Главная Экономика 00:01 21 Октября 2022 9795
Электромобильные миражи

В Стратегии развития российского автопрома заложено отставание от остального мира, устремившегося в будущее на электрокарах

Александр Киденис
Российский элекрокар Evolute - это перелицованный «китаец» Dongfeng. Фото: IMAGO/Sebastian Geisler, globallookpress.com

Электрификация автомобильного транспорта в России идет по накатанной схеме: купить заграничное проще, чем сделать отечественное. Про цену вопроса никто не спрашивает и в будущее тем более не заглядывает. А между тем рядом, по соседству, есть совсем другие примеры.

В липецкой деревне Гребенкино на прошлой неделе началась первая в России поточная сборка электрокаров Evolute. Отечественными эти машины назвать нельзя, поскольку и завод «Моторинвест» китайский (построен в 2014 году для крупноузловой сборки внедорожников Great Wall и Changan), и сам Evolute — это перелицованный «китаец» Dongfeng Aeolus E70. Но 2 тысячи электрокаров до конца года здесь обещают выкатить с конвейера.

Тем же путем поехал столичный завод «Москвич», старательно скрывающий «поднебесное» происхождение электрических кроссоверов Sehol E40X, которые должны быть собраны здесь в количестве 200 штук не позднее декабря (и еще 400 бензиновых Sehol X4). А в новом году и «АвтоВАЗ» обещает добавить «небольшое количество электромобилей на основе универсала Lada Largus». Собирать их будут в Ижевске — и тоже с китайской начинкой. Вот и петербургский Nissan после ухода из России материнской компании начинает учить китайский язык...

Тем временем в Турции, никогда всерьез не занимавшейся автомобилестроением, готовится сойти с конвейера массовый электромобиль-кроссовер TOGG мощностью от 200 до 400 лошадиных сил (в зависимости от модели). Разгоняться до 100 км в час машина будет за 4,6 секунды, заряжаться — за 30 минут, максимальный пробег на одной зарядке — до 500 км. Салон современный: кнопок практически нет, а сенсорных дисплеев аж четыре: один отвечает за показания приборов, второй — за навигацию, третий — за развлечения, четвертый — за климат. Машина оснащена автоматической системой оповещения о неисправностях, требующих технического обслуживания и замены деталей.

Вот такой электрокар получился у новичков. Плановая мощность завода в турецкой Бурсе — 175 тысяч машин в год. Проект ценой 3,7 млрд долларов реализуют пять местных компаний, объединившиеся в Trkiye’nin Otomobili Giriim Grubu («Турецкая автомобильная инициативная группа»). А куратором стал сам президент Реджеп Эрдоган. Кстати, Tesla Илона Маска 10 лет назад тоже не занималась автомобилестроением. А в третьем квартале текущего года произвела 365 тысяч электрокаров.

Российский «АвтоВАЗ» свой первый электромобиль собрал именно 10 лет назад: под капот «Калины» засунули швейцарский электромотор, в кузов поставили китайские аккумуляторы и назвали все это гордым именем El Lada. В порядке эксперимента собрали около сотни штук, но проект развития не получил. А сегодня даже Индия обещает совсем скоро, к 2025 году, стать мировым центром производства электромобилей.

Спрашивается: почему не Россия? Ведь именно у нас 102 года назад был создан Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», ведущая научная организация в области развития автомобилестроения. Но единственным проектом НАМИ, запущенным в серию (очень мелкую!), стала разработка (тоже 10 лет назад) лимузина Aurus для президента России, а также машин для чиновников — семейство «Кортеж» из четырех автомобилей: «Сенат», «Арсенал», «Комендант» и катафалк «Лафет». В СМИ писали, однако, что в их разработке «НАМИ» сотрудничал со 130 российскими и иностранными компаниями.

Нельзя сказать, что в родном отечестве вовсе перевелись специалисты по автомобилестроению. В июле «Алмаз-Антей» показывал министру Денису Мантурову электрокроссовер E-Neva на модульной платформе с запасом хода в 463 км без подзарядки и максимальной скоростью 197 км в час. Четыре модели электроавтомобилей разработаны в Набережных Челнах стартапом «Кама», которому не хватает инвестиций для запуска машин в серию.

В дефиците не только деньги. В Нижнем Новгороде на ГАЗе начато производство «электрогазелей». Приличный грузовичок, но из-за отсутствия хороших аккумуляторов максимальная скорость — 100 км в час, пробег на одной зарядке — не более 120 км. Зато цена в полтора раза выше бензиновой «газели». Из-за отсутствия современных аккумуляторных батарей закрыт проект производства электрокаров-мини Zetta в Тольятти. Тем самым было подтверждено заключение ведущих зарубежных экспертов: производить российский электроавтомобиль без локализации главных узлов невозможно. Тем более в условиях сплошных санкций.

