Главная Культура 00:04 18 Ноября 2022 11154
Куда гребла Девушка с веслом

В Третьяковке открылась выставка к 135-летию скульптора Ивана Шадра

Елена Широян
В 1935 году 12-метровое изваяние установили в центре фонтана на главной аллее ЦПКиО им. Горького. Однако цензоры пуританского СССР такое не потерпели, и «комсомолку-спортсменку» сослали в Ворошиловград (ныне Луганск)

Его работы, знакомые всем по школьным учебникам, стоят в пространстве городов, как памятник Максиму Горькому в Москве у Белорусского вокзала или динамичный «Булыжник — оружие пролетариата» на Пресне. Былинный образ русского крестьянина воплотился в «Сеятеле». А знатоки мемориального жанра помнят лаконичное надгробие трагически погибшей Надежды Аллилуевой, жены Сталина... Там же, на главном кладбище страны — Новодевичьем — в 1941 году упокоился и автор, проживший чуть больше полувека.

На выставку такого «кремлёвского соловья» даже в столь серьезный музей, как Третьяковка, идешь со скепсисом, не ожидая эстетических откровений. И напрасно, ведь она способна подтолкнуть к размышлениям о путях, какие потенциально открывались перед искусством России в ХХ веке и каким из них реально, не по воле художников, было отдано предпочтение. О том, как власти цинично использовали талант и преданность творчеству, выхолащивая трепетно-живое произведение и превращая его в бездушный знак торжества новой, тоталитарной идеологии.

Так случилось с самой, возможно, известной работой Шадра — статуей «Девушка с веслом». Вряд ли это шедевр — пролетарий с булыжником, созданный под влиянием великого мэтра барокко Бернини, чьи творения Шадр видел в учебной поездке по Италии, явно интереснее. Но фокус классово-массового искусства в том, что в память западают не лучшие вещи, а самые растиражированные. «Венеры», на манер шадровской отлитые в дешевом гипсе и бетоне, сотнями шагали строем по паркам всей страны, покоряя не красой и нежностью, а видом бодрым и бескомпромиссным, являющим тот же тип советской женщина, что и киногероини Любови Орловой и Лидии Смирновой, подавляя простых смертных холодностью правильных черт и великанской мощью.

То ли задумывал классик, а поначалу скромный труженик Иван Дмитриевич Иванов, взявший псевдоним в честь уральского города Шадринска, где находился его родительский дом? Вряд ли, да и первую парковую «девушку», опершуюся на весло, он лепил обнажённой в подражание античным образцам. В 1935 году ее 12-метровое изваяние установили в центре фонтана на главной аллее ЦПКиО им. Горького. Однако цензоры пуританского СССР такой вольницы потерпеть не могли, и «комсомолку-спортсменку», даром что мыслилась как символ эмансипации. сослали в Ворошиловград, ныне Луганск. А Шадру пришлось к лету 1936 года отлить из бетона новую «девицу», ростом лишь 8 метров, не такую мускулистую, да ещё и прикрытую завесой воды из фонтана. Но и ей не повезло: критики не унимались, а точку в ее истории поставила немецкая бомбежка 1941-го. Остались только уменьшенные копии в музеях.

Голова девушки оказалась самым крупным экспонатом выставки Фото автора

Так откуда же взялись бесчисленные парковые «девушки» в купальниках или спортивных трусах, авторство которых народная молва приписала Шадру? На самом деле «бюджетный» вариант фигуры спортсменки ростом всего 2,5 метра первым выполнил Ромуальд Иодко для парка водного стадиона «Динамо». Уж этот ваятель учитывал контекст и своих героинь не забывал одеть. В итоге вместо Диан и Афродит, даже в советском окружении сохранявших идеальную сущность, пространство наводнили прозаические пловчихи и прочие атлетки. На смену декадентскому идеализму и тонкому символизму пришел агрессивный и приземленный соцреализм.

Конечно, серьезная ретроспектива в ГТГ без такой эмблемы творчества Шадра обойтись не могла, но кураторы показали не целую фигуру, а лишь голову злосчастной «девушки». И это самый крупный экспонат на выставке! С ним пытается соревновать гигантская голова Горького, чью шевелюру будто разметал ветер. Странно узнать, что писатель отказался позировать скульптору. Возможно, к лучшему: образ получился полным поэзии, без грубого натурализма. Ну а реалистом Шадр был убежденным, впитав роденовский подход: не льстить модели, не сглаживать черты, а, напротив, заострять характерное. Не потому ли пугающим вышел портрет партийного бонзы Льва Красина? Доверил ли скульптор металлу тайное знание либо руки сами выполняли работу почти машинально: на кончиках пальцев художник привносит нечто неуловимое, иррациональное, невыразимое словами, но именно это и есть маэстрия, она же — художественная правда.

