Худрук Олег Липовецкий в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» поставил «Лисистрату», написанную отцом греческой комедии Аристофаном. Пьеса о женщинах, сумевших прекратить долгую войну методом «сексуальной забастовки», написанная аж в V веке до нашей эры, сегодня кажется как никогда злободневной.
Сам автор, прозванный Аристотелем «отцом греческой комедии», создавал «Лисистрату» в то время, когда на его родине шел 20-й год Пелопонесской войны, и до ее окончания было еще семь лет. В своей пьесе Аристофан предлагал парадоксальный выход из затянувшегося конфликта. Этот сюжет кажется невероятным, но интересно, что уже в наше время в некоторых странах третьего мира женщинам именно так удавалось прекратить кровавые междоусобицы. Например, в 2003 году активистка Лейма Гбови вместе с движением «Женщины Либерии за мир» организовала мирные протесты против насилия и сексуальную забастовку, что привело не только к завершению 14-летней гражданской войны, но и к избранию первой представительницы прекрасного пола главой государства в этой стране. А сама Гбови удостоилась Нобелевской премии. Об этой и еще нескольких подобных историях говорится в программке спектакля. Так что недаром «Лисистрата» до сих пор остается самой востребованной из всех пьес Аристофана в мире.
У нас в стране, впрочем, она ставится не так часто. Качественный перевод на русский появился только в 1923 году, его автор – Адриан Пиотровский. Фрагменты этой работы есть и в спектакле, но вообще Олег Липовецкий создал собственную сценическую версию текста. Иногда она звучит довольно остроумно, например, клянясь не соединяться с мужчинами до конца войны, женщины перечисляют способы, как именно они не будут это делать: «Не буду извиваться я лианою, не обниму, как медвежонок дерево...».
Спектакль очень красочен – сцена представляет собой помост, держащийся на колоннах ионического и дорического ордеров. А под ними – имитация земли со всяким мусором, среди которого и сломанные шлемы, и пластиковые стаканчики – на войне не до уборки территории. Персонажи одеты в яркие костюмы художницы Яны Глушанок, напоминающие о Древней Греции, но сочетаются с современностью, например, короткими шортами у девушек. Та же эклектика царит и в декорациях: в один из моментов здесь появляется холодильник, из которого достают символизирующие мир оливки.
Очень впечатляет в своем красном одеянии сама Лисистрата – эта роль – прорыв для молодой Елизаветы Потаповой. Веришь, что только такой энергичной, волевой, настойчивой, интеллектуальной героине по силам объединить женщин из разных, в том числе и враждующих друг с другом городов, для того, чтобы прекратить многолетнюю распрю. Лишь она способна сдержать соратниц, когда после долгого воздержания, они стремятся обманом улизнуть к мужьям, и способна достойно ответить напыщенному и высокомерному бюрократу Андронику (Дмитрий Цурский), желающему подавить «бабий бунт» и всячески принижающего значение женщины в обществе.
«Это очень трудная роль», – задумчиво произносит Лисистрата. Но в первую очередь сложна сама пьеса Аристофана для постановки. Ведь в ней соединяются две очень несхожие темы: трагическая – войны, и пикантная – движущего миром основного инстинкта. И найти нужные пропорции для каждой из них – не так-то просто. В «Шаломе» получился скорее веселый спектакль о феминизме, с популярными песнями «Позвони мне, позвони» и «Я хочу быть с тобой». Актеры играют задорно, особенно уморителен Евгений Овчинников в роли мощной и колоритной спартанки Лампито, с легкостью побеждающей в бою военного предводителя мужчин. Но мне не хватило более сильного звучания темы тягот войны, а еще – электрических разрядов взаимного томления, мучающих от того, что их невозможно утолить.
Впрочем, все искупила одна пронзительная сцена – когда рядом с Лисистратой появляется маленькая девочка-- олицетворение ее самой в детстве. Героини вспоминают, как хорошо было раньше вместе с отцом и братом, и сетуют на то, что эти два родных человека так долго на войне, и Бог весть, вернутся ли с нее. Увы, слова пьесы: «Что нового слышно о мире у вас?» до сих пор как никогда актуальны, а ее хэппи-энд пока что выглядит недостижимой мечтой.