здесь край угольной и металлургической промышленности. Кемеровская и Тюменская области, ЯНАО и ХМАО, Свердловская и Новосибирская области — главные индустриальные субъекты страны. Стоки с заводов тяжелой металлургии, предприятий по обработке угля, алюминия и других важных ресурсов — все это попадает в воду. На берегах Волги, главной судоходной артерии, больше всего городов-миллионеров и промышленных центров. Последние 10 лет на всем Поволжье эксперты бьют тревогу. Мертвая рыба, повышение температуры воды и ее цветение — это только малая часть экологических проблем. За период исследований было зафиксировано 847 высоких загрязнений и 58 экстремально высоких.
Все труднее оберегать даже Байкал — славное море, на берегах которого живут 120 тысяч человек. Но туристы приезжают миллионами, оставляя на берегах свалки мусора. В воде чего только нет — полиэтилен, полипропилен, полистирол... Плюс ко всему брошенные рыболовные сети стали еще одним рассадником вредных веществ, местом гибели тюленей.
Мусорная статистика имеет весьма условный характер. И все же: согласно официальным данным, в стране все больше доля коммунальных отходов, отправляющихся на переработку. За последние пять лет — рост более чем в шесть раз: с 2% почти до 13%. Такие данные привел гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев на расширенном заседании комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. За это время построены 262 мусороперерабатывающих завода. Уже в нынешнем году в подмосковном Воскресенске заработала первая в стране «мусорная» электростанция, рассчитанная на сжигание до 0,7 млн тонн непригодных для вторичной переработки отходов. Строятся еще три аналогичные в Московской области и одна — в Татарстане. Причем на всех пяти «заводах энергетической утилизации отходов» используется отечественное производственное оборудование, разработанное госкорпорацией «Росатом» и Уральским турбинным заводом. Это оборудование при выходе на полную мощность даст в сети общего пользования количество энергии, достаточное для нужд небольшого города.
После ввода в строй всех пяти генерирующих станций на них будет сжигаться почти 3,3 млн тонн отходов ежегодно. Причем без выбросов вредных веществ в атмосферу — для этого новые предприятия оснащены всем необходимым оборудованием, в соответствии с современными экологическими стандартами. Как говорят авторы проекта, объем «мусорной» генерации позволит не закапывать на и без того переполненных свалках миллионы тонн отходов плюс извлекать из отходов реальную пользу для экономики.
Кстати, в ЕС энергетическая утилизация мусора рассматривается как часть мер по достижению целей, установленных Европейской комиссией. С этого года на захоронение должно уходить не более 25% ТКО, причем среди них не должно быть отходов, пригодных для повторного использования (включая пластмассы, бумагу, металлы, стекло и биоотходы). По данным CEWEP за 2017 год, европейским лидером в мусоросжигании была Финляндия, отправляющая на энергетическую утилизацию 58% мусора, следом шли Дания, Швеция и Норвегия с 53%, а также Швейцария c 47%. Средний показатель по 28 странам ЕС составлял 28%.
В Азии на фоне стремительной урбанизации и ежегодного роста численности населения и количества ТБО правительства продвигают различные программы энергетической утилизации. Государственные цели Китая предполагают переработку половины ТБО на W2E-заводах. По данным Международного энергетического агентства, всего эти предприятия в 2025 году смогут обрабатывать 260 млн тонн ТБО. Поддержку этой отрасли правительство оказывает через предоставление кредитов по низким ставкам и льготное налогообложение.
Наши предприниматели пока не верят в рентабельность «мусорного» бизнеса. Но ведь это как считать? К примеру, Минфин недавно докладывал, что в 2024 году бюджет РФ пополнился благодаря утилизационному сбору более чем на триллион рублей — в 1,7 раза больше, чем в 2023 году. Утильсбор называют одной из самых быстрорастущих статей дохода государственной казны. А в проекте федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов тот же Минфин заложил в общий бюджет Минприроды по направлениям «экология» и «природопользование» 803 млрд рублей. Почему бы не объединить эти статьи доходов и расходов? В выигрыше окажутся все граждане и окружающая нас природа.
В Австрии гордятся предприятием «Шпиттелау», которое перевернуло прежние представления о мусоросжигательных заводах. Мало того что оно разместилось в самом центре Вены, так еще оригинальный архитектурный стиль привлекает все большее количество туристов. Такими качествами завод обязан своему проектировщику Фридриху Хундертвассеру. Этот знаменитый архитектор создал много оригинальных зданий в так называемом биоморфном, экологичном стиле. Вот и завод в центре мегаполиса он взялся проектировать, только получив обещания, что здесь будут использоваться новейшие технологии.
Теперь каждый год здесь уничтожается 250 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Тепло, выделяемое при сжигании мусора, идет на отопление более чем 60 тысяч городских квартир, а также Управления полиции, столичного университета и госпиталя. Таким образом, завод решает сразу две насущные проблемы — отопление жилых домов и экологичное уничтожение мусора. Здесь даже воздух из бункера, в котором первоначально складируется привезенный мусор, направляют не в небо, а в камеру сгорания. Отходы перерабатываются без вреда для здоровья населения, а также окружающего животного и растительного мира.
А в это время
Специалисты утверждают, что переработка бытовых отходов становится тем выгоднее, чем тщательнее производится первичная сортировка мусора. Работник сортировочного конвейера Владимир Денисов нам рассказал, как это делается: "Мусор сортируется по ценности. Отдельно отбираем самое дорогое сырье: белая бумага, потом алюминий, картон, зеленое стекло — оно самое крепкое, потом белое и желтое стекло, пластик по видам и тетрапаки. Все это в отдельных контейнерах отправляется на переработку. А вообще люди часто выбрасывают очень приличные, дорогие вещи — одежду, обувь, хрусталь, ноутбуки. Мне самому часто иконы попадаются. Однажды нашел целый чемодан с 20 образами из Софрино — видимо, краденый. В другой раз на ленте увидел старинную икону Казанской Божией Матери с отколотым уголком. Я все аккуратно протер, поставил на стол — и икона буквально засветилась!