В Горьком Шадр увидел настоящего революционного романтика

Столь же бескомпромиссно Шадр лепил портрет матери, суровой труженицы родом из Палеха. С достоверностью, без прикрас прорабатывал и лица «денежных мужиков», получивших такое прозвище, потому что были эти крупные бронзовые отливы фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля (все 1922 года) заказаны Гознаком для воспроизведения на банкнотах, облигациях займов, государственных ценных бумагах СССР. Прототипы же скульптор нашёл на родине, в деревне Шадринского уезда. В экспозиции они оживают в затемненном зале, где свет, будто от театральных софитов, подчёркивает драматургию.

Образ собственной матери скульптор воплотил с жестким, если не жестоким реализмом

Так же и фортуна будто сама вывела Шадра из тьмы обыденности к тайнам творчества. Рождённый в многодетной семье плотника, служивший «мальчиком на побегушках», он не смирился с рабской участью и в 1901 году сбежал с фабрики, где работал грузчиком. Упорно занимался, чтобы сдать экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у скульптора Теодора Залькальна. А летом 1907 года ушел с товарищем странствовать по России, побывал в тех же местах, что некогда прошел вдохновивший их Горький: на Каме, Волге и Дону. После путешествий по Кавказу и Украине Иван пешком добрался до Петербурга. Поступить в Академию художеств не удалось, и он стал бродягой, а для заработка пел на улице под шарманку. Голос услышал режиссёр Александринского театра Дарский. Этот добрый гений помог юноше поступить на Высшие драматические курсы Императорского театрального училища в Петербурге. Еще немного, и, возможно, был бы у нас второй Шаляпин... но и в училище Иван продолжал рисовать и лепить. Случайно его рисунки увидел Репин, похвалил — и вот новый круг удачи. Хлопотами петербургских ценителей юного таланта Шадринская городская управа назначила Ивану стипендию. Дальше будут рисовальная школа Императорского общества поощрения художеств, Музыкально-драматическая школа, год службы в армии. С 1908 года, ощутив себя серьезным художником, Иванов стал Шадром, как писал он сам, «от названия родного города, чтобы прославить его».

Судьба или беспокойная натура вскоре вновь погнала вдаль. В 1910 году Шадр уже студент знаменитой Академии де ла Гранд-Шомьер в Париже. Там он встретит великого Родена и харизматичного Бурделя (у которого будет учиться и Вера Мухина, товарищ Шадра в последующие советские годы). Вскоре учителя шлют русского самородка в Рим на стажировку в Институте изящных искусств.

Вернувшись в 1912 году в Россию, Шадр продолжает поиски себя и поступает в Московский археологический институт, а с 1914 по 1917 работает на киностудии Ханжонкова. Параллельно задумывает «Памятник мировому страданию», в котором отразились и запросы времени, и визионерские настроения автора, чуткого ловившего сигналы «всемирного эфира». Разумеется, вещь не была осуществлена — дата «1917» говорит сама за себя...

После революции Шадр едет в Омск с целью забрать семью в Москву, но остаётся там на три года, и каких! Теперь он трудится при белогвардейском правительстве то над памятником генералу Корнилову, то над проектом коронации адмирала Колчака. Прознают ли об этом заказчики-большевики, когда после пленения «красными» и работы в Сибревкоме скульптор в 1921 году первым же поездом, как только восстановили железнодорожное сообщение, вернется в Москву? Возможно, от печальной участи Шадра уберегла ранняя смерть. По иронии судьбы отчаянный «мэтр из народа» стал в ряд сталинских «инженеров человеческих душ», своим творчеством ковавших образ СССР, теперь уже покрытый хрестоматийным глянцем.

Он не был баловнем судьбы, и удалось ему далеко не всё задуманное. Грандиозные монументы челюскинцам, летчику Чкалову и режиссёру Вахтангову так и остались в эскизах. Не повезло и с Пушкиным для Ленинграда — наброски, рисунки, фигуры из гипса доносят неуемную энергию художника. Увы, в реальности всё свелось к памятникам Ленину да попыткам воплотить идеал прекрасной женщины, устремившейся в новую жизнь.

Модель надгробия Надежды Аллилуевой, жены Сталина

Респект кураторам, что рискнули показать в финале экспозиции композицию «Освобождённый Восток» (1938). Эта пышногрудая «ню» с геометрическим силуэтом — далеко не самый удачный, но весьма выразительный образ. Автор словно хочет вернуться в круг европейских скульпторов межвоенной эпохи. Мечта романтика осенена духом модерна, усмиренного академической выучкой. Стоит ли удивляться, что и за этот опыт дерзкого Шадра нещадно ругали, а установить скульптуру на отведенном ей месте перед Коммунистическим университетом трудящихся Востока в Москве не разрешили. В поздних работах Шадра видно, насколько тесно было ему в рамках заземленного реализма и как тянуло вдаль и ввысь, подобно героям его эскизов для павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, тоже оставшегося в замыслах.

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6319
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?