Десять лет назад новорожденных в России появилось на 700 тысяч больше — таково нынче население Тольятти, Барнаула, Хабаровска, Иркутска. Зато абортов за прошлый год россиянки сделали более 335 тысяч — столько народу нынче живет в Калуге или Смоленске, Вологде или Архангельске. Результат: из 85 субъектов РФ естественный приток населения зарегистрирован лишь в десяти, в остальных — убыль. И демографы начинают делиться жутковатыми прогнозами: к концу столетия россиян останется в лучшем случае 70-80 миллионов человек. Как переломить эту гибельную тенденцию?
«Мы делаем ставку на многодетность, — заявила вице-премьер Татьяна Голикова на совещании по социальным вопросам у президента Владимира Путина. — Нам очень важно, чтобы в каждой семье был плюс один ребенок. Даже если в этой семье нет ни одного ребенка, значит, плюс один: И это очень важно для такой большой страны, как наша. Поэтому весь арсенал мер поддержки, которые мы сегодня вырабатываем, ориентируем на многодетную семью».
Статистика лишь частично подтверждает сдержанный оптимизм вице-премьера: за минувший год число многодетных семей в России выросло с 2,4 до 2,65 млн — прирост около 250 тысяч. Но общая убыль новорожденных составила 42 тысячи младенцев в сравнении с предыдущим годом: было 1,264 млн — стало 1,222 млн. То есть расчет на многодетных не оправдался, покрыть «общий недород» им не удалось. Да и семейных пар в стране поубавилось: в 2023 году в России было зарегистрировано 946 тысяч браков, а в 2024-м — лишь 880 тысяч, на 7% меньше. А это означает, что и в нынешнем году ожидается очередное падение рождаемости.
Российские статистики и социологи не первый год фиксируют: в нашей стране основная часть семей — не просто малодетные или вообще бездетные, численность которых стремительно растет. По данным ВЦИОМа, за последние два десятилетия доля тех, кто прямо говорит «детей не планирую», выросла втрое — с 6 до 18%.
Множится и доля одиноких женщин — просто потому, что не хватает мужчин из-за ранней мужской смертности. В среднем по стране на 100 женщин нынче приходится лишь 86 мужчин, а в Ярославской области — 81, в Орловской области и Санкт-Петербурге — по 82, в Новгородской и Ивановской областях — по 83... Хотя в прошлом году именно мальчиков в стране родилось 51,5%, но кто знает, сколько из них вырастут и захотят стать отцами? Пока в России мужчины живут в среднем на 10 лет меньше, чем женщины (в Европе — на 6 лет), и самый «опасный» для них возраст — это 45-49 лет, когда российские мужчины, которым еще гулять да гулять, умирают в 2,5 раза чаще по сравнению с женщинами (такие данные привел министр здравоохранения Михаил Мурашко).
Но еще министр заявляет, что одна из причин падения рождаемости в России — это легкомысленная убежденность женщин в том, что сначала они должны получить образование, сделать карьеру и обеспечить материальную базу и только потом озаботиться деторождением. Хотя тут уже возникают проблемы со здоровьем. А потому необходимо пересмотреть ситуацию и объяснить женщинам, что чем раньше она сможет родить, тем лучше для здоровья самой женщины, для здоровья детей и ее карьеры в будущем.
Доля истины в этих утверждениях есть: у женщин с высоким уровнем образования число детей действительно в среднем меньше, чем у малообразованных. А в России ныне 55% образованного населения РФ составляют именно женщины, 32,4% россиянок в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование — это выше уровня Италии (19,9%), примерно равно Японии (34,2%) и чуть меньше США (39,5%). Но, как показывают профильные исследования, в странах с высоким образовательным уровнем даже малообразованное женское меньшинство начинает рожать реже, подражая соседкам.
Бороться с этой тенденцией трудно, если не бесполезно. В России средний возраст материнства в 2023 году уже вырос до 26,2 года (в 1995-м он был на три года ниже). Известно и средство профилактики: помочь миллионам российских студенток еще в юности совместить учебу с материнством. И в этом направлении сделаны первые шаги: в 2024 году в рамках нацпроектов в российских вузах открылись 52 комнаты матери и ребенка и 53 группы кратковременного пребывания детей. Но лишь через пять лет обещают создать таких тысячу. Хотя в нашей стране с 1209 вузами (университетами и институтами) уже минувшей весной учились 22 тысячи студенческих семей, воспитывающие более пяти тысяч детей.
