Главная Культура 00:19 21 Апреля 2023 8105
Космическая одиссея Клима и Юлии

На экраны страны оглушительным тиражом выходит фильм «Вызов»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Юлия Пересильд и Милош Бикович составили в фильме «Вызов» звездный дуэт

Премьера этого уникального кинопроекта, частично снятого в космосе, состоялась 12 апреля сразу на двух престижных площадках: в Кремлевском дворце, где фильм посмотрела политическая элита страны, и в столичном кинотеатре «Октябрь», куда пришла Москва артистическая. Причем, в «Октябре» картину показывали сразу во всех 11 залах, забитых под завязку. Такого столпотворения здесь давно не наблюдалось.

Многих, в том числе и меня, интересовал вопрос: стоило ли съемочной группе с риском для жизни лететь в космос ради «какого-то фильма»? Особенно если помнить, что все шедевры мирового кино на эту тему («Космическая одиссея» Кубрика, «Солярис» Тарковского, «Гравитация» Куарона, «Интерстеллар» Нолана, франшиза «Звездные войны» etc.) были сняты на Земле. Да и режиссер «Вызова» Клим Шипенко несколько лет назад отметился фильмом «Салют 7», снятым в павильоне, что не помешало ленте завоевать кучу фестивальных наград, включая «Золотого орла».

Ответ, который я получил на финальных титрах фильма «Вызов», для меня теперь однозначен: да, стоило. И дело не только в том, что прекрасная актриса Юлия Пересильд за время предполетных тренировок, включая тестирование на центрифуге и в барокамере, приобрела уникальный опыт, который нельзя сымитировать. Не только в том, что Клим Шипенко для съемок в космосе похудел на 15 кг, а ради экономии места в тесных космических отсеках освоил еще и профессии оператора, художника-постановщика, что помогло ему создать подлинно авторский фильм.

Ради полета в космос режиссер Клим Шипенко похудел на 15 килограммов и освоил несколько новых профессий

Главное, что совместный полет режиссера и актрисы позволил им снять в космосе 288 часов уникального материала. И в итоге помог насытить «Вызов» такими неповторимыми деталями и подробностями, которые нельзя придумать на земле. По возвращении из экспедиции Клим признался, что космос подсказал ему немало режиссерских решений. И это чувствуется, и это властно притягивает наш взгляд к экрану. Мы-то знаем: все, что происходит в фильме на космическом корабле, несмотря на всю свою фантастичность, — это настоящее, это правда. Ведь Юля и Клим там были...

Сюжет фильма, между тем, и впрямь отдает фантастикой. Торакальные хирурги в космос пока не летают, операции в состоянии невесомости не делают. А вот героиня Пересильд Женя Беляева волею авторов фильма туда полетела. Не могла не полететь. Потому что одному из космонавтов во время выхода в открытый космос повредило легкие. И ситуация на МКС сложилась по-настоящему критическая. Возвращать экипаж на Землю нельзя: больной при перегрузках во время приземления не выживет. Спасти его может только операция.

Продержаться на МКС он сможет от силы две недели. За это время надо подготовить и отрядить в космос умелого (и смелого!) хирурга. Из великолепной семерки кандидатов руководители космической отрасли (убедительные Александр Балуев и Владимир Машков) выбирают героиню Юлии Пересильд. Потому что кроме врачебного опыта, отменного здоровья и боевого характера у нее еще есть душевная отзывчивость, а это в условиях невесомости фактор весомый.

Героиню Пересильд выбрали для полета в космос из семи претендентов

Женя проходит в фильме практически тот же путь, что прошла сама актриса, готовясь к полету. Лучшее, что есть в фильме, — это заворожившие меня съемки в космических локациях: в тренажерных залах и модулях, в ЦУПе с его накаленной атмосферой и на Байконуре с взлетающей ракетой и караванами верблюдов на горизонте. А уж когда героиня оказывается на МКС! С вздыбленными от невесомости золотистыми волосами, летающая по узким отсекам корабля, словно диковинная птица, героиня Пересильд властно перетягивает на себя все зрительское внимание. Даже реальные космонавты меркнут на ее фоне. Оно и понятно: их в кино играть не учили...

Словом, все, что в фильме связано с космическим полетом, снято на небывалом для нашего кинематографа творческом, технологическом, эмоциональном уровне. Это вполне международный масштаб и размах, это режиссерская перчатка с руки Клима Шипенко, дерзко брошенная в лицо Тому Крузу, который, говорят, тоже собирается снимать кино в космосе. Теперь голливудскому первачу предстоит приложить сверхусилия, чтобы достойно ответить на этот кинематографический вызов.

Если бы Клим Шипенко ограничился в фильме только космическим сюжетом, возможно, его фильм стал бы настоящим шедевром. И встал бы в один ряд с высокой классикой жанра. Но режиссер побоялся столь радикального жеста и решил «утеплить» фильм земными, бытовыми, семейными коллизиями. И отчасти испортил свою картину: уникальное, единичное, штучное порой сменяется на экране обыденным, привычным, а то и откровенно банальным.

Так, невнятная коллизия с дочерью-старшеклассницей, влюбившейся в низкорослого мальчика в дредах, оказалась скомканной и брошенной режиссером где-то на полпути. Мальчик как залез под кровать, опасаясь вернувшейся с работы Жени, так из-под нее, похоже, и не вылез до конца фильма. Спрашивается: а был ли мальчик? И зачем он вообще был? Да и вялотекущие платонические отношения самой Жени с влюбленным в нее волооким коллегой (новый секс-символ нашего экрана Милош Бикович) показан в фильме пресно, без искр любовной химии, чтобы можно было поверить во внезапно вспыхнувшее в финале пламя взаимных чувств.

И уж совсем анекдотичной выглядит линия с моложавой и кокетливой мамой героини (Елена Валюшкина), которую, оказывается, нельзя волновать из-за ее проблем с сердцем. И потому Женя лжет маме, что вместо космоса летит в Иркутск. В разгар сложнейшей операции на МКС мама позвонит дочери с просьбой... бросить ей на карту 3 тысячи рублей. И заодно попросит привезти ей из Иркутска икры омуля и кедровых орешков. И Женя, одной рукой орудуя в легких пациента, другой отправит маме из космоса требуемую сумму. И пообещает привезти дары Байкала. В зале раздастся ожидаемый смех. У меня, правда, возникло подозрение, что зрители смеялись не над удачной шуткой, а над неловкой фантазией авторов фильма.

К сожалению, юмора подобного рода в фильме больше, чем предполагает хороший вкус. Пытаясь впихнуть в один фильм невпихуемое, авторы, боюсь, не до конца определились с адресом своего послания. «Вызов» пытается балансировать на грани между серьезным авторским высказыванием и зрительским блокбастером. Но усидеть на двух стульях редко кому удается. Европейские фестивали фильмом, как я догадываюсь, не заинтересовались. Не оправдались надежды инициаторов этого амбициозного трехчасового проекта (среди них «Роскосмос» и Первый канал) и на широкий международный прокат. «Вызов» пока купили 20 стран, среди них Бахрейн, Египет, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Сирия... Это явно скромнее первоначальных ожиданий.

P. S. Что касается внутреннего кинорынка, то фильм, на производство которого было потрачено более миллиарда рублей (это не считая затрат на сам полет в космос), в прокате наверняка окупится, тем более, что к рекламе «Вызова», кроме Первого канала, подключились и портал Госуслуги, и «Почта России». Но до рекордных показателей «Чебурашки» фильм, по моим ощущениям, вряд ли дотянется...

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 6153
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4786
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4651
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4206
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 3755
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 3420
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?