С учетом этих условий в Калининградском анклаве холдинг «Автотор» готовит к пуску автозавод электроавтомобилей с собственными главными компонентами — электродвигателями и тяговыми батареями. Но: Хорошо известно, что мировой лидер в производстве тяговых автомобильных аккумуляторов, одной из самых дорогих и наукоемких частей автомобиля, — Восточная Азия. Китай, Южная Корея и Япония поставляют около 95% всех произведенных в мире таких аккумуляторов. У России был шанс стать сильным конкурентом на этом рынке. Десять лет назад (опять десять лет!) в Новосибирске появилось предприятие «Лиотех» для разработки и производства литий-ионных аккумуляторов. Тех самых. Проектом занимались «Роснано» и лично Анатолий Чубайс. В итоге бюджетные деньги пропали, предприятие обанкротилось.

Сегодня автомобильными ионно-литиевыми аккумуляторами занимается компания «Рэнера» — дочернее предприятие «Росатома». «Создание предприятия по выпуску аккумуляторов мирового уровня станет знаковым событием для национального автопрома, стимулом для роста производства и широкого распространения электротранспорта», — заявляют в «Росатоме». И обещают к 2030 году выпускать в Калининграде по 50 тысяч батарей. Для «Автотора» должно хватить, а что другим российским коллегам? Надеяться на заграничного дядю? По прогнозам Bloomberg, в ближайшее десятилетие мировой спрос на такие аккумуляторы вырастет, и России опять придется клянчить.

С электродвигателями ситуация схожая. С одной стороны, у нас десятки заводов, производящих двигатели различной мощности и назначения. С другой — нужного именно для электрокара нет. Об этом прямо заявил основатель калининградского холдинга «Автотор» Владимир Щербаков. А потому один из строящихся новых корпусов предприятия изначально был запланирован для производства собственных электродвигателей — и малых, и больших. На их базе планируется делать малую технику — квадроциклы, мотоциклы, другие транспортные средства и передвижные устройства широкой гаммы. Кроме того, «Автотор» смотрит в будущее и намерен создать несколько моделей на газомоторном (возможно, водородном) топливе.

Но учтем: все это делается в рамка СПИКа — Специального инвестиционного контракта, подписанного с федеральным и областным правительствами, то есть с немалой государственной, прежде всего финансовой, помощью. Без которой такой объемный проект не одолеть. А другим автозаводам такого СПИКа не дают.

Кстати, собственное поточное производство любой высокотехнологичной продукции способно серьезно снизить и ее себестоимость. Такое же будущее ожидает и электромобили. Американская корпорация GM уже заявила, что к концу 2026 года сократит затраты на выпуск тяговых батарей на 60% — за счет экономических зависимостей, а также внедрения нового состава катодов и электролита. И в результате снизит стоимость электромобиля на 5 тысяч долларов.

На Петербургском международном экономическом форуме компания «НПК «Автоприбор» из Владимира представила новейшую разработку — торцевой синхронный электрический двигатель с гладким статором из аморфного сплава. Главное его достоинство — цена: мотор в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов. Электродвигатель мощностью 40 кВт способен давать скорость до 120 км в час, не боится перегрева и пиковых нагрузок. Собственный вес — всего 45 кг. Все детали — российского производства. Предназначен для гибридных электромобилей массой до 3 тонн с двигателем внутреннего сгорания и электромотором. И кто знает, может быть, в недалеком будущем, с получением такой же, как у «Автотора», государственной поддержки эта новинка серьезно поменяет взгляды на будущее и отечественного, и мирового автомобилестроения?

Однако в Стратегии развития российского автопрома до 2035 года, разработанной Минпромторгом, основное внимание уделено не созданию новых технологий и производств, а «удовлетворению потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечению технологического суверенитета отечественного автопрома». А конкретно: обещано стимулирование производства и спроса за счет господдержки, создание автокомпонентных производств, преимущественно в области силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности. На что государство намерено выделить в ближайшие 13 лет полтриллиона рублей и еще столько же — на поддержку экспорта. Для сравнения: общий объем господдержки автопрома за прошедшие пять лет составил 387 млрд рублей.

В производственных приоритетах Стратегии — организация выпуска малых дизельных двигателей, автоматических коробок передач (которые электрокарам ни к чему), антиблокировочных систем тормозов (ABS), подушек безопасности. То есть ближайшее будущее автомобильной России по-прежнему будет строиться на двигателях внутреннего сгорания.

А в это время

Между тем российская молодежь успела переключиться на мечты об электричестве: в нынешнем году в российские вузы по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика» поступили более 130 тысяч человек, чего не было никогда. Найдут ли выпускники через пять лет работу по специальности? В Китае, например, долгосрочная программа развития автомобильной промышленности предполагает уже к 2025 году увеличить выпуск электромобилей почти в 40 раз — до 20 млн машин. А новая российская Стратегия развития автопрома предполагает к 2025 году рост доли электромобилей в общем объеме продаж на... 5%. Почувствуйте разницу.

 

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6166
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3138
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?