В России был и другой выход из ситуации — «институт бабушек и дедушек», фактически упраздненный вместе с поднятием в стране пенсионного возраста. «Я вспоминаю свои студенческие годы, когда мы особо не заморачивались, родив ребенка», — рассказывает председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. — Отправляли малышей после декрета своим родителям, а там ясли, детский сад... Студентки в это время оканчивали вуз, получали диплом и вместе с ним хорошо ухоженного, воспитанного родными людьми трехлетнего ребенка. Все были довольны«.
Сегодня молодая мама имеет право сама заниматься ребенком до 1,5 года. Но, говорит Останина, есть профессии и работы, требующие постоянного погружения, их не бросишь на 1,5 года. Да и средний размер детского пособия составляет 17,8 тысячи рублей — «с ним можно впасть в крайнюю нищету». Очень пригодился бы опыт Франции, где родственники могут взять на себя присмотр за студенческим чадом, получая от государства 180 евро в месяц. И многие российские бабушки, досрочно выйдя на российскую пенсию с таким приработком, охотно бы возродили прежний «советский институт». Но беда студенческой семьи, как, впрочем, и почти любой молодой, не только в уйме проблем и забот, которые приносит ребенок. Как говорит зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, «ребенок для абсолютного большинства граждан России — билет в один конец в бедность, второй ребенок — билет в один конец в нищету». Хотя с 2023 года в стране действует государственная мера поддержки для нуждающихся семей. Это пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 года, а также материнский капитал. Но...
«Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда все основные льготы получают только бедные семьи, — уверяет президент Союза многодетных семей Светлана Недилько. — После рождения ребенка родители получают единовременные пособия, а что дальше? Власть как бы говорит: «Вот вам материнский капитал — рожайте. Что делать дальше? Думайте сами, решайте сами». А молодая семья еще не встала на ноги, зато тут же обеднела, обязанная содержать не двух, а трех человек. И еще вчера беззаботная пара погружается в омут семейных забот, из которого без посторонней помощи не выплывешь. Тут уже не до многодетности, если, по данным Росстата, в 2024 году 20% семей с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет жили ниже уровня бедности.
Бедность — одна из основных причин печального лидерства России и по абортам: 53,7 на 1000 женщин. Вьетнам занимает второе место (35,2), на третьем Казахстан (35). Но, по опросам социологов, более чем в 33% случаев российские женщины идут на аборт из-за неблагоприятной социально-экономической обстановки. По другим источникам, 23% абортов совершаются по «социальным показаниям» — опять же это бедность, неуверенность в будущем. В общем, хрен редьки не слаще. А страна теряет сотни тысяч потенциальных граждан ежегодно.
Деньги могут если не изменить, то улучшить ситуацию, как это произошло с сиротством: при общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 375 тысяч человек большинство из них (337 тысяч) ныне находятся на воспитании в семьях и лишь 9% — в детских домах. Положение круто изменилось в 2005 году, после того как государство взяло на себя материальную сторону усыновления или опеки этих детей. Теперь денег на семьи опекунов и усыновителей выделяется достаточно, «бедных» в них нет, а число детских домов за ненадобностью сократилось в разы.
В «родных семьях» проблем куда больше. «Более 82% всех российских бедных составляют семьи с детьми, — сообщал еще в 2020 году председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. — Если мы посмотрим статистику, то 23% российских детей проживают в бедных семьях. А если мы берем детей до семи лет, это каждый четвертый».
Теперь, согласно информации федеральных властей, ситуация меняется. Министр финансов Антон Силуанов только что доложил в Совете Федерации о снижении количества бедных в стране на 1,7 млн. Была черта на уровне 8,3% населения — по итогам 2024 года опустилась до 7,2%. «За чертой» остались 10,5 миллиона человек. Как говорят демографы, это означает, что примерно два с полвиной миллиона из них — увы! — дети.
Но практически одновременно в Госдуме в ходе «правительственного часа» вице-премьер Татьяна Голикова высказалась против введения «заработной платы» семьям россиян за рождение и воспитание родных детей, заявив, что такие выплаты «идеологически н-еверны».
Параллели
В Германии в 2025 году с момента рождения ребенка родители получают 255 евро в месяц — до его совершеннолетия.
В Испании аналогичное пособие составляет 200 евро в месяц на каждого ребенка.
В Италии размер ежемесячного детского пособия составляет до 175 евро для семей с доходом ниже 15 тысяч евро в год (богатым выдают меньше).
Во Франции родителям в зависимости от количества детей и уровня дохода установлено до 20 видов пособий. В результате здесь достигли самого высокого в Европе уровня рождаемости — 1,88 ребенка на одну женщину. В России он сегодня — 1,4. Падает и численность женщин в детородном возрасте